Рафик Мухаметшин: «Будущее РИИ – это лучшее исламское учебное заведение”

В этом году исполняется 20 лет с момента образования Российского исламского института. О том, как развивается институт, о его настоящем и будущем, о проблемах высшего образования, а также о тенденциях в высшем профессиональном образовании и его задачах на сегодня рассказал ректор РИИ Рафик Мухаметшин

 

– Как вы думаете, почему исламское образование актуально в наше время?

– После развала СССР, когда возникла современная Россия, религия вернулась в нашу духовную, общественно-политическую жизнь, поэтому появилась надобность удовлетворения духовных и интеллектуальных потребностей. Мусульман сегодня в России где-то 20 миллионов, в советское время они тоже были, но не существовала возможность получить достоверные знания об исламе. Мечетей было мало в Татарстане. В 1988 году сохранилось всего лишь 17 мечетей, только сегодня их число достигает до 1500. Поэтому ислам приобрел форму некой совокупности догматических представлений. Я считаю, мусульмане должны иметь возможность получать достоверные знания об исламе. Если их нет, то это может привести к радикализации мусульман и общества в целом потому, что за знаниями обращаются к интернету, а там можно прочитать что угодно. Если рядом есть имам или образованный мусульманин, он может ответить на вопросы рядового мусульманина. С этой точки зрения, наличие в системе образования подготовки специалистов в исламских учебных заведениях сегодня очень важно.

– Каким Вы видите будущее РИИ ?

– Будущее РИИ – это лучшее исламское учебное заведение, которое известно не только в России, но и за рубежом, сюда стремятся поступать многие абитуриенты из разных стран. Эта задача вполне реализуема.

-Обозначьте, пожалуйста, пути развития РИИ. Что планируется улучшить?

– Я считаю, все надо улучшить. Так не бывает, чтобы в том или ином вузе, все было в идеальном состоянии. Прежде всего, мы пойдем по пути улучшения качества, но в ближайшее время открывать новые специальности мы пытаться не будем, хотя было бы неплохо, например, открыть направление педагогики, чтобы наши выпускники лингвистики, теологи, параллельно обучаясь по педагогике, в дальнейшем могли персонально работать в школах. Можно было бы открыть специальность исламского права, но, естественно, любое новое направление требует финансовых и кадровых усилий. Я думаю, пока для исламского учебного заведения те направления, которые мы сегодня реализуем (экономика, лингвистика, теология, журналистика) во многом покрывают потребности исламского бакалавриата.

-На каком уровне, по вашему мнению, находится исламское образование в России?

– Исламское образование в России период становления прошло. Мы уже отмечаем 20-летие высшего исламского учебного заведения, а медресе были созданы еще раньше. Сегодня исламское образование в России имеет 20 – 30-летнюю историю. Если говорить об уровне, то я бы не сказал, что исламское образование находится в печальном состоянии, хотя в формировании бюджета для кадров проблема есть. Где здесь первый показатель уровня исламского образования? Наши выпускники по теологии, по лингвистике (бакалавриат) могут поступать в любое учебное заведение России, они могут выдержать экзамен. Наши выпускники учатся в Москве, они поступают в КФУ в магистратуру и даже в зарубежные учебные заведения. Уровень знания у них для российской системы образования хороший. Таким образом, мы должны стремиться к совершенствованию.

– Какие изменения были проведены с момента открытия РИИ?

– Изменения были довольно значительные, но это естественно. Поскольку время меняется, и требования исламского вуза тоже. Когда 20 лет назад открыли РИИ, был только факультет исламских наук – 2 направления: шариат и коран. В университете готовили специалистов сугубо религиозного направления. Потом мы уже изучили потребности государственной мусульманской уммы и пришли к тому, что сегодня помимо религиозного деятеля, необходимо готовить мусульманскую интеллигенцию. Таким образом, появились новые направления как теология, экономика, лингвистика и журналистика. РИИ сегодня – это высшее учебное заведение, где мы готовим мусульманскую интеллигенцию. А вот в КИУ служит для подготовки религиозных деятелей. Это два крыла очень серьезного процесса: высшего духовенства и мусульманской интеллигенции. Сегодня очень важно донести до общества достоверные сведения об исламе, этого мы ожидаем и от экономистов, лингвистов, теологов, журналистов. Они должны быть везде, например, журналисты работают не только в исламских СМИ. Если они будут объективно, правильно писать об исламе, то, возможно их аудитория будет намного шире, чем аудитория имама, который в мечети рассказывает мусульманам проповеди. Когда мы говорим о выпускнике «Экономики»(мусульманине), который работает в банке, общается с клиентами, видим, что эффект формирования представления об исламе намного выше.

 

– Какие проблемы в Российском Исламском Институте существуют на данный момент?

– Проблем, на самом деле, много, система образования вообще очень проблемная сфера потому, что жизнь меняется и, естественно, система образования должна успевать за жизнью. И многие стандарты очень часто меняются, сегодня система образования переживает период вот таких изменений, где-то и вовсе кардинальных. Это, безусловно, касается и систем исламского образования, но мы разработали стандарты для бакалавриата нашего учебного заведения. Здесь стоит вопрос современных учебников. Каким должен быть учебник для исламского университета? Это не должен быть традиционный учебник, где расписано все инновационно. Здесь должна быть классическая сфера, и только потом инновационное объяснение. Сегодня мы нуждаемся в высокопрофессиональных кадрах и надеемся, что исламская академия будет готовить докторов исламских наук. Ещё нам нужны новые студенты. С одной стороны, мы изучаем классические труды, но и, естественно, нуждаемся в хороших абитуриентах, чтобы они стали нашими студентами. Вопрос мотивации любого вуза, в первую очередь, связан с трудоустройством выпускников, еще и уровнем их зарплаты. Сегодня в нашем учебном заведении востребованы те специальности, которые после окончания могут принести хороший доход. Это хорошо, но в религиозной сфере мы не можем этим похвастаться, во-первых, сфера применения кадров ограничена, с другой стороны, хорошей зарплатой мы не обеспечиваемся, поэтому мотивация абитуриентов низкая, в связи с этим, сюда приходит не так много абитуриентов. В любой сфере, в принципе, есть свои проблемы.

– Как вы думаете, почему исламское образование актуально в наше время?

– После развала СССР, когда возникла современная Россия, религия вернулась в нашу духовную, общественно-политическую жизнь, поэтому появилась надобность удовлетворения духовных и интеллектуальных потребностей. Мусульман сегодня в России где-то 20 миллионов, в советское время они тоже были, но не существовала возможность получить достоверные знания об исламе. Мечетей было мало в Татарстане. В 1988 году сохранилось всего лишь 17 мечетей, только сегодня их число достигает до 1500. Поэтому ислам приобрел форму некой совокупности догматических представлений. Я считаю, мусульмане должны иметь возможность получать достоверные знания об исламе. Если их нет, то это может привести к радикализации мусульман и общества в целом потому, что за знаниями обращаются к интернету, а там можно прочитать что угодно. Если рядом есть имам или образованный мусульманин, он может ответить на вопросы рядового мусульманина. С этой точки зрения, наличие в системе образования подготовки специалистов в исламских учебных заведениях сегодня очень важно.

 

 – Что бы Вы посоветовали студентам РИУ?

– Студентам можно посоветовать только хорошо учиться, не лениться. Четыре года бакалавриата – это золотое время для получения знаний. Я своим студентам всегда об этом говорю. После окончания будут уже другие заботы, поэтому студент должен в первую очередь, думать об учебе. Когда он станет профессионалом в своей сфере, ему легче будет найти хорошую работу. Он определит свои жизненные ориентиры с помощью достоверных знаний об исламе и по тем наукам, которым он учился.

  Автор: Диана Сиразова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *