Пятница, 26 апреля, 2024
АктуальноеАналитикаКультура

Актуальная басня о свободе

«Лиса и виноград» — спектакль по одноименной пьесе Гильерме Фигейреду, ставится на сцене ТЮЗа с октября прошлого года. Постановка является дипломной работой режиссера Александра Туманова. Главную роль в спектакле исполняет народный артист РТ Роман Ерыгин, Ксанфа — заслуженный артист РТ Дмитрий Язов, Клею — Лили Нурель, эфиопа — заслуженный артист РТ Павел Густов. Также в спектакле играют — Камиль Гатауллин, Полина Малых и Ильфат Садыков.

Стоит оговорится, что за историю ТЮЗа это не первая постановка по данной пьесе. Казанский Театр обращался к произведению Фигейреду еще в 1997 году, где по нему спектакль поставил Юрий Благовой, выбрав на роль Эзопа народного артиста Татарстана Александра Купцова.

По сюжету пьесы богатый философ Ксанф, возвращается из дальнего и прибыльного путешествия, в котором он приобретает для своего хозяйства рабов. Среди них оказывается Эзоп — человек незаурядного ума, талантливого мышления, что оказывается очевидным и для самого философа. Ксанф находит Эзопа очень полезным, за его умения слагать поучительные и занимательные истории. Находчивость баснописца становится выручающим фактором в делах Ксанфа. Единственный и главный недостаток Эзопа для философа, — а вместе с тем и вся драма, — в том, что тот постоянно стремится к свободе.

Честная сценография

Сразу отметим грамотно выполненное Михаилом Фишманом-Борисовым оформление сцены. В постановке зритель наблюдает древнюю Грецию, но, разумеется, не реконструированной, а только в античной атрибутике.

На авансцене находится бюст Ксанфа, который сделан с лица Дмитрия Язова, исполняющего роль философа. Декорации представлены белыми волнистыми линиями на заднем плане, изображающими морские волны. Также сверху сцены подвешен большой дискообразный светильник имитирующий солнце и луну. В центре сцены обращает на себя внимание возвышающийся помост, на котором, как правило, произносятся ключевые реплики. Дополнительно на сцене находятся бочка и кубы, выполняющие роль стульев. 

 

В отличие от первой постановки, здесь нет попыток убедить зрителя, что он переносится в другое время, — для адекватного восприятия пьесы этого абсолютно не требуется; что, как видно, понимают и авторы спектакля. Тут Греция, скорее, символически, — она минималистична в своих деталях, лишь только намекающих на античность. Однако, решение верное — лаконичность оформления позволяет сосредоточиться на главном, на действии и его содержании — на вневременных темах. С этой точки зрения реализация пьесы удачна. Грамотная адаптация делает постановку честнее и интересней, как для зрителя, так и для актера.

Герои-мужчины в спектакле носят современные деловые костюмы с галстуками, форменную одежду, иногда даже появляются на сцене в красных семейных трусах. Рабыня Мели, выполняющая роль служанки в доме Ксанфа, пребывает в стереотипном образе горничной — черное платье с белыми фартучком, воротничком и чепчиком. На фартучке бейджик с надписью «MELI». Баснописец же облачен в темную тюремную робу с белой нашивкой на груди — «EZOP». Исключением из всех костюмов выступает лишь стилизованное под античность длинное черное платье Клеи, которое, однако, никак не конфликтует с образами других героев постановки.

Современность в одежде персонажей согласуется со сценографией (художник по костюмам Руслан Габов). Все смотрится уместно и не создает разногласия. Показательным в этом плане будет сравнение с «Капитанской дочкой»: в обоих спектаклях актер Камиль Гатауллин играет своих героев в современной военной форме, — однако в «Лисе» такой выбор костюма не вызывает вопросов и вписывается в концепцию. 

На своем месте и музыкальное сопровождение спектакля. Стилизация под античность, в основе которой барабанные ритмы и песнопения, присутствует и здесь. Композитор Юрий Чаплин смог удачно подчеркнуть как комедийные моменты пьесы, так и выразить ее трагизм в целом, — музыка была поистине частью спектакля, а не фоновой подложкой.

Таким образом концепция спектакля уже заложена через оформление, которое заявляет: несмотря на то, что в постановке речь идет о людях, живших в 600-х годах до нашей эры, все мысли и высказывания действующих лиц, совокупность тех проблем, что обозначает материал остаются актуальны и сегодня, 26 веков спустя.

Настоящие люди

Главный герой Эзоп в спектакле является резонером рассуждений о свободе. Он, как бывший раб, знает ей цену. Сам Эзоп, конечно, фигура загадочная. Был ли он исторической личностью — сказать невозможно. Однако, для верного восприятия спектакля знание его биографии не требуется. В спектакле самого баснописца как такового нет. На сцене мы видим настоящего человека. Здесь между актером Романом Ерыгиным и его героем расстояние небольшое, а порой даже кажется, что минимальное. Видно, как артист живет в обстоятельствах, а не играет поэта, неординарную личность или саму гениальность. Это и обеспечивает честность происходящего на сцене. Утверждает эту честность и натуралистичный грим актера, ставший дополнительным выражением неоднозначного характера его героя: как в поведении, так и во внешности Эзопа происходит чередование нормального человеческого лица с обезображенным.

Заметим, что подобную естественную манеру исполнения в игре Романа Ерыгина можно наблюдать во многих спектаклях с его участием. И зрителю, конечно же, это нравится, — «Лиса и виноград» не исключение. Сценическое существование согласно своей органике справедливо для всех актеров, которые играют в постановке. Однако в их случае акцент сделан не на глубокой психологической проработке персонажа, а на его пластической выразительности, — и здесь работа проделана очень хорошо (хореограф — Марсель Нуриев). Это заметно как по пластическим этюдам, так и по многочисленным отсылкам на античность поз и движений артистов.

Хорошая включенность

Жанр постановки обозначен режиссером как комедия. В начале действия зритель в этом и не сомневается; все происходит очень динамично и весело. Каждая фраза проста в понимании, диалоги героев доступны, но вместе с тем содержат приглашение в смыслы. Остроумные реплики живо отзываются весельем в зале. Однако ближе к концу трагическое начало пьесы дает о себе знать — смех среди зрителей прекращается. Но аудитория только сильнее подключается к действию, которое энергетически будет держать ее уже вплоть до развязки. Чем объясняется такая включенность зрителя?

В спектакле заметно исследование человеческих пороков: жадность, тщеславие, зависть, властолюбие и т.п.; также основной темой звучит свобода. Такой набор вопросов, конечно, актуален, но не является оригинальным или редким в постановках. Дипломная работа Александра Туманова получилась качественной с точки зрения оформления, — нет отвлекающих или вопиюще раздражающих моментов. Однако это не единственное из чего строится успех.

Спектакль отличается ненавязчивостью подаваемой в нем мысли, — постановка не грешит назидательностью, не конкретизирует, о какой именно свободе идет речь. Она дает зрителю пространство на собственное — свободное осмысление происходящего на сцене, —, не сковывая его рамками. И это становится настоящей новостью для зрителя: «Вы свободны!», — провозглашает Эзоп. И на этих словах в зале повисает красноречивая тишина, — фраза ударила в каждого.

«Лиса и виноград» — спектакль, который правда интересно смотреть. Эту работу отличает свежесть и искренность. Постановка получилась живой, остроумной, не лишенной глубины смыслов и по-настоящему актуальной, — остается такой и сегодня.

Автор: Блинов Юрий, 2 курс

Источник фото:

zen.yandex.ru

kazan-tuz.ru

realnoevremya.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *