Среда, 24 апреля, 2024
АктуальноеИнтервью

Труженик тыла ВОВ, Мусин Талгат Мусинович: Как мы остались живы – честно, не знаю!

Сегодня мы побеседовали с ветераном труда, тружеником тыла ВОВ, Мусиным Талгатом, родом из деревни Шеленгур, Арского района, у которого, как и у миллионов других жителей СССР, отняла детство самая страшная война в истории человечества

-Талгат Мусинович, расскажите, как Вы встретили войну, и сколько Вам тогда было лет?

-Когда война началась, мне было 12 лет. Тогда в наших краях была эпидемия брюшного тифа, страшная болезнь, мало кто от неё выживал. Не помню, сколько я лежал без памяти, но, видимо, Всевышний спас. Под конец меня уже перевели в морг, говорят, и не дышал уже. Помню ощущение, будто в тоннеле летишь, а в конце яркий свет, и тут как будто что-то остановило меня, открыл глаза, встал и попытался пойти. Только я пошел на поправку, как война началась. О школе тогда пришлось забыть.

-Кого-нибудь из Ваших близких забрали тогда на фронт?

-Да, разумеется. 9 повесток пришло только в нашу маленькую деревню. Мой отец воевал еще во время революции, а когда в июне начался призыв, он поехал в Арский военкомат, его тогда не вызвали, мама уговаривала поехать домой, не испытывать судьбу, но он ждать не стал, сам вызвался. А обратной дороги уже не было.

-Получали письма от отца?

-Да, всего-то получили два письма. Одно он написал еще с дороги, а второе пришло с поля боя: «До места доехали, вокруг стреляют. Лежим в окопах, головы не поднимешь. Так соскучился по вам! От Смоленска недалеко, и если бы пустили, пешком бы до вас добежал». Это было последнее письмо от папы…

-А что вы делали во время войны?

-Как и все, работал. Я был старший в семье из ребят, шестеро детей. И сено косили, и на лошадях работали. Всегда находилось чем заняться. То собираешь урожай, то готовишь удобрения, обрабатываешь, строишь, пасешь. Не сидели мы без дела тогда, круглый год кипела работа, и никто не спрашивал, босой ты или нет, ел ли ты сегодня, все тогда были на равных.

-Тяжелый голод был в те времена?

– Страшно вспоминать! Ничего из еды не было, абсолютно. Как мы остались живы – честно, не знаю. Единственное, что мы собирали себе в поле – гнилую картошку, из нее же делали лепешки. Но даже такой картошки было совсем мало, и когда она заканчивалась, ели всякую траву. Мы к концу войны наверное всю траву съели в нашей деревне. Мама нас всех спасла, она из этого всего могла сделать какую-нибудь еду.

-А как же карточная система? Какими-то продуктами вас обеспечивали?

-Нет, ни о каких продуктах и речи не было, хлеба нам не выдавали. Все, что у нас в огороде росло и созревало, отдавали на фронт, большие налоги с нас собирали тогда. Приходилось отдавать все, что было. Бывало, за выполненные трудодни, давали нам по килограмму-два муки. Но чаще всего мы сами оставались должны государству.

-Вы же были тогда совсем ребенком. Остались ли какие-нибудь хорошие яркие воспоминания из военных лет?

-На веселье у нас тогда не было времени. Но в нашем краю было достаточно спокойно. Только советские самолеты летали над головами. Был как-то случай: пасли мы с братом овечек на лугу, и тут волк выбегает откуда ни возьмись. А тогда страшно было, за каждую скотину своей головой отвечаешь. Ну и побежали мы за ним, закричали. Тот, конечно, испугался и убежал, а мы его до глубокого леса гнали. Овечку мы тогда спасти не успели, но, зато, впервые за долгое время, нам случилось поесть мяса.

-Радовались ли вы победе и долго после войны продолжался голод и разруха?

-Страна восстанавливалась очень долго. Конечно, все радовались, что война закончилась, солдаты возвращались домой, но наш отец не вернулся. Было и много горя. Жизнь после войны не стала резко лучше. Голодали еще долго, поэтому пытались как-то зарабатывать. Уже в конце войны я работал в концлагере под Арском. Возил еду пленным немцам. Они работали тогда, как и мы. И относились там к ним, мне кажется, по-человечески.

-Как складывалась ваша жизнь в послевоенное время? Получили ли вы награды за труд во время войны?

– Уже гораздо позже мне вручили медаль за добросовестный  трут в ВОВ. А после войны я работал в колхозе, затем выучился на электросварщика. Меня забрали в армию, год я служил в морфлоте на Балтийском море, но службу не смог продолжить из-за болезни. После мы с женой уехали на Украину, работать на шахтах. Туда много людей съезжалось тогда, платили хорошо, но и работа была опасная. На Украине у нас выросло двое детей, но мы постоянно возвращались в Татарстан с семьей, в родную деревню, а в 80-х вернулись на совсем. Всё-таки на родине лучше.

-Расскажите, всегда ли вас поздравляют с праздником? Какие праздничные мероприятия вы посещаете?

-На 9 мая всегда приглашают на парад, на концерты. И поздравляют, и подарки дарят. К празднику не забывают. И от президента поздравления приходят. В прошлом году, например, в казанской школе торжественно вручили медаль в честь семидесятилетия победы.

Люция Хусаинова 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *