Четверг, 25 апреля, 2024
АктуальноеЛитературное творчество

Аракуль – величественный и одинокий

Конец августа. Местами моросил дождь. Монотонно под автобусный шум мотора за окном мелькали лесные массивы, коротко скошенные поля, золотистые стога сена, похожие на огромные бабины старых ниток, бережно хранящихся в бабушкином серванте. Пейзажи угасающего уральского лета сменялись стремительно, но однообразно, будто кто-то прокручивал пленку старого фильма, повторяя одни и те же кадры нескончаемое количество раз. От этой нудной пасмурной картины в окне автобуса жутко клонит в сон. И это вполне объяснимо – бессонная ночь сборов перед дорогой дает о себе знать. Все необходимое туристическое снаряжение было упаковано перед рассветом. Теперь же его беспощадно потряхивало в багажнике автобуса в ритм часто попадающимся под колеса ямам. Как говорят остроумные мудрецы, в России две беды, и если с одной из них можно справиться при помощи катков и асфальтоукладчиков, то с дорогами все гораздо сложнее.

А теперь, собственно, пора бы рассказать откуда, куда и зачем мы направлялись. Мы – группа молодых и большую часть времени жизнерадостных мусульман с трех уголков огромной страны. В нашей компании собралась молодежь из Екатеринбурга, Первоуральска и Казани. А направлялись мы полюбоваться «озером между гор» – так с башкирского переводится озеро Аракуль, что расположилось на севере Челябинской области. Это место также славится горами, как и сам Урал. Горный массив Аракульские Шиханы – главная достопримечательность здешних туристов и гордость местных жителей. К слову, местных жителей я здесь не особо приметила. Поселок с одноименным названием «Аракуль», что входит в состав Вишневогорского городского поселения, находится на северном берегу озера, примерно в 16 км к северо-западу от районного центра – города Касли.

Нами было решено отправиться в горы на утро следующего дня, поэтому я решила прогуляться и осмотреться на местности, пока наш повар заботливо колдовал над казаном, в котором зарождался ароматный таджикский плов.

По данным переписи населения 2010 года в поселке численность жителей составляла 73 человека: из них 32 мужчины и 41 женщина – вот тебе и доказательство, что «на десять девчонок по статистике девять ребят». Как писал Лермонтов, все это было бы смешно, когда бы ни было так грустно. 73 человека, подумать только, ведь это было восемь лет назад! Над сколькими из них успели прочесть заупокойную? Скольких из них поглотил город, вынудив вырваться из глуши? А сколько их могло уродиться и принять решение остаться в таком злополучном месте? Никто не сможет уверено ответить на эти вопросы. Что ж, остается дожидаться Всероссийской переписи населения в 20-ом году, которая и раскроет все карты. На семи улицах, из которых и состоит поселок, через каждые несколько домов я вижу выгоревшие на солнце баннеры с надписью «Продам. Тел. 89…». Я остановилась перед одним из них. «Не покупают. Давно не покупают», – подумала я. «И не купят», – кто-то произнес за моей спиной, будто прочитав мои мысли. Я испугалась от неожиданности. Это оказался молодой человек из нашей группы, который, по-видимому, тоже был не прочь прогуляться. «Хочешь увидеть заброшенный рыбный завод?», – спросил он. Я утвердительно кивнула. Но пойти посмотреть на него сразу не получилось, нас позвали на обед.

Изначально мы планировали ночевать в палатках на берегу озера, но холодные, почти осенние, погодные условия для городских неженок (включая меня) показались слишком суровыми. Тогда бравые юноши нашего «отряда» отправились на поиски более комфортабельного места для ночлега. Как только мы прибыли на место, я обнаружила, что там нет ни связи, ни интернета. Печально, однако, учитывая, что я признаю свою зависимость от гаджетов и всемирной паутины. Мы прождали около получаса с горой туристического снаряжения на обочине асфальтированной дороги посреди леса, где нашу группу высадил автобус, который должен забрать нас вечером следующего дня с этого же места. На горизонте появились наши «спасители» и сказали, что нашли нам прекрасное место. Мы направились следом за ними, водрузив на себя тяжелые рюкзаки и сумки.

Нашим «лагерем» оказался Учебный центр Аракуль. Единственное чему он мог нас научить – это ценить то, что имеем. На огромной территории, огороженной высоким забором, расположилось главное здание учебного центра, где, как гласят интернет-источники, созданы идеальные условия для проведения различных тренингов и конференций. Также на территории центра предлагаются широкие возможности для активного отдыха зимой и летом: прокат спортинвентаря (коньки, лыжи); аренда катамаранов и лодок, спортивные площадки, теннис, бильярд; русская баня и финская сауна; пляжный бар на берегу озера с открытой верандой. Для комфортного размещения гостей имеется номерной фонд, представленный 3-мя корпусами с 2-местными номерами, общая вместимость которых – 116 человек. Во всех номерах, по словам тех же источников, проведены системы автономного отопления и горячего водоснабжения, есть спутниковое ТВ, интернет и телефон, магнитные дверные замки. Судя по прилагающимся на сайте фотографиям, так оно и было. Было – в том же году, в котором проходила перепись местного населения. Уже около восьми лет в учебном центре живут лишь два охранника да сторожевые собаки. Иногда сюда забредают рыбаки в поисках ночлега, а туристы обычно останавливаются по соседству на базе отдыха с уютными домиками и прочими удобствами для хорошего времяпровождения на природе. Мы могли бы остановиться там же, но мест для нашей большой компании не оказалось.

Доброжелательные охранники учебного центра, радушно приняли нас у себя «в гостях». Мы расположились в номерах. Обещанное на просторах интернета водоснабжение действовало только в двух из них, там, где жили охранники. Вода, кстати, имела отвратительный запах ржавчины, который надежно приставал к коже, отчего после мытья приходилось дополнительно протирать ее влажными салфетками. Но зато вода была, и была она доступной в любое время и в привычной форме – из крана. Мебель также присутствовала лишь в этих двух комнатках. В остальных апартаментах было пусто и пыльно – тут-то и пригодились коврики со спальными мешками.

Тоскливая обстановка – следствие запустелого, забывшего свое предназначение, учебного комплекса. Довольно грустно осознавать такой расклад. Я невольно начала задаваться вопросами: «какие обстоятельства повлияли на это?»,  «почему бы не организовать здесь большую базу отдыха?», «какой смысл существования этого места теперь?», «какое будущее ждет это одинокое до мозга и костей место?». На эти вопросы добродушный охранник, закуривая очередную сигарету на крыльце дома, пожимает плечами: «Что было, то было. Что будет – неизвестно. Наша работа – охранять территорию, бонусом к этому идут тишина, чистый воздух и прекрасный вид».

После обеда я собрала компанию из двух ребят, и мы наконец-таки отправились на поиски рыбного завода. По пути нам встретились обыкновенные без единого намека на роскошь жилые дома, заброшенный магазин советской эпохи (других магазинов в поселке, кстати, не было). Позже я поинтересовалась у одного из охранников, где находится ближайший магазин, он сказал, что за несколько километров от поселка в соседнем населенном пункте. Я спросила: «А как же быть пожилым людям в такой ситуации?», гостеприимный сотрудник ответил: «Когда приходит пенсия, они заказывают такси, едут в магазин и закупаются всем необходимым на месяц вперед». Также на пути к заводу нам попались несколько деревянных домов, давно позабывших лица своих хозяев. В один из таких я просто была обязана зайти. Как раз в то время я увлекалась городскими заброшенными зданиями, в которых обычно было грязно, замусорено, а на стенах красовались замысловатые граффити, оставленные предшественниками. В старом деревянном аракульском доме беспорядка, свойственного городским заброшкам, я не встретила, чистым его, конечно, назвать тоже нельзя, ввиду безжалостности времени эту погрешность можно и опустить. «Наверняка хозяева пытались продать дом, но его, конечно, никто не купил, и они просто уехали навстречу лучшей жизни, обрекая деревянного старика на одинокую погибель в компании сердитых пауков и прочей мелкой живности», – придумала я на ходу историю и, удовлетворившись ею, вышла из дома.

В далеком 1912 году на озере Аракуль зародилась первая на Урале рыбоводческая станция. В советское время она заслужила звание главного рыбзавода Челябинской области. Поставка продукции Аракульской рыбоводческой станции в виде ценных пород рыб производилась на Урал, Зауралье и в Казахстан. Столетняя история работы передового производства оборвалась все в том же злополучном 2010 году. Предпринимаемые в 11-ом году попытки возродить работу предприятия одним из предпринимателей не увенчались успехом – по итогу рыбный завод был пущен на произвол судьбы. Таким образом, волею этой судьбы я попала на территорию никому ненужного завода, что густо поросла травой. За покосившимся забором находилось несколько производственных зданий и амбаров с погнутыми, то ли временем, то ли человеком, воротами. Самое интересное, на мой взгляд, что было там – это длинное одноэтажное здание, внутри которого расположились несколько огромных во всю длину помещения бассейнов. «А ведь здесь когда-то кипела жизнь рабочих людей, и зарождалась жизнь немых рыб», – хотелось сказать мне, но я решила не нарушать гробовую тишину бывших «рыбных яслей». Мы вышли.

Слишком много раз за один день я столкнулась лицом к лицу с одиночеством. Утомительная дорога и отнюдь не радостное путешествие по поселку наградили меня усталостью. Дремота одолевала, я покорно ей поддалась. Когда я проснулась, солнце уже готовилось скрыться за горизонтом. К концу дня погода наладилась, стало гораздо теплее чем утром, августовская свежесть добавляла атмосфере своеобразного шарма. Целый вечер до самой глубокой ночи я провела в кругу веселых с горящими глазами ребят. Нас окружала удивительной красоты природа, а чистый горный воздух бодрил и отгонял сон. Но вот костер на берегу озера поглощал последние заброшенные в него поленья и медленно догорал. Догорали и силы утомившихся за день ребят. Все удалились навстречу сну. Я долго ворочалась с одного бока на другой. После неудачных попыток заснуть я вышла на крыльцо и присела на лавочку полюбоваться густым туманом и звездным небом. Глубокие размышления и ночной воздух постепенно убаюкивали сознание. Наконец я смогла предаться сну.

Утром погода вовсе разыгралась – в чистом голубом небе светило яркое еще по-летнему согревающее солнце. После плотного завтрака мы отправились покорять горные вершины Аракуля. Пеший путь туда-обратно занял около 4-х часов. Кстати, вы замечали такое интересное явление, когда две незнакомые туристические группы пересекаются на маршруте, они приветствуют друг друга? В скольких походах я бы ни участвовала, всегда сталкивалась с этим негласным правилом дружелюбия путешественников. Сначала мы шли по пологим склонам, что постепенно повышали градус наклона. И вот под ногами уже стали появляться горные породы, совсем близко виднелись слоистые каменные вершины шиханов. В кармане джинс послышались звуки приходящих уведомлений – смартфон подал признаки жизни, появилась мобильная связь. Я быстренько проверила почту и социальные сети, сообщила родителям, что все хорошо и к ночи вернусь домой. Телефон молниеносно потерял свой заряд, по-видимому, от того, что ночью в связи с ненадобностью на зарядку я его не ставила. Ну что ж, продолжаем путь. Боль в мышцах ног дала о себе знать, периодически приходилось замедляться, чтобы восстановить учащенное с непривычки дыхание.

Через несколько мгновений мы оказались на вершине. Перед моими глазами открылась вся прелесть уральской природы: величавые горы тянулись прямиком к небесам, нескончаемый зеленый лес покрывал горизонт со всех сторон, с высоты огромное озеро казалось куда миниатюрнее, стали заметны маленькие островки посреди водной глади, на изучение которых прошлым вечером плавали на лодке наши товарищи. Очаровательные красоты – богатство этого края. Опираясь ладонями на каменные глыбы, я всматривалась в зеленую пропасть деревьев, что густо покрывали склон горы. От могущественной высоты захватывало дух. Невольно приходила в голову мысль: «Каково это оступиться и рухнуть со всей дури в эту древесную пучину?». Меня уже давно не пугают такие мысли – я научилась любить и не бояться высоты, но на всякий случай отошла от обрыва. Сделав море фотографий, отдохнув и перекусив, наша группа отправилась в обратный путь, чтобы успеть пообедать, а после собрать вещи в дорогу домой.

Автобус приехал вовремя. Мы загрузили вещи в багажник и расположились в салоне. Погода снова стала пасмурной, как и тогда, когда мы только приехали сюда. Солнце проводило нас еще на спуске с горы, а затем поспешило скрыться за тучами. На прощание я окинула взглядом аракульские природные красоты. Автобус тронулся, и снова кто-то запустил ленту кинофильма, что спешно мелькала за окном: густые леса, немые поля, редкие деревеньки и грозное серое небо, что вот-вот готово было пустить на землю скупую слезу мороси. «Скоро будем дома», – мелькнула в голове согревающая душу мысль, и я закрыла глаза в надежде скорее там оказаться и поделиться двоякими впечатлениями, накопившимися за эти два дня.

О, Аракуль, ты величественен и прекрасен! Твои воды чисты и прозрачны. В твоем широком небе летают смелые птицы. Твои ветра своенравны и свободолюбивы. Твои горы могущественны и крепки. Леса твои охраняют покой животных. Столетиями о тебе слагают легенды. О, Аракуль! Ты величественен и прекрасен, но почему ты так одинок? Почему твои люди так одиноки?

Алина Кашапова

Алина Кашапова

Студентка 4 курса направления "Журналистика" Российского исламского института

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *