Суббота, 20 апреля, 2024
Религия

Муфтий Кемеровской области Тагир хазрат Бикчантаев: «Научить пониманию Ислама всех желающих людей – наша задача»

Выпускники бакалаврских программ РИИ часто продолжают совершенствовать свои знания и поступают в магистратуру. Одним из студентов – магистрантов РИИ является Муфтий Кемеровской области  Тагир хазрат Бикчантаев. Представляем вниманию читателей беседу с ним

–  Ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху.  Откуда вы родом? Как пришли к Исламу?

Ва алейкум салям ва рахматуллахи ва баракатуху. Я родился и вырос в Сибири, в Юргинском районе Кемеровской области, в татарском село Сарсас, куда еще сто лет назад переехали мои предки. Когда я пошел в школу, плохо знал русский язык,  так как люди в нашем селе разговаривали исключительно на татарском языке. Пара семей были русскими по национальности, но они свободно владели татарской речью.

Что касается религиозного пути, то здесь большую роль сыграл тот факт, что в детстве я какое-то время жил в деревне с дедушкой и бабушкой. Во время болезни моего дедушки, который был имамом в деревне, мне пришлось самому вести домашнее хозяйство. Мой старший брат в то время остался с дома родителями и помогал им.

Пока гостил у бабушки, изучал дедушкины книги. Если помните, в то время были всего две книги: «Гыйбадат аль-Исламия» и «Ислам дине йолалары».  Они вызвали большой интерес еще и потому, что были написаны на родном татарском языке. Во время чтения и изучения их, я все время спрашивал переводы слов. Так постепенно, понимая смысл отдельных слов, я начал изучать религию. Вместе с дедушкой я начал читать намаз, изучать суры. Благодаря деду все мои братья и сестры в 10-12 лет тоже стали совершать намаз. Так все начиналось.

– Какие исламские учебные заведения вы закончили?

Однажды дедушка спросил меня, хочу ли я получать образование. Я, естественно, согласился. И в 1993 году мы нашли самое близлежащее медресе в Тюменской области – в татарском селе Ембаево, в нем я отучился один год. Потом, после открытия медресе в Новосибирске,  я продолжил свое обучение там. Было огромное желание поехать учиться куда-нибудь за границу, в мусульманские страны. Но для этого необходимо было иметь аттестат об окончании одиннадцати классов. В своей деревне, в новой построенной мечети, я начал вести уроки и проводить пятничные службы. Окончил школу. Какое-то время еще работал в мечети, а в 2001 году приехал в Казань и поступил в Российский Исламский Университет. Обучаясь на первом курсе, параллельно сдал документы в египетский университет аль-Асхар, в котором  обучался до 2007 года.  В 2008 году меня пригласили в областной центр Кемерово работать имам-хатыбом. И с 2009 года я являюсь руководителем Духовного управления мусульман Кемеровской области. Нуждаясь в получении новых знаний, я принял решение поступить на факультет теологии в Российский Исламский Институт. 2016 году окончил заочное отделение и подал документы в магистратуру теологического факультета.

– Когда вы вспоминаете Российский Исламский Институт, какие теплые воспоминания всплывают в вашей памяти?

Я с большим уважением вспоминаю Ректора РИИ Рафика Мухаметшовича и весь преподавательский коллектив института. Многие преподаватели, работающие здесь, – это те ребята, с которыми мы вместе учились в Египте. Поэтому можно считать, что здесь все свое, родное и очень близкое мне.

– Скажите, пожалуйста, кто из преподавателей, получал с вами знания в  университете аль-Асхар?

Проректор по учебной работе Рустам хазрат Нургалиев и декан шариатского факультета Рамиль хазрат Гиззатуллин.

– Каковы масштабы распространения ислама в Кемеровской области? Сколько всего мечетей?

Духовное управление мусульман в Кемеровской области было создано только 2009 году. В то время было семь организаций, в которые входили разные, юридически зарегистрированные духовные управления.
Для оптимальной реализации работы исламской структуры в Кемеровской области мы сформировали независимое единое духовное управление, которое включает в себя все эти организации.  На сегодняшний день у нас уже порядка 24 организаций.  Практически при каждой есть своя мечеть либо молельное помещение, в котором хазраты могут заниматься обучением основам исламской религии и совершать намазы.

Я очень рад, что около 25-ти человек из Кемеровской области очно или  заочно  обучаются в Казани, в таких учебных религиозных заведениях, как Мухаммадия и РИИ. Стоит отметить, что большая часть имамов Кемеровской области является выпускниками и студентами РИИ.
Будучи руководителем, думаю, что являюсь в данном случае примером  того,  что образовательный процесс должен быть непрерывным.

В Кемеровской области проживает большое количество татар. Наша область по масштабам соответствует масштабам Татарстана.  Населения чуть меньше, проживает около трех миллионов человек. На сегодняшний день татар в Кемеровской области, согласно статистике, проживает порядка пятидесяти тысяч.  За последние 20 лет в Кемеровскую область приехало большое количество наших братьев и сестер с Кавказа и средней Азии. Если смотреть по мечетям, то они составляют сегодня большинство прихожан. Но с другой стороны, нужно понимать, что они особо не были оторваны от религии. Они родились в обычаях и традициях ислама, их родные и близкие читают молитвы, для них это близко. Наш народ, если брать в целом Сибирь, это бывшие ссыльные, раскулаченные люди, то есть совершенно другой контингент.

– На каком языке ведутся проповеди в мечетях вашей области? В Татарстане проповеди ведутся исключительно на татарском языке, каково Ваше отношение к этому вопросу?

Проповеди у нас ведутся на русском языке, потому что в нашей области проживает много национальностей, а также в связи с тем, что сегодня большое количество русскоязычных народов принимает ислам, следовательно, и проповеди должны вестись на доступном для всех языке. Процент понимающих татарский язык сейчас не так велик, к сожалению.  Мы работаем над тем, чтобы преподавался татарский язык либо при мечетях, либо домах культуры. Мы создаем благоприятные условия, чтобы  люди приходили в мечети на пятничные проповеди. Но при этом, учитывая, что это рабочий день, мы заботимся о том, чтобы это было не во вред профессиональной деятельности: не затягиваем молитвы, дабы дать возможность людям успеть на рабочие места.

Решение Духовного управления мусульман Республики Татарстан о ведении проповедей в мечетях РТ на татарском языке продиктовано благим стремлением – сохранить татарский язык.

 

Студенты 2 курса направления «Журналистика» РИИ

Лейсан Сибагатова и Альфред Салимжанов

Фото: rosmuslim.ru

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *