Четверг, 25 апреля, 2024
Интервью

«”Аль-Азхару” сколько, 1000 лет? Нам-то 20 всего – все еще впереди!»

В 2018 году Российскому исламскому институту исполняется 20 лет – в честь этого события мы решили задать вопросы об институте видным представителями исламского духовенства и нескольким преподавателям.

В блиц-опросе участвовали: Айдар хазрат Карибуллин, начальник отдела образования и науки ДУМ РТ; Рустам хазрат Хайруллин, имам-хатыйб мечети “Гаиля”; Марат хазрат Абдуллин, имам мечети “Казан Нуры”; Тимергали хазрат Юлдашев, имам-хатыйб Галеевской мечети; Нияз хазрат Сабиров, имам-хатыйб Апанаевской мечети; Шайхабзалов Ибрагим, проректор по воспитательной работе; Закиров Рафис, проректор по научной работе.

-При большом разнообразии вузов в Казани, почему, на ваш взгляд, абитуриенты будут выбрать именно Российский исламский институт?

Айдар хазрат Карибуллин:

“-Выпускники РИИ говорят единогласно: “Мы здесь жили, как одна семья”. Действительно, когда попадаешь в исламский вуз – чувствуется семейная атмосфера. Здесь царят взаимоуважение и взаимопонимание. Нормы, допустимые в светских образовательных учреждениях, не приживаются в исламском вузе. Студент светского вуза, если у него какие-то, скажем, проблемы – он остается с ними один на один. Здесь же всегда найдется человек, будь то преподаватель или студент, который будет стараться тебе помочь. Также хотелось бы отметить, что немаловажно – это диплом государственного образца, который позволит трудоустроиться в различных сферах деятельности. Выпускники РИИ занимаются не только научно-просветительской деятельностью, но и работают на высоких должностях – в аппарате президента, например.”

Рустам хазрат Хайруллин:

“-Мы, как мусульмане, должны стараться действовать так, как учил нас Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) – чтобы любые наши взаимодействия были в обществе мусульман – будь то бизнес, торговля или то, о чем мы говорим – получение образования. Мы должны отдавать своих детей в исламские вузы – где будут соблюдаться каноны Ислама и наши национальные традиции, где будет порядок, где будет соблюдаться этикет взаимодействия противоположных полов. Сегодня, при выборе исламского вуза, есть наличие различных факультетов – не только религиозных, но и светских направлений – журналистики и экономики, например. Даже если человек не хочет связывать свою жизнь с просветительской деятельностью, он может получить нужный ему светский “компонент” в исламском вузе, и одновременно находиться в обществе мусульман.”

Марат хазрат Абдуллин:

“-Действительно, сейчас много предложений в сфере образования, но РИИ вполне успешно конкурирует с другими вузами. Жизнь в институте “кипит” – это постоянные мероприятия и различные конференции. Также, я считаю, кадровый состав института очень сильный. Если родители считают, что для их детей должна быть хорошая, нравственная атмосфера при получении высшего образования – в этом случае, РИИ, конечно, выигрывает. Соблюдается этикет общения студентов и преподавателей, этикет общения юношей и девушек. В институте рады всем, и все здесь будут стараться, чтобы вы ушли отсюда хорошими специалистами.”

Шайхабзалов Ибрагим:

”Мне знаком студент, который некогда выбирал между КФУ (Казанский федеральный университет – прим. ред.) и РИИ – и сделал выбор в пользу нашего института, мотивировав это тем, что боится за свой нрав, который мог бы испортиться, выбери он другой вуз. Позже он закончил РИИ и сейчас, к слову, учится на докторантуре в Малайзии. Думаю, вполне логично и понятно, почему люди выбирают и будут выбирать наш институт.”

Тимергали хазрат Юлдашев:

“-Я считаю, что перед университетом человек для начала должен окончить начальное исламское учебное заведение – медресе. Но для того, чтобы получить полноценное исламское образование в РФ, РИИ – самый лучший университет. В институте есть преподаватели, которые окончили “Аль-Азхар” (величайший университет мирового масштаба) – окончание такого учебного заведения много говорит о квалификации учителя.”

Закиров Рафис:

“-Огромный плюс нашего университета – это диплом государственного образца по направлениям факультета теологии: экономика, журналистика, лингвистика и теология. Наши студенты могут получить качественное образование вкупе с изучением основ Ислама.”

-Что вам бросилось в глаза, когда вы впервые оказались в нашем институте?

Марат хазрат Абдуллин:

“-В коридорах была тишина и вокруг было большое количество соблюдающих мусульман, которые идут тебе навстречу и, улыбаясь, приветствуют – вне зависимости от того, знакомы ли вы. Это “приветствие РИИ” – доброжелательность, спокойная обстановка и ощущение надежности под защитой его стен. Была определенная уверенность, что при старании здесь можно получить хорошие знания и познакомиться с большим количеством хороших людей – из числа преподавателей и студентов.

Рустам хазрат Хайруллин:

“-Я поступил как раз в тот год (2000 г. – прим. ред.), когда институту было выделено нынешнее здание, и ремонт в нем не успели закончить к 1-ому сентября. Мы где-то что-то доделывали: красили, стелили линолеум, убирались. Именно это я и увидел – дружная работа после уроков и сплоченность студентов. И никто из студентов не отказывался от работы, несмотря на учебную нагрузку.”

Шайхабзалов Ибрагим:

“-Каждый чем-то старается помочь – это первое, что меня впечатлило. Помощь – не такая, чтобы “отделаться”, а от души, от сердца. Все, кто со мной тогда поступал, заметили, что народ здесь доброжелательный – такой атмосферы не было ни в одном городе России, а я был во многих крупных российских городах. О таком окружении мечтают все верующие – об исламском окружении.”

-Расскажите, пожалуйста, в “двух словах”- как наш институт поменялся за то время, что вы знакомы с ним?

Марат хазрат Абдуллин:

“-Я могу проанализировать последние 10 лет, за которые я довольно активно это учреждение посещал. Выросло ощущение масштаба. Увеличился масштаб деятельности института. Чувствуется, что здесь кипит работа, педагогический процесс кипит – внедряется и придумывается что-то новое. Никто не находится в состоянии покоя – ни преподаватели, ни руководящий состав, ни студенты – постоянно идет движение и расширение. Когда посещаешь институт – не хочется его покидать. Хочется пообщаться с людьми, понаблюдать за студенческой жизнью. Ощущение развития за эти 10 лет, которые я застал – оно действительно налицо. Вуз приобрел хорошую репутацию и известность – во многих кругах и в разных странах пользуется большой популярностью.”

Рустам хазрат Хайруллин:

“-Институт увеличился – в ширину, так скажем. Увеличилась и библиотека института. Раньше было всего два факультета – это факультет исламских наук и факультет Куръана, выпускником которого, к слову, я и являюсь. Впоследствии, их объединили, а сейчас появились и другие факультеты. РИИ создавался на территории Российской Федерации как образовательное учреждение для нашей молодежи – чтобы она не ездила за границу получать образование в чужой среде и в чужой культуре. На сегодня РИИ – это уже не только-только открывшийся – а институт с огромной практикой.”

Закиров Рафис:

“-Хвала Аллаху, за эти годы, что Рафик Мухаметшин является ректором, наш институт в полной мере стал “институтом”. У нас есть научная работа, помимо учебной, а также есть воспитательная работа. У нас большое количество студентов, а они, в свою очередь, принимают активное участие в различных мероприятиях, хвала Аллаху. У нас связи со многими зарубежными вузами. Центр подготовки хафизов – единственный в России центр, являющийся аккредитованным Всемирной лигой заучивания Корана. Также, наш центр дистанционного обучения лучше, чем в КФУ. Рамиль хазрат Насыбуллов, заведующий центра каллиграфии РИИ – лучший в России специалист, который 10 лет изучал каллиграфию. Хвала Аллаху, у нас преподавательский состав сильный, много кандидатов и докторов наук. Таким образом, мы сейчас – лучший исламский вуз России – без хвастовства”

Шайхабзалов Ибрагим:

“-Уровень образования преподавателей стал намного выше, чем в прошлом. Раньше чувствовалась нехватка кадров. Преподаватели и их дипломы были сомнительного происхождения. То есть, кто-то приехал из Саудовской Аравии, кто-то еще откуда-то. Мы тогда не владели практической информацией о том, у кого образование было проверенным. А сегодня берут лучших – с проверенными знаниями. Программа стала намного эффективнее”

-Ну и, наконец, что вы пожелаете нашему институту?

Нияз хазрат Сабиров:

“-РИИ – одно из крупнейших исламских высших учебных заведений России, которое вносит огромный вклад в развитие религиозного образования, воспитание высоких нравов, изучение богатого духовного наследия величайших татарских и зарубежных богословов. Отрадно отметить, что Российский исламский институт постоянно стремится повышать качество преподавания, научно-исследовательской деятельности и готовит грамотных специалистов, которые служат на пути Ислама в разных уголках нашей страны. Сегодня, в век глобализации, готовить высокообразованных религиозных специалистов, знающих свою историю и богатое наследие – одна из главных задач, которая стоит перед всей российской уммой. Пусть Всевышний Аллах дарует всему коллективу университета успехов в ответственном, благородном и важном деле.”

Марат хазрат Абдуллин:

“-В РИИ очень сильный преподавательский состав – настолько энергичные, знающие и компетентные люди собрались – команда очень сильная и она многое вытягивает. Успешно преодолевает много трудностей. Развитие есть и вуз растет по всем параметрам. Дистанционное обучение стало очень развитым – все больше людей выбирает такую возможность обучения. Желаю, чтобы коллектив РИИ сохранял, при возможности, тот же ритм; сохранял такую же планку, и чтобы она не понижалась, но шло развитие. Пусть Аллах поможет в том же духе развивать факультеты, которые актуальны в наши дни – журналистика, исламский банкинг – экономика: все это сейчас очень актуально. Чтобы шло развитие как классических, традиционных направлений, так и ранее перечисленных факультетов – это очень важно. Нам нужны мусульмане-журналисты, нам нужны мусульмане-банкиры и так далее, и РИИ – это учреждение, которое готовит таких специалистов. Пусть Аллах поможет в этом!”

Закиров Рафис:

“-Желаю, чтобы РИИ и дальше развивался, потому что нельзя останавливаться на достигнутом, иначе будет постепенный регресс. А так – открывать новые направления, набирать большее количество студентов, участвовать в больших научных грантах, расширять сферу международной деятельности. И становиться одним из ведущих религиозных вузов даже не России, а Европы, мира. Встать на один уровень со древними вузами. “Аль-Азхару” (один из самых видных и авторитетных университетов мира – прим. ред.) там сколько, 1000 лет? Нам-то 20 всего – все еще впереди! По воле Аллаха, лет через 30 мы можем стать намного выше. Также, желаю, чтобы студенты учились еще лучше, чтобы преподаватели прилагали больше усилий и вкладывали больше сердца и души в студентов”

Блиц-опрос провел Шигапов Булат, студент 1-го курса журналистики

Фотографии, использованные в материале: vk.com, youtube.com, dumrt.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *