Суббота, 20 апреля, 2024
Актуальное

БЕЗЗАВЕТНОЕ СЛУЖЕНИЕ УММЕ

 

О Зиннуре хазрате Самигуллине можно рассказать очень многое: религиозный деятель, имам-хатыйб деревни Вахитово, глава семьи, отец четверых детей, человек, внесший весомый вклад в дело развития ислама у себя на родине…

Он родился в обычной семье – одной из многих, живущих и работающих в сельской глубинке. Родители – типичные сельчане, которые трудились не покладая рук от зари до позднего вечера. Вспоминая годы своей юности, Зиннур хазрат говорит, что это время можно обозначить одним коротким, но очень емким по содержанию словом: труд. И до службы в рядах советской армии, и по возвращении, и до женитьбы, и после создания семьи – Зиннур Миннемуллович был, как говорят, на передовых позициях трудового фронта в родном колхозе.

Жизнь шла своим чередом, родились дети, забот, естественно, прибавилось. Но однажды в один из обычных дней, во время утреннего чая жена нашего героя Кадрия ханым сообщила ему о том, что ей приснился необычный сон…

– Уж не припомню кто, но кто-то якобы повел меня наверх – далеко-далеко в небо… – сказала она, взглянув тревожными глазами на супруга. – И оттуда, с невероятной высоты, показали мне земной шар. А он – абсолютно черного цвета… От представшей перед глазами картины стало страшно… И вдруг… прозвучал чей-то грозный голос: «Вам нужно измениться!.. Если продолжите жить так как прежде – погибнете!..»

Некоторое время сидели молча. И после того как Кадрия растерянно пробормотала: «Что же это за сон?», – супруг не нашел что ответить.

Далее как обычно погрузились в обыденные дела, но странный сон не давал покоя. «Что значит «измениться»? Что значит «погибнете»? Если днем, в череде повседневных забот эти слова мерцали тусклой лампочкой где-то в глубине души, вечерами они уже освещали их сердца тревожным аварийным сигналом, от которого становилось не по себе. Это заставляло задумываться вновь и вновь… И лишь через некоторое время Зиннур и Кадрия начали понимать, что этот сон был своего рода знаком от Всевышнего, и что речь здесь идет о духовном преобразовании.

«Наверное, не ошибусь, если скажу, что по причине того, что росли и воспитывались мы в советское время, о религии я ничего не знал», – вспоминает Зиннур хазрат. – Глубоко верующих, а тем более практикующих ислам взрослых в семье не было. Правда, дома, над входной дверью висел шамаил, на котором арабскими буквами было что красиво написано. Когда я спрашивал у матери: «Что это?», она лишь коротко отвечала: «Хорошие слова»…

По прошествии некоторого времени Зиннур Миннемуллович вместе с женой поехали в город за покупками. «В одном из магазинов, расположенных на рынке, мы увидели религиозные книги и решили взять пару брошюр», – рассказывает хазрат. – Как выяснилось позже, одна из них оказалась учебным пособием по правилам чтения Корана на арабском языке (“Мугаллим сани”), но тогда мы этого не поняли и купили ее, потому что наше внимание привлекла красивая арабская вязь…».

Вернувшись домой, супруги Самигуллины стали рассматривать книжку с арабскими прописями, в надежде хоть что-то понять. Но куда там… Все ограничилось тем, что повертев брошюру вверх-вниз, они положили ее на полку.

…Снова серые будни, рутинная работа в колхозе и домашнем подворье. Но привычную жизнь нарушали мысли о сне, увиденном Кадрией. Поэтому муж с женой на всякий случай решили выучить по транскрипции суру «Фатиха». А в 1995 году в деревню Вахитово, где проживали Самигуллины, приехала группа мусульман из Пакистана. Известие о том, что в деревню аж на целых 3 дня приехали иностранцы разнеслось по селу с молниеносной скоростью. Услышав об этом, Зиннур Миннемуллович тоже решил пойти в мечеть, чтобы увидеть гостей. «Удивительно было не только видеть иностранцев, говорящих на непонятном для меня языке, но и слышать, как они красиво, нараспев читают суры Корана», – рассказывает мухтасиб. Однако еще большей неожиданностью стало для него то, как один из гостей сначала сам прочитал суру «Фатиха», а затем попросил повторить ее Зиннура. «Помню, порадовавшись в душе тому, что выучил эту суру наизусть, я неспеша, очень старательно прочитал ее», – вспоминает Зиннур хазрат. – Но затем гость прочел еще одну короткую суру, которая начиналась словами «Кульху Аллаху ахад», а когда попросил повторить за ним, я уже не справился. А сидевшие рядом мальчишки лет 11-12 прочитали ее с легкостью. Как я тогда устыдился! Помню, пришел домой сам не свой. «Чего как в воду опущенный?» – спросила жена. А узнав о причине, сказала: «Так не пойдет, Зиннур, нам надо учиться, обязательно надо начать получать религиозные знания!». И тут же дала такой совет: «Я слышала, что в деревне Бурбаш есть мулла, который обучает и детей, и взрослых».

«Так в мое сердце были посеяны семена надежды», – рассказывает хазрат. «В деревню Бурбаш соседнего Балтасинского района, которая находится всего в 15 км от нас, я решил поехать в пятницу, надеясь на то, что после пятничной молитвы точно смогу увидеться с местным муллой. Тогда в моем представлении мулла был старым бабаем с седой бородкой, в чалме и чапане. И моему удивлению не было предела, когда на минбар без особых усилий легко поднялся мужчина опрятной внешности, примерно лет сорока. Еще до начала намаза я узнал, что муллу зовут Джалиль хазрат. После намаза, с некой робостью и боязнью подойдя к нему, я нерешительно произнес: «Вот… приехал, чтобы получить знания по религии… Пока что не знаю ничего…».

Джалиль хазрат оказался довольно простым, но в то же время очень интересным и мудрым человеком. В этот день, несмотря на то что перед ним стоял посторонний, совершенно незнакомый ему человек, он, не пожалев своего драгоценного времени, уделил внимание нашему герою и мягко улыбаясь сказал: «Признание своего невежества – есть половина знания. Хорошо, раз ты из соседнего района, пусть и этот приезд не будет напрасным: оставайся…»

В тот день Джалиль хазрат дал ему первый урок по книге “Мугаллим сани” (той самой, которую он когда-то приобрел на рынке) и научил правописанию первых 5 букв арабского алфавита. С этого и началось: Зиннур каждую неделю стал ездить в Бурбаш и за 2-3 месяца полностью освоил арабский алфавит. Позже потихоньку начал читать Коран.

«В том же году я начал регулярно посещать мечеть в своей деревне», – рассказывает Зиннур хазрат. – А причиной этого стал мой духовный наставник Джалиль хазрат: именно он убедил меня в необходимости совершения намаза и посещения мечети. Назначенного имама у нас в деревне тогда не было, поэтому старики, являющиеся постоянными прихожанами мечети, предложили: “Может быть, станешь имамом?” (а мне тогда было всего 35 лет)».

Так, после единогласного избрания на приходском собрании, Зиннур хазрат стал руководителем местного мусульманского прихода. Конечно же, обязанности имама он совмещал с работой в колхозе. А как же иначе: ведь за работу в мечети зарплата ему не полагалась, а к тому времени у него уже было трое детей.

Все бы ничего, однако вместо того, чтобы радоваться новому молодому имаму, нашлись и те, кто стал выражать свое недовольство. Например, один из прихожан как-то сказал, что у него нет Указа имама, и поэтому, якобы, их пятничная молитва недействительна (Указ – это документ от муфтия республики, подтверждающий полномочия религиозного деятеля). Претензия казалась обоснованной, поэтому молодой имам отправляется к Джалилю хазрату, чтобы посоветоваться с ним по этому вопросу. Тогда между ними состоялся такой разговор:

– Кто назначил тебя имамом?

– Прихожане мечети.

– Если они действительно выбрали тебя, продолжай работать без колебаний. Прежде всего, необходимо чтобы ты был избран народом. Если бы Указ был, а прихожане тебя не признавали, вот тогда это было бы проблемой. А Указ – инша Аллах, это дело времени…

Так Зиннур хазрат продолжил деятельность имама. Шли недели, месяцы. Молодой имам с усердием учился, еженедельно проезжая на своем стареньком автомобиле дорогу знаний под названием “Вахит-Бурбаш”. Тогда ему действительно удалось многому научиться. «Уроки у Джалиля хазрата не ограничивались изучением чтения Корана на арабском языке, – вспоминает он. – Кроме знаний, составляющих основы ислама, я также изучил исламскую этику, фикх, сиру, и именно тогда пришло понимание того, что значит «исламский образ жизни». Общение с моим наставником обогатило мой духовный мир, расширило кругозор, а самое главное – очистило душу…».

Так в поисках знаний прошел целый год. В один из весенних дней, после окончания занятий в мечети, прощаясь со своим наставником, Зиннур хазрат задал ему такой вопрос:

– Мне посчастливилось получить у вас много знаний. Как мне расплатиться с вами?

Джалиль хазрат ответил ему так:

– Начни преподавать в своей деревне. Да-да… Если будешь обучать односельчан, считай, что расплатился со мной сполна.

Молодой имам был обескуражен.

– Но хазрат… – робко произнес он. – Ведь у меня для этого нет достаточных знаний… Учить других – это такая большая ответственность!

– Вот начни обучать, тогда знания и придут, – успокоил его наставник.

Исторический день месяца Рамазан 1997 года Зиннур хазрат хорошо помнит до сир пор. По сделанному им объявлению в этот первый учебный день в сельскую мечеть собралось около 60 детей. Сначала это даже немного напугало его. Но потом всё как-то наладилось. Занятия проходили в дружной атмосфере, ребята проявляли к учебе большой интерес. Всё бы ничего, но немного тревожило то, что ученики один за другим осыпали хазрата различными вопросами. На некоторые из них ответа он не знал, поэтому приходилось ограничиваться словами «поговорим на эту тему на следующем занятии». В то время домашнего телефона в доме Самигуллиных не было (не говоря уже о сотовом), поэтому в поисках ответов на вопросы, заданные учениками, Зиннур хазрат довольно часто ездил в Бурбаш.

В то время в районном центре Балтаси под руководством Джалиля хазрата ежемесячно проводились собрания имамов. Хотя это и был соседний район, Зиннур хазрат старался постоянно участвовать в этих собраниях. Участие в такого рода мероприятиях существенно повлияло на его веру и мировоззрение. Ведь каждое выступление его учителя являлось важным наставлением, содержащим в себе искреннюю заботу о религии и верующих. В то же время эти наставления остались в памяти не «сухими» нравоучениями, а мудростью, сочетающей в себе серьезное знание и искрометный народный юмор.

В 1999 году Зиннур Самигуллин избирается имам-мухтасибом Кукморского района. Сам он полагает, что его кандидатуру тогда предложил руководству Джалиль хазрат. Выйдя на улицу с того “исторического” собрания, которое проходило в здании администрации, он спросил у своего наставника:

– И что я теперь должен делать?

В свойственной ему шутливой манере Джалиль хазрат сказал:

– Если работать – работы много, если не работать – делать, собственно, и нечего.

– Раз уж избрали, хотелось бы, конечно, поработать… – повернул разговор в серьезное русло Зиннур хазрат. И тогда Джалиль хазрат дал своему ученику совет, который он запомнил на всю жизнь.

– Всевышний Аллах в трудное для пророка Мухаммада (мир ему) время как-то сказал ему: «Будь честным и правдивым предо мной, и тогда я налажу

все твои дела». Своевременно совершай 5 намазов, старайся быть в мечети. Остальное Аллах Сам всё расставит по своим местам».

…Когда вернувшись домой Зиннур хазрат сообщил жене о том, что его избрали руководителем мусульман всего района, она присев на стул, тихо проговорила:

– Что ж, пусть будет к лучшему…

Сев на стул рядом с женой, Зиннур хазрат некоторое время не находил слов, чтобы продолжить разговор. Глядя в пол, не поворачивая головы Кадрия тихо спросила:

– А Джалиль хазрат что сказал?

– Будь честным и правдивым перед Аллахом, остальное Он Сам всё расставит по своим местам. Так и сказал.

– Вот как… А ведь верно…

Снова помолчали. В голове крутились разные мысли и вдруг… и вдруг ему вспомнился сон, который видела его жена несколько лет назад. Тогда она рассказывала, как тревожный голос с неба предупреждающе произнёс: «Вам нужно измениться, иначе – погибнете!»

«Сколько лет прошло с тех пор, сколько воды утекло…» – ностальгически произнес Зиннур хазрат. – Но изменились ли мы?! Хвала Всевышнему, Сейчас мы уже не прежние Зиннур и Кадрия: оба совершаем намаз и старшие дети учатся поклонению… Теперь в нашем в доме есть свет веры, но самое главное заключается в том, что этот свет есть и в наших сердцах, которые наполнены чувством безграничной благодарности Богу. Господь предостерёг нас, наставил на прямой путь и дал нам возможность познать свою прекрасную религию…».

…Как-то на одном из занятий учитель поведал им об одном из наставлений Лукмана Хакима – мудреца, упоминаемого в Коране. Лукман Хаким сказал своему сыну: “Поистине, мирская жизнь – это глубокое море, в котором утонуло очень много людей. Пусть же твоим кораблем в нем будет страх

перед Аллахом, грузом в нем – вера во Всевышнего, парусом его – упование на Аллаха… Тогда, я надеюсь, ты спасешься…».

…Сколько лет прошло, а этот мудрый этот совет до сих пор не забыт. Хазрат, отслуживший на посту имама-мухтасиба более 17 лет говорит:

– Не скрою, разные были времена. И в семейной жизни, и в выполнении возложенных на меня обязанностей, бывало, допускал ошибки. Но все эти годы я безгранично радовался тому, что я и моя семья смогли взобраться на корабль под названием «Ислам». Вот так и плывем по морю жизни, надеясь на милость и благословение Всевышнего…

Сегодня Зиннур хазрат Самигуллин является имамом деревни Вахитово и почетным мухтасибом Кукморского района. Нынешний руководитель мусульман района Радиф хазрат Тимергалиев отзывается о своем старшем предшественнике как об очень опытном, мудром наставнике и старается советоваться с ним по всем религиозным и социальным вопросам.

– Это человек, который много лет был на страже нравственных устоев нашего общества. Его многолетняя деятельность на этом ответственном посту – пример беззаветного служения своему народу, своей умме, – говорит Радиф хазрат.

За свой многолетний труд во благо ислама, во имя процветания нашего народа Зиннур хазрат Самигуллин награжден медалью Духовного Управления Мусульман Республики Татарстан «За верное служение народу», а также медалью «За заслуги перед Кукморским муниципальным районом».

Зилия Курамшина, 2 курс 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *