Во все времена в процессе всестороннего развития личности искусству принадлежала огромная роль.

Духовно-нравственное воспитание – это неотъемлемая составляющая понятия личности. С акцентом на родной язык, на изучение национальной культуры, на основе использования патриотического и национального репертуара растут дети Татарской детской музыкальной школы №32, при гимназии имени Ш.Марджани №2 .

Словно эхо отзывается все то, что заложено в человеке на протяжении его взросления: воспитателями, учителями и, безусловно, родителями. Сегодня продвинутые мамы, целеустремленные папы делают основной упор на образовании, усиленно занимаются как саморазвитием, так и развитием своих детей, помимо общеобразовательной школы и кружковых занятий записывают их в художественную, музыкальную школы, включают в образование дополнительные предметы… Огромное внимание уделяют изучению различных иностранных языков. К сожалению, в стремлении удовлетворить прежде всего собственные амбиции, в следовании модным тенденциям во всем и в образовании, в частности, теряется тонкая связь со своими истоками, стирается главное – историческая культурная память. Молодежь с легкостью перенимает все иностранное, а свою национальную культуру, историю, родной язык, музыку знают немногие. А ведь это и есть настоящее, сущностное, живое, что идет из недр души и связывает человека с глубинными истоками своей природы, со Вселенной!

Разрушение духовности в нашем обществе, которое наблюдается в последнее время, крайне негативно сказывается на нашем молодом поколении. Не все дети понимают и чувствуют, что такое патриотизм, долг, сострадание; понятие «свобода» воспринимается многими как свобода от обязанностей и ответственности перед обществом, в котором они живут.

Именно в детском возрасте закладываются основы нравственного и эстетического воспитания. И от того, каким образом и в какой форме они будут заложены, зависит дальнейшее развитие и будущее как отдельно взятой личности, так и всего подрастающего поколения в целом.

Я по национальности татарка родилась в Чувашии, но большую часть жизни живу в Татарстане. У меня было огромное желание знать свой родной язык, ведь родители его практически не знали. Я поступила в татарскую гимназию №2 имени Шигабутдина Марджани, которую успешно закончила. Сейчас я мама троих детей, работаю в стенах моей родной гимназии – в Татарской детской музыкальной школе №32 учителем по вокалу.

Гимназия полностью пропитана национальным колоритом, преподавательский состав высокого уровня, преподавание ведется на татарском языке. Расположение музыкальной школы в стенах гимназии очень целесообразно, это естественное, грамотное решение – объединить их с одной целью – воспитать гармонично развитого, духовно богатого человека, а также очень удобно для обучающихся. Нужно отметить, что программа татарской гимназии, в частности татарской литературы и родной речи, очень отличается от программы, преподаваемой в других общеобразовательных школах. В татарской литературе уделяется огромное внимание семье, духовно-нравственным ценностям. Произведения татарских писателей заставляют осмысленно относиться к близким людям, обдуманно совершать те или иные поступки. В каждом произведении есть идея особенного отношения к религии, обязательно с учетом норм и канонов ислама, что наполняет читателя духовными ценностями.

Наши преподаватели посчитали необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями народной культуры, и постарались внести в их жизнь национальные традиции и обычаи. Поставили цель – приобщить ребенка к истокам народной культуры, воспитать уважительное отношение к своим корням. Нашу школу называют Центром национального образования, а во главе его стоит замечательный педагог, талантливейший организатор, народный учитель РТ, член Общественной палаты РТ, почетный гражданин г. Казани Хамидуллина Камария Зиннуровна.

Сохранением и развитием национальной культуры занимаются учреждения культуры и образования. Среди них и наша татарская музыкальная школа №32, под руководством Сингатуллиной Лилией Габделназировны. В школе накоплен богатый опыт в деле пропаганды и развития музыкального наследия, формирования художественного вкуса у подрастающего поколения.

В процессе всестороннего развития личности и духовно-нравственного воспитания детей искусству принадлежит огромная роль.

Музыка – часть духовной культуры народа, тесно связана с условиями его жизни, бытом, традициями, историческими отношениями с другими народами, поэтому она является важным источником исторической информации. На народные песни и авторскую музыку определенного региона оказали влияние поэзия, верования, обряды, языковые особенности. В век скоростей и современных информационно-коммуникационных технологий очень важно не упустить из виду формирование у подрастающего поколения чувства патриотизма к Родине и любви к родным истокам. Эту важную и высокую цель многие педагоги-музыканты Татарстана, в том числе и я, стараются воплотить в жизнь путем воспитания в своих учениках чувства любви к татарской национальной музыке. Для этого надо прикоснуться к истории и умело ввести

ребенка в мир национальной культуры, заинтересовать и увлечь ею и позже приобщить ребят к огромному пласту татарской музыки.

Мне приятно признаться, что лично знакома с потрясающими молодыми татарскими композиторами. Лилия Тагирова – это музыкант, композитор, поэт, педагог, автор огромного количества песен на татарском, русском, английском, французском языках для взрослых и детей, большого количества камерных произведений и переложений для детских и юношеских коллективов. Эльмир Низамов – автор большого количества произведений, ставших известными уже и за пределами нашей Республики и даже России. Гульнара Тимербулатова – дипломант всероссийских и международных фестивалей и конкурсов молодых композиторов, автор и исполнитель. Мой педагог и замечательный композитор, написавшая детские вокальные циклы, Гульнара Беляева.

Татарская народная песня, а также музыка композиторов Татарстана наполнены глубоким смыслом и несут высоконравственную идею, свойственную татарскому народу. Очень много песен написано о любви, о природе, много посвящено родному краю!

Край родной. Отечество. Родина-мать. Все эти проникновенные слова и эпитеты наполнены гаммой чувств, которые каждый из нас вкладывает в это святое понятие. Трудно назвать писателя, поэта, композитора, который не посвятил бы Родине самые искренние, идущие от души строки и звуки.

В своем репертуаре я обязательно обращаюсь к музыке разных народов мира – это помогает не только дополнить багаж знаний и расширить кругозор, но и влияет на воспитание вкуса, культуры учеников.

Работа над репертуаром – основа патриотического воспитания личности ребенка. Она подразумевает глубокое проникновение в текст исполняемых произведений, переживание и осмысление художественных образов, заложенных в музыке. Они, эти музыкальные образы, являются носителями истории, традиций народов, нравственно-патриотических ценностей. Воспитание чувства национального самосознания, любви к родному языку происходит через изучение музыки народов, живущих вместе с нами в одном городе, регионе, стране.

Воспитание национального самосознания подрастающего поколения – проблема особой гражданской значимости, от решения которой в большой мере зависит духовное здоровье нации, перспективы ее развития.

Народная художественная культура является мощным оружием в преодолении проблем нашего общества. В ней заключена многовековая мудрость народа, советы и рекомендации, которые благотворно влияют на личность, отражают мировоззрение, психологию, идеалы народа, его представления о нравственности и красоте. Кроме того, настоящий патриот, гордящийся своим отечеством, никогда не станет унижать другие нации и национальности. Таким

образом, развитое национальное самосознание – своего рода гарантия от проявления экстремизма и национализма в межнациональных отношениях.

Академик Д. С. Лихачев писал: «Культура же сама по себе – цель развития отдельного человека, нации, страны и человечества… Культура человека делает окружающий его мир для него интереснее и в конечном счете позволяет ему быть счастливее».

Одним из вопросов государственной национальной политики РФ, требующих особого внимания, по-прежнему является сохранение и развитие культур и языков народов России, укрепления их духовной общности. И Татарская музыкальная школа №32 при гимназии им.Ш.Марджани №2 вносит свою лепту в формирование у учащихся национального самосознания и культуры межнациональных отношений, что позволит вырастить и воспитать патриотов, настоящих граждан своей Родины. Какими они вырастут, какие нравственные ценности в себя впитают и как смогут потом проявить себя в обществе, это зависит напрямую от нас, родителей и педагогов.

Меня переполняют чувства, когда слышу детей – говорящих, поющих, размышляющих на родном языке! Красивая национальная музыка и национальные костюмы, атрибутика постоянно присутствуют в этой школе. О ней я могу сказать: «Дом национальной культуры». Я очень хочу, чтобы и мои дети знали родной язык, родную культуру. И были счастливыми!

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *