Среда, 24 апреля, 2024
Литературное творчество

Один день в книжном

Воскресное мартовское утро. Солнце по-весеннему задорно разливается по снежным тротуарам, со всей силы юности врывается сквозь окна, беззаботно заливая мягким светом книжные стеллажи. В первые часы здесь особенно тихо, и можно с упоением отдаться чтению первой попавшейся в руки книги.

Вдали просторного коридора послышались твердые, неспешные шаги. Силуэт озарился лучами так, что лица практически не было видно. Лишь густая борода слегка переливалась от бликов солнца. Мгновенно комната наполнилась сладковато – древесным ароматом миска.
– Ас-саламу алейкум, сестра! – прозвучал мягкий голос, от которого на сердце стало невероятно спокойно. – У нас в мечети конкурс чтецов Куръана сегодня. Помогите, пожалуйста, подобрать что-нибудь на призы.
Такие просьбы привычны. А потому подобрать «что-нибудь» для каждой возрастной категории не составляет особого труда. Хазрат, нахмурив брови и чуть приоткрыв рот, листает книгу о пророках. Поразительно, когда взрослый человек, на мгновение превращается в любопытного ребенка – искренне увлекается, удивляется, переживает. Опомнившись, он смущенно бросает взгляд в мою сторону и, полушепотом:
– Что же это я… Время-то… Сколько учусь, а каждый раз что-то новое… Надеюсь, ин ша Аллах, ребятам понравится. 15 штук, пожалуйста. Нет-нет, не заворачивайте, я так. Спасибо!
Из распахнутой форточки, сквозь шум снующих по улице машин, доносится пряный голос муэдзина – время полуденного намаза. Буквально через полчаса зал заполняется мужчинами: шакирды медресе и взрослые «студенты» исламского института. «Наверняка ищут ученики по арабскому языку или тафсиры Куръана, » – думаю я, и тут же слышу вопросы о том, как найти стеллажи с арабской грамматикой, какой словарь лучше и где книги по фикху. Придется побегать… Разрываясь между покупателями и кассой, стараюсь казаться всё также спокойной. Здесь главное – не суетиться. Иначе можно потерять контроль над ситуацией: дать вместо словаря Куръан, перепутать сдачу и ляпнуть, что арабский шрифт ничем не отличается от казанского.
Вот волна потихоньку спадает, каждый уходит с тем, что искал. Зал вновь пустеет. Между шкафов замечаю фигуру молодого человека, увлеченно читающего толстую книгу. Зачитался.. Что ж, бывает. Обращаю внимание на обложку: да – да, это та самая, которую сегодня с утра листала я. Предлагаю присесть – он явно здесь надолго.
Тем временем маленькие ножки задорно перебирали по кафельному полу, перебивая шорох легкой материи женского платья. Невысокая молодая женщина принялась степенно разглядывать книги об, историях праведных сподвижниц, правах и обязанностях супругов, воспитании детей.
– Мамочка! А масинку купим?
-Купим…
– А Лего?
– Угу…
– А кафетки?
– Угу…
Получив добро на все свои желания, малыш начал капризничать. Ему явно было скучно. Он не знал чем занять себя, а мама только гладила его по головке и повторяла: «Сейчас-сейчас…»
– А ты буковки знаешь? – спрашиваю голубоглазого малыша, понимая, что маму надо спасать.
– Знаю! – гордо отвечает он мне, внимательно смотрит мне в глаза и уверенно подходит.
– Ну, давай, сосчитай мне до десяти.
– Лаз, два, титили, пять, ой.. Лаз, два..
– Три..
– Тли, титили… Не хотю больше!
– А давай тогда посмотрим картинки. Это кто?
– Бимигот..
– А это?
– Зайка! У дедуськи в делевне таких много!
– А это жираф?
Студент, читавший все это время, отвлекся от книги и, повернувшись в нашу сторону, следил за ходом диалога.
– Неет! У зиафа сея длинная! Я в зоопалке видел! И какадила видел!
Мамочка подошла к нам со стопкой книг и мягко улыбнулась:
– Спасибо! Можно рассчитаться? Сынок, что нужно сказать? Ас-саламу алейкум!
– Мне, пожалуй, тоже пора, – протягивая мне книгу, сказал шакирд.
Стало немного грустно, ведь она оставалась последняя. А я только начала… Сколько всего интересного таится в ней… Окинула взглядом этого молодого человека. Ничего особенного: среднего роста, крепкого телосложения, брюнет, и все же есть в нем что-то, что делает его образ притягательным… Хм, глаза! Светлые глаза, горящие жаждой познания. То, что нельзя изобразить, описать, но раз увидев, уже навряд ли можно забыть. Отдавая сверток, я уже не чувствовала той тоски: надеюсь, книга окажется полезной ему.
На телефон пришло сообщение от руководителя: нужно собрать заказ для магазина в Дагестане. Хорошо, сделаем-с. Беру прайс, рассчитываю общую сумму, попутно прикидывая где что найти. Захожу на склад, но слышу вслед:
– Кызым!
На пороге стоит хорошенькая бабушка. Темно-изумрудная жилетка с национальным орнаментом, ажурный белый платочек, светящееся добродушием лицо – все в лучших традициях – истинная татарская абыстай. Мое лицо расплывается в улыбке – люблю я их за простоту и открытость, за умение обратиться к незнакомому человеку, как к члену семьи.
– Матурым, муалим сани нада. Дисят штук, – ломая язык, говорит она. – Дети в мещет ущит.
– Я и по-татарски прекрасно понимаю, – улыбаюсь ей в ответ. – Сейчас найдем, эби.
Попутно выслушиваю пожелания крепкого здоровья, счастливой жизни, хорошего жениха и всех благ, какие только можно себе придумать. Густо краснею. В придачу к учебникам, так, чтобы она не заметила, закидываю каждому по паре конфеток – директор специально привозит их для детей.
Возвращаюсь на склад, принимаюсь за заказ. Обращаю внимание на пришедшее СМС: «Не вздумай таскать упаковки. Я завтра сам заеду». Переживает, спасибо ему за отеческую заботу. Мало кто так относится к своим подчиненным. Делать нечего, соберу пока то, что требуется не в больших количествах.
Не успев вернуться к делам, слышу:
– Положи я сказала! Нет!
Выхожу посмотреть, что же такое происходит. Картина маслом: женщина с остервенением доказывает ребенку, что ему нужен букварь, а не раскраска.
– Пойдешь в школу, а алфавит не знаешь! Все будут смеяться! Опозоришься!
А малыш, к слову, лет трех. И по виду как – будто бы вовсе и не протестует против того, чтобы гранит науки грызть. Глаза на мокром месте, но держится:
– Мамочка…
– Нет я сказала! Девушка, нам вот это. А нет плаката, на который нажимаешь, и он букву говорит.
– Нет, но есть обычный. Почему бы вместе не позаниматься? Ребенку было бы приятнее вместе с Вами.
В глазах у женщины читается «404 Not Found». Что ж…
– До свидания! Вот Ваша покупка. А это от нас, – и вкладываю так понравившуюся малышу раскраску, – подарок.
Через некоторое время в зале снова появляется покупатель. Пожилая женщина, стоит оперевшись на трость, разглядывает стеллаж.
– Мне для начинающих надо что-нибудь.
– Вот книга, обучающая тахарату и намазу…
– Да нет, это у нее есть. Не может она намаз читать. И ходить не может. Бедро сломала осенью.
– Тогда, вот, о вопросах, связанных с верой.
– Да не будет она это читать.
– Она простым языком… Как раз для начинающих…
– Да нет же! Давайте там молитвы какие-нибудь, я не знаю…
« А ведь ничто не предвещало беды », – думаю я, обреченно представляя, что может быть дальше.
– Вот, пожалуйста, посмотрите. Сумочку можете на полку положить, неудобно ведь.
Со словами: «Сама знаю!» – сумка летит на аккуратно сложенные стопки брошюр. А пустая полка так и остается в гордом одиночестве…
– Дуа для укрепления имана… А нигде не написано, что это сура «Фатиха»! Какая безграмотная книга! Убери это отсюда!
– Ну… Я даже не знаю… Вот эту посмотрите…
– Ага… Неплохо. Ой, ладно, все равно учить не будет. Пошла я.
– Всего доброго, – выдохнула я, ощутив невероятное облегчение. Но настроение было уже безвозвратно испорчено.
– Мда, ну и пропесочила она тебя, – послышался как всегда бодрый голос девушки из соседнего отдела. – А ты чего это?
– Устала… Может, я что-то не так сделала?
– Ничего, бывает, привыкнешь еще. Не вешай нос, боец! Иди, чайник поставь лучше. У меня печенюшки есть. Сейчас уже все равно никого не будет. Давай-давай!
Действительно, время подходило к закрытию. Мятный чай и этот бойкий голосок затмили все не самые приятные воспоминания.
Еще один день. Десятки лиц. Сотни книг и судеб.
Касса сдана. Магазин закрыт. Свет выключен. Лишь свет фонаря, зашедший в здание гостем, освещает путь до выхода. Вечер по-мартовски свеж и прохладен.
                                                                                                                                                                                             Динара Фазлиева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *