Детьми мы слышали звучание Корана из уст деда

В татарском языке слова Создатель и Любящий — яратучы – слова омонимы. В этом единстве неразрывном – сила Всемогущего, готовящего Человека к созданию миров

Счастливое детство. Мало, что омрачало нашу жизнь в солнечном, благодатном Узбекистане. Счастье, оплаченное страданиями деда и бабушки (ужасы раскулачивания, нищета и смерть близких) и отца, в одиннадцать лет – кормильца семьи,  видевшего смерть, как спутницу Войны. Страдания и испытания вывели бабая на верный путь — путь Аллаха, Ислам, Коран, намаз, как способ поклонения Всевышнему и Всемилосердному, единственную опору людей, лишившихся родины, дома, но нашедших утешение в Вере.

К счастью, население Узбекистана – мусульмане,   ислам многовековой образ жизни этого великодушного народа. Бабая звали Захиритдин, что означает  с арабского – открытая, явная вера, и он соответствовал своему имени, широко распространяя веру среди родных и близких. Мы, будучи детьми, слышали звучание Корана из уст близких, видели, как они читают намаз. Бабай, давал внукам и племянникам деньги за выученную молитву, таким образом, стимулируя наши занятия.

Запомнилось, как он обсуждал с кем — то из гостей, которые не переводились в их доме, хадис о благом нраве Мухаммада (сгв), вызвав желание десятилетней летней девочки превзойти степень благородства поступка  пророка.

Мы пошли в школу, стали октябрятами, пионерами, а потом и комсомольцами, давали клятвы и усвоили идеологию марксизма-ленинизма. При поступлении в первый класс меня спросили, какое русское слово я знаю, я ответила – «Лелин» — так говорили в Узбекистане об идеологе строящегося социализма, разрушившего веру в Бога. Я гордились красным галстуком и комсомольским значком, училась хорошо, не сбегала с уроков с одноклассниками, не потешалась над учителем узбекского языка. Это был период получения знаний, продолжившийся многие годы.

Казанский Университет, работа в Академии Наук Узбекистана. Заложенные в детстве основы нравственности и университетское образование не позволяли обмануть, предать, не доделать — качества необходимые потом в семейной жизни и работе научного сотрудника биологической лаборатории. Как многого я была лишена в тот период жизни в обмен на мнимое благополучие, когда  изредка вспоминали Аллаха, читая, заученные в детстве аяты Корана, приглашая  в  гости  бабушек, чтобы почитали.

Однажды мой руководитель на работе рассказал мне притчу о человеке, который проведя праведную жизнь, попал на тот свет и держал ответ. Его отправили обратно, чтоб он познал Жизнь во всей полноте и покаялся, вернувшись к Богу. Болезни, операция, предательство, страдания и греховность жизни – вот результат! Но душа хотела подвига, правильный путь или праведное отшельничество.

В нашу жизнь пришла перестройка, Союз развалился, идеология рухнула, вернулась религия. Работа в общественной организации, изучение татарского языка и арабской графики и основ Корана и ислама у Марьям абыстай и других, самостоятельное изучение литературы по исламу и другим религиям, участие в Маршах “Мира и согласия”, переживаемые в семье события – все способствовало укреплению в вере ислам – религии предков.

После совершения хаджа отцом, стала постоянной в чтении всех намазов и поста, соблюдающей. Таким образом, особую роль в моей жизни сыграла вера моих предков, дедушка, а потом отец направляли меня на этот путь. Они выполнили в отношении меня свою задачу и ответственность. Однако это было не пассивное следование,  мой выбор был осознанным. Можно сказать, что это путь от Знаний к Вере.

Дания Нуриева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *