В Казани прошел круглый стол на тему «Ислам и мода»
В Галеевской мечети прошел очередной мусульманский дискуссионный клуб при ДУМ РТ, в котором приняли участие казый Северо-Западного региона РТ Рустем хазрат Валиуллин, журналист издательства «Иман» Рузана Хуснутдинова, стилист и дизайнер мусульманской одежды в национальном татарском стиле Нурия Зарипова и студенты РИИ. Гости мероприятия совместно с экспертами обсудили вопросы исламизации моды
Как сообщают организаторы мероприятия, данный круглый стол является традиционным и проводится каждый месяц. Спикеры разбирают те или иные вопросы на тему Ислама. Основными темами сегодняшнего круглого стола стали ответы на такие вопросы как: «Мусульманский взгляд на моду?» и «Требования шариата к одежде современных мусульман».
Независимым экспертам был задан следующий вопрос «Как соотносится понятие моды с традициями ислама и как одевались во времена Пророка(мир ему и благословение)?
Казый Северо-Западного региона РТ Рустем хазрат Валиуллин:
– Особенности в одежде были всегда. Но во время Пророка (мир ему и благословение) не было никакой моды, и все одевались так, как им предписывал ислам. Целомудрие и закрытый аурат – вот что являлось главным. Одежда не должна привлекать к себе лишнее внимание, быть вызывающей и сильно занимать ум человека. Верующий не должен носить одежду с целью показать свою высокомерие и надменность. Ведь она является лишь средством. Необходимо покупать и носить одежду, чтобы получить довольство и милость Аллаха.
Как обстоят дела с одеждой для мусульман в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране? Стоит ли возрождать и сочетать этнические особенности татар в одежде с религиозными аспектами?
Дизайнер татарской одежды Нурия Зарипова:
– Если сегодня татары потеряют свою этнографическую особенность и стиль, то они перестанут быть татарами. Я занимаюсь созданием и пошивом одежды, с традиционными татарскими орнаментами, украшенные национальной вышивкой ручной работы. На сегодняшний день это довольно актуально, так как многие люди хотят показать этническую особенность, дополняя свой образ аксессуарами в татарском стиле. Можно с легкостью совмещать мусульманские традиции с деталями национальной одежды татар, так как наш этнический костюм до 1917 года отвечал нормам шариата.
Казый Северо-Западного региона РТ Рустем хазрат Валиуллин:
– В последние время прослеживается тенденция стандартизации одежды. У нас очень давно отняли наш национальный татарский стиль и теперь им пользуются только в музеях и гардеробах театра. Нам остается лишь заново возрождать и создавать одежду с ее этническими особенностями. Однако не каждый будет готов носить ее каждый день. Все зависит от вкуса и предпочтения человека.
Как консервативный образ может существовать в современном контексте и в рамках ее строгих религиозных убеждений?
– В наше время стало очень много мусульман, которые активно следят за модным миром брендовой одежды. Но в Казани таких не так много, это, мне кажется, в первую очередь связано с отсутствием специализированных магазинов. На мусульманках, носящих хиджаб, лежит большую ответственность. Я считаю, что скромное одеяние мусульманок является своего рода дааватом. Поэтому мусульманскую моду можно рассматривать, в первую очередь, как средство коммуникации со светским обществом. Мы имеем возможность своим современным внешним видом вызвать симпатию не только к себе лично, но и к самой религии. В современных светских магазинах, есть довольно неплохой модельный ряд одежды, которые прекрасно подходят мусульманке или мусульманину. Длинные юбки и закрытые кофты – это еще не весь перечень того, что они могут предложить. Внешний вид при этом будет строго в рамках шариата, не броско и сдержанно.
Эльвира Маликова