Четверг, 18 апреля, 2024
Аналитика

Небезобидные “шалости” послушных детей

«Животное от животного не отличается так сильно, как человек от человека.» Это высказывание древнегреческого философа Плутарха, и оно здесь как нельзя кстати. А вот почему: пока одни школьники старательно делают кормушки для птиц и помогают дворовым котам, другие проявляют верх жестокости и бесчеловечности в отношении к братьям нашим меньшим.

На Урале, в пригороде Екатеринбурга, дети живьем закопали пятерых щенков, затем вырыли и забили их до смерти камнями и палками. Как сообщает Znak.com со ссылкой на заявления волонтеров и публикации в соцсети, преступление было совершено четырьмя учениками местной школы на глазах у маленьких детей. О произошедшем стало известно благодаря ученикам параллельного класса, которые вырвали одного щенка буквально “из-под палок” и рассказали о произошедшем местному зоозащитнику Елене Кузьминой. Сама волонтер написала заявление в полицию по факту преступления, совершенного по статье 245 УК РФ о жестоком обращении с животными. К моменту прибытия полицейских трупики щенков уже были спрятаны, на месте остались только выкопанные “могилки” и следы крови. Администрация школы провела беседу с маленькими живодерами и их родителями. Достаточно ли этого для решения коренной причины инцидента?

Новость о происшествии датируется 6-м октября 2019 года, однако на просторах интернета безымянных видео, где подростки издеваются над беспомощными животными, огромное множество. Это подтверждают и зооволонтеры.

– К нам постоянно поступают животные от зоозащитных организаций и неравнодушных людей. Всегда в разном состоянии, – делится врач ветеринарной клиники «БарсВет» Осминкина Татьяна Андреевна. – На данный момент у нас лежит кот, которого нашли на улице в мешке. У него проблемы с позвоночником. Лечение проводится, как правило, за счет благотворительных сборов. Клиника же, в свою очередь, предоставляет скидки на свои услуги.

Дальнейшей судьбой животных занимаются волонтеры. Стоит отметить, что работники приютов со всей ответственностью подходят к выбору новых хозяев для своих воспитанников. К примеру, если вы хотите взять себе щенка, то непременно будете опрошены о членах семьи, образе жизни, условиях содержания собаки и многом другом. Если по каким-то критериям вы не подходите на роль хозяина определенного животного, могут отказать или помогут подобрать питомца, рассказывая об особенностях характера и здоровья каждого. Главная цель – отдать хвостатых в надежные руки и обеспечить им счастливое будущее.

Многие семьи заводят домашних питомцев целенаправленно для того, чтобы их дети учились бережному и заботливому отношению к окружающему миру. Однако здесь ключевую роль все же играют родители: их обязанностью становится не только знакомство ребенка с пушистым членом семьи, но и демонстрация на личном примере того, как нужно обращаться с ним, обозначении правил поведения, привитие уважения к личному пространству. Психологи отмечают, что жестокость детей в отношении к животным тесно связана с климатом внутри семьи. Иными словами, агрессия ребенка в отношении того, кто слабее, может быть индикатором насильственного обращения в его окружении.

– Подобное поведение у детей не является психическим отклонением до определенного возраста. Маленькие дети просто-напросто не имеют видения того, как нужно относиться к живым существам,- поясняет кандидат педагогических наук, преподаватель социальной психологии Гульназ Галявиева. – В более взрослом возрасте – это, скорее, пробел в социальном и морально-нравственном воспитании.  Ребята отдают себе отчет о своих поступках, действуют осознанно, намеренно. Предупредить жестокость в своем ребенке можно с помощью экологического воспитания: ходить на экскурсии, выезжать на природу, посещать питомники, а также учить малыша взаимодействовать с окружающим миром.

Действительно, возраст ребенка имеет большое значение, поскольку может помочь правильно интерпретировать его поведение, из чего следует вывод о том, стоит ли бить тревогу и торопиться к психологу. В дошкольный период малыш только начинает познавать мир, активно изучает все, что его окружает, усваивает правила. Это именно то время, когда важно сформировать у него верные представления о том, что допустимо, а что – нет: «Отрывать лапки жучку – нельзя. Погладить котенка – можно.» Довольно часто можно наблюдать на площадках то, как более взрослые дети играют, подражая животным: «Давай я буду лошадкой, а ты – собачкой?» То, что они играют, отождествляя себя с животными, свидетельствует об усвоении полученной ранее информации о представителях фауны и умении проявлять эмпатию.

В подростковом возрасте ребенок уже понимает, что бить животных нельзя. Агрессивность в этот период говорит о беспокоящей его глубокой тревожности. Отсутствие понимания в отношениях с родителями, проблемы в общении со сверстниками, неумение направить энергию в нужное русло – это и многое другое толкает его к самоутверждению через демонстрацию собственной силы. Как уже было отмечено выше, ряд исследований показывает прямую связь детской жестокости с неблагополучием в семье и жестоким обращением с самим ребёнком. В таких случаях необходима помощь профессионала для решения проблем и коррекции поведения.

Специалисты по работе с детьми также выделяют у современных ребят некую отчужденность от действительной реальности. Видеоигры, предпочтение общения по Сети, ограниченный круг интересов – все это способствует социальной дезадаптации. В таких условиях не происходит необходимого для развития личности усвоение морально-нравственных и духовных ценностей.

Свою лепту в создание дружеских отношений с четвероногими вносит и религия. Доброта и милосердие к творениям Всевышнего предписывается как Священным Куръаном, так и наследием Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

«Сахих аль-Бухари» передает, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поведал сподвижникам о грешной женщине из общины бану Исраиль, пожалевшей собаку, которая в жаркий день не могла найти воду, чтобы утолить свою жажду. Эта женщина сняла с ноги туфлю, достала воду из колодца и напоила собаку, за что Всевышний простил ей грехи. Сподвижники, услышав рассказ, удивились: «Разве награда полагается даже за хорошее отношение к животным?» Пророк ответил им: «Награда полагается за доброе отношение ко всему живому.»

Таким образом, из предания следует, что задолго до возникновения зоозащитных движений ислам призывал к человечности по отношению к животным, а бессердечие к ним считал достаточной причиной, чтобы человек был наказан.

Злоба в человеческом сердце губительна. Она ведет к страшным, разрушительным последствиям. И вместе с тем нужно понимать, что такие люди – это выросшие дети, которые привыкли за маской силы и агрессии прятать свое несчастье и глубокое чувство одиночества. Мы можем отдать миру лишь то, что есть в нас самих. А значит, тот, кто счастлив сам, стремится сделать счастливее всех вокруг.

Динара Алимова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *