Четверг, 25 апреля, 2024
Новости

Установил ограду – нарушил правила

Приход на кладбище для каждого человека является назидательным напоминанием, в результате которого  в его жизни должно становиться меньше грехов и больше благодеяний. Посещая такие места, люди должны задумываться о том, что этот бренный мир не вечен, и что рано или поздно  нам придется его покинуть.

На первый взгляд, кладбище – это обычное место захоронения людей, однако и там существуют определенные  требования  и адабы, которые необходимо соблюдать: к примеру, на территории захоронений нельзя громко разговаривать, смеяться; необходимо быть в состоянии ритуального омовения, думать о скоротечности жизни и о предстоящем отчете за свои деяния в Судный день; нужно читать молитвы-дуа за обитателей могил, особенно за своих близких и родных… Но немаловажным является и то, как должна выглядеть могила.

Главным шариатским установлением относительно внешнего вида мусульманской могилы является то, что она должна выглядеть скромно. Тем не менее, в различных регионах  проживания мусульман существуют свои традиции, которые так или иначе определяют некоторые правила, которых придерживается местное население. Одним из таких правил, которое  соблюдалось мусульманами-татарами на протяжении последних десятилетий, была установка могильных оград. И вот недавно установили запрет на установку этих оград, который расколол мусульманское сообщество надвое и стал причиной серьезных разногласий. Установку могильных оград запретили на новом городском кладбище города Кукмор. Инициатор запрета – местная мусульманская религиозная организация – мухтасибат Кукморского района РТ. Что же послужило причиной данного запрета? Чтобы прояснить ситуацию, мы обратились к имаму-мухтасибу Кукморского района Радифу хазрату Тимергалиеву.

– Радиф хазрат, прежде всего, хотелось бы коснуться исторического аспекта данной проблемы: когда и почему стали устанавливать ограды на мусульманских кладбищах?

– Ограды на мусульманских кладбищах появились относительно поздно, где-то во второй половине 20 го века. В советский период со стороны властей особого внимания к местам захоронений не было. По этой причине многие кладбища не были огорожены. И для того, чтобы хоть как-то уберечь могилы своих родственников от неуважительного отношения (например, чтобы по ним не ходили, чтобы животные не могли их испачкать и т.д.), люди стали огораживать могилы в частном порядке. Постепенно это переросло в традицию, которую стали чтить на уровне религиозного правила. Хотя установка могильной ограды в исламском шариате нигде не упоминается.

– Почему было принято решение о запрете на установку оград на новом мусульманском кладбище г. Кукмор?

– Решение было принято исходя из состояния старого кладбища, на котором из-за многочисленных могильных оград не было возможности содержать территорию в надлежащем порядке. Климатические условия нашей местности таковы, что без должного ухода на любой территории начинают бурно прорастать сорняки, а деревья и кустарники превращаются в непроходимые заросли. На новом кладбище мы запретили не только ограды, но и посадку деревьев, так как многие выросшие деревья сохнут, по этой причине у них ломаются ветки, осыпается листва, что становится причиной засорения. Кроме того, на старом кладбище много неухоженных могил, так как родственники погребенных в них людей в силу каких-то причин не навещают эти могилы и не убираются на них. Установленные ограды мешают во время субботников и препятствуют наведению порядка на территории.

– Какие кладбища были взяты вами в качестве образца?

– Мы побывали на Самосыровском кладбище Казани, также учли мировой опыт содержания кладбищ, взяв информацию из интернета. Думаю, что этот полезный опыт поможет нам в дальнейшем.

– В чем заключается суть претензий тех, кто выражает протест против решения о запрете оград?

– В основном люди ссылаются на то, что установка ограды – это традиция, которую по их мнению надо уважать и продолжать. Кроме того, ограда дает ощущение того, что эта «территория» что-то вроде собственности, на которой можно что-либо делать по своему усмотрению. К сожалению, для многих мусульман сейчас поводом посещения могилы является лишь покраска ограды и поливка надмогильных цветов. Хотя главное в этом случае – это напоминание о смерти и бренности этого мира и прочтение молитвы за душу умершего.

Для объективности, мы обратились и к простым жителям, которые не приемлют нововведение. Вот что сказал Рафаэль Ф. 57 лет:

– Отказ от могильных оград противоречит нашим традициям. Достаточно запретить посадку деревьев, чтобы кладбище не превращалось в лес. А аккуратная ограда в этом случае никак не будет препятствовать порядку на кладбище, наоборот, будет способствовать ему.

Лябиба апа, 66 лет:

– Сколько себя помню, еще с детства, приходя на кладбище, мы находили могилы своих бабушки и дедушки именно по ограде. Помню, как с удовольствием ходили ее красить, наводили порядок на могиле, радовались сами и искренне верили, что и дед с бабушкой тоже очень рады обновлению. Как же без ограды? Ведь именно она и определяет тот участок, на котором необходимо навести порядок.

– Ринат Ш., 71 год:

– Установка ограды на могиле – это то, что отличает наши татарские кладбища от кладбищ других мусульманских народов. Ведь традиции в исламе не запрещены. Если меня похоронят и на могиле не установят ограду, я не уверен, что ее не будут топтать недобросовестные и безалаберные люди. Поэтому я против этого нововведения. Если решение останется в силе, буду завещать, чтобы меня похоронили в деревне.

Мансур, 32 года:

– Думаю, для нашей местности это правило не очень подходит. Ограды есть во всех кладбищах нашего района, но почему-то новое городское кладбище стало исключением. Можно было ввести определенные требования касательно этого вопроса, например: ограды всех могил должны быть одной высоты, не должны слишком отличаться друг от друга и так далее. Устанавливать ограду или нет – это индивидуальное решение, но как мне кажется, с ней лучше, чем без нее, потому что она является самым практичным способом отделения кладбищенского участка.

Вот такие мнения. В их поддержку можно привести также и мнение первого казыя Татарстана Габдулхака хазрата Саматова, который в своей книге «Шариат: вагазы, хукмы, фетвы, ответы на вопросы и рекомендации» отмечает, что,  хотя установка надмогильного камня и ограды никакого отношения к канонам Шариата не имеет, все же традиция существует издавна и присуща нашим соплеменникам. «Устанавливая надгробье и ограду, мы, по сути, отмечаем место,  в котором покоятся наши предки. Также это нужно для того, чтобы их могилы не затаптывались прохожими и там не паслись домашние животные», – пишет Габделхак хазрат.

 

 

Администрация района заняла в этом вопросе нейтральную позицию, ссылаясь на то, что ни Федеральным законом, ни законодательством Республики Татарстан вопрос об оградах особо  не регламентируется. Поэтому решение спорной проблемы стало ответственностью религиозных деятелей – имамов, мухтасиба и смотрителя кладбища. По мнению представителей мухтасибата, наличие  одного экспериментального захоронения по новому типу (то есть без могильных оград) в будущем покажет пути разрешения проблемы заброшенности кладбищ.

По мнению мухтасиба Кукморского района, есть и социальная сторона вопроса. Дело в том, что сейчас появились огромные возможности изготовления дорогих, нестандартных и даже эксклюзивных оград. По этой причине кладбища стали превращаться в место демонстрации финансовых возможностей. Ведь каких только оград не делают сейчас! Как говорится, были бы деньги… Люди стали в буквальном смысле соревноваться между собой в установке  дорогих оград:  кто-то ставит для покойного родственника очень дорогую, вычурную ограду, кто-то простую. И  те, кто  установил  для своего родственника  лишь простенькую оградку,  начинают испытывать некоторую неловкость, а иногда и что-то вроде зависти  по отношеню к тем, кто имеет возможность на приобретение «роскошной» ограды. Вообщем, это  «соревновательность» и  желание даже на месте вечного упокоения выделиться и превзойти других. «Исходя из вышесказанного,  мы в итоге приняли решение о запрете на установку могильных оград на новом городском кладбище», – сказал  Радиф хазрат.

Таким образом, согласно принятому Решению установка оград на новом городском кладбище Кукмора запрещена. В статье 26 «Надмогильные  сооружения (надгробия), ограды» говорится, что « на территории мест захоронения, где в соответствии с архитектурно-ландшафтным проектом кладбища предусмотрено погребение без последующей установки оград, установка оград запрещена». То есть получается, что если кто-либо установит ограду на новом кладбище, то это будет нарушением закона, за которое придется нести ответственность.

Итак, Решение принято, но недовольных от этого не убавилось. Действительно, ислам трактует смерть как естественную неизбежность и последующий ответ перед Всевышним. По сути, ограда, вне зависимости от того «роскошная» она или «простая», помочь или навредить  умершему никак не может. Понятно и то, что канонических требований по оформлению могил нет. Также не стоит забывать и то, что согласно известному исламскому постулату «разрешено всё, что не запрещено». Исламским шариатом не запрещается огораживать захоронение правоверного. Главное – это скромность, отсутствие вычурности и  расточительства. Поэтому в возникшей ситуации, наверное, нет правых и неправых. Тем не менее, если решение принимается религиозными руководителями, обязанность простых мусульман – следовать принятому решению. Тем более, что возможность для выбора места захоронения всегда есть.

Студентка 2 курса журналистики РИИ, Зилия Курамшина

Источник фото https://www.google.com/search?q=%D0%B3%D0%B0%D0%B1%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%85%D0%B0%D0%BA+%D1%85%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B0%D1%82++%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2&tbm=isch&ved=2ahUKEwjr0b2R3J_sAhWQwSoKHY67ABcQ2-cCegQIABAA&oq=%D0%B3%D0%B0%D0%B1%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%85%D0%B0%D0%BA+%D1%85%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B0%D1%82++%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2&gs_lcp=CgNpbWcQA1CakAJYvJ0CYJqfAmgAcAB4AIABW4gB4wSSAQE4mAEAoAEBqgELZ3dzLXdpei1pbWfAAQE&sclient=img&ei=vkF8X-v6J5CDqwGO94K4AQ&bih=920&biw=1920&rlz=1C1ASUM_enRU856RU856#imgrc=ytxMT3DyJHnTGM

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *