Истязания Руси: кровавая эпоха Ивана Грозного – Шакирд

Истязания Руси: кровавая эпоха Ивана Грозного

Историческая кинокартина «Царь» российского режиссёра Павла Лунгина, вышедшая в свет в 2009 году, повествует о самом кровавом периоде в истории Руси. Сюжет охватывает всего два года правления царя Ивана IV Васильевича, однако непродолжительная вереница событий этого времени поражает жестокостью и оставляет тяжелый осадок. Горькое послевкусие дополнено понимаем того, что всё увиденное – подлинная история, которую пришлось пережить и перестрадать Российскому Царству в XVI веке.

Художественный фильм чётко структурирован по главам: «Молитва царя», «Война за царя», «Гнев царя», «Веселье царя». Экспозиция повествует о плачевном состоянии царства: «Русь истерзана голодом. Польский король один за другим берет пограничные города. По Москве ползёт слух о предательстве. Опричники заливают страну кровью. Православная церковь обезглавлена. Царь видит знамение скорого Конца Света». В этом кратком описании вложены все сюжетные линии фильма.

Страдания голодного народа, у которого отбирают последнее, воплощены в образе блаженной девочки-сироты. Она свято верит в силу христианской, безропотной веры – иконы, спасающей от любого зла, но власть в лице медведя обманывает её, и сирота погибает. Воеводы, которые уцелели в бою с противником, оказываются под пытками своих – их добивают прислужники царя. Эти опричники – бесчеловечные псы. Яркий образ одного из них блестяще удалось воплотить актёру Ивану Охлобыстину, игравшему полусумасшедшего, готового на всё за царя, но в итоге казнённого.

Невиновный Иван, над которым вершится суд, «признаётся» в заговоре: «Потому что так надо», – и просит казни. В нём – судьба тысяч, от крестьян до дворян и даже митрополита. Любой, хоть чем-то прогневавший царя-тирана, объявлен отступником. Абсурдное обвинение в измене царицы – пример того, как каждый, даже самый близкий друг царя, такой как Митрополит Филипп, мог быть обвинён и казнён. Кстати, беспрестанные обвинения выступают лейтмотивом всего повествования.

Самым страшным, пожалуй, является непонимание царём истинности религии, его мнимая религиозность и ложные ценности. Постоянные мольбы и покаяния царя кажутся искренними, однако его поступки невероятно безжалостны. Как можно с трона смотреть на убийство ребёнка, приказывать казнить старого друга, назначенного главой церкви, или, не разобравшись, пытать воевод, при этом моля Богородицу и Господа о любви, милости и прощении грехов? Такое объяснимо только эгоизмом тирана. Он якобы заботится о целостности государства, но на самом деле обрекает Русь на муки и страдания, а затем – смерть. Царя гложет страх измены, будто это дьявол, который способен неожиданно напасть с любой стороны. Пётр Мамонов, создавший фильм совместно с Лунгином, идеально сыграл маленького, «сухонького» старичка-царя, всеми жилами напрягающегося от очередного кровавого приговора. Иван Грозный оправдывает свою тиранию «волей Божьей», но один человек пытается спасти его пропащую душу.

Митрополит Филипп – светлый образ праведного спасителя, мудрого старца, которого прекрасно сыграл Олег Янковский. Только он способен упрекнуть царя за кровопролитие. Однажды царь выразил просьбу говорить всё прямо, однако на увещевания «Прощать надо», «Опомнись», «Смягчи сердце» он обвиняет друга в предательстве, хотя фактически предаёт сам. Власть оправдывает себя церковью, трактуя христианский завет «на зло – добром» по-своему: «Добро за добро. Злом за зло. Воля божья». При этом святость царя и власти трактуется так: «Кто власти противится, тот Богу противится. Кто противится Богу, тот отступник». Она обвиняет всех во грехе, в котором погрязла сама. Это свидетельствует и дворец без окон и крыши, построенного по велению царя, чтобы спастись в день Страшного Суда.

Царица (Рамиля Искандер) разрушает традицию светлости женского образа. Поражает, как она, ослеплённая властью, подстраивается под всеобщую жестокость и лично сечёт девушек и воевод. Её смех мерзок как поступки. Она предпочитает ездить на коне, как и опричники.

Музыкальное сопровождение фильма органично сочетается с сюжетом. Так, во время обвинения митрополита в заговоре звучит скрипка сожаления и обречённости. Тревожные смычковые инструменты сменяет пугающий оркестр и церковное пение. Кстати, на протяжении всего фильма внимание зрителя акцентируется на большом количестве христианских атрибутов: свечах и иконах, крестах, церквях. Эти детали указывают на важную роль православной церкви на Руси, но и она пострадала от рук опричников и царя.

Удивительные чудеса тоже связаны с верой в Господа. Икона разрушила мост между противниками, на просьбу царя действительно ударила молния. Кульминационным знамением того, что истина на стороне милосердия, стали распавшиеся кандалы митрополита. Мучивший его опричник, прозревший от рук старца, раскаялся и помог похоронить его. Здесь прослеживается идея надежды на перерождение, на прозрение от бесчинств.

Почему важно посмотреть «Царя», как важно познакомиться и с другими историческими фильмами? В первую очередь это ошибки власти, от которых с трудом излечилась Русь, но которые преследуют в других формах Россию. Страдания народа, получающего презрительные подачки-монетки, неизбежно приводят к гибели страны, несмотря на убеждения власти держаться за религию и быть едиными. Кроме того, те ценности, которые провозглашает идея фильма, а именно милосердие, сострадание и истинная вера в Бога, остаются важными независимо от эпохи. Фильм, получивший несколько наград «Ника» и «Золотой Орёл», можно назвать классикой отечественного кинематографа и настоящей исторической ценностью.

Мариам Аджави

Источник фото: cinema-hd.club

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *