Суббота, 20 апреля, 2024
АктуальноеЛитературное творчествоОбщество

Бедный – это не тот, у кого мало, бедный – тот, кому мало

Когда-то в России и правда было такое время, когда приобрести товар в большом количестве даже при наличии денежных средств не предоставлялось возможным. Но в один момент потребительская среда внезапно ворвалась в жизнь простого советского человека. Коллективное сознание наших сограждан было отодвинуто на второй план: народ выбрал систему, в которой индивидуальное достижение ценится выше общественного. Сложно сказать, отчего именно это произошло — виновато ли в этом выбравшее либеральный курс правительства, расколовшее государство на Содружество независимых государств, или же коллективное решение быть «поближе к Западу», поближе к желанной свободе купить все, что захочет человек. В конечном счете, итог остаётся один: поколение, бывшее спокойным за завтрашний день, улыбавшееся красному солнышку в лице дедушки Ленина, самозабвенно изменило вектор политического курса в сторону рваных джинсов, жвачки «Дирол» и шипучего розоватого порошка с милым названием «Юпи».

Практически тридцать лет прошло с образования того государства, что когда-то встало на капиталистический путь развития. Кто-то может ругать руководителей бывшего СССР за то, «какую страну развалили», но неизменным остается то, какую свободу мы для себя избрали: свободу вероисповедания, свободу совести, свободу покупать, смотреть и слушать то, что мы захотим. Мы превратились тот современный социум, который философы и социологи уже больше шестидесяти лет называют «обществом потребления». При обилии и разнообразии ресурсов кажется, что мы имеем все, чего только ни пожелаем, для нас открываются какие бы то ни было возможности, достаточно только иметь необходимую сумму денег. Но не убивает ли это наше счастье? Ведь не для всех счастьем является иметь огромное количество денег, купленного модного «шмотья» и холодильника, забитым до отказа едой. Деньги заменили нам нормальные человеческие ценности. Любовь, дружба, семейные отношения, командный дух и все, что когда-то для человека являлось доступным, простым счастьем, сегодня превратилось в товар. Погружаясь с головой в работу ради удовлетворения своих базовых потребностей, человек эпохи общества потребления забывает и о других своих потребностях, которые важнее материальных. Естественно, с этим меняются его ценности, и не в самую лучшую сторону: в нас развивается потребительское отношение к жизни, а развитие не воспринимается как то, на что следует тратить время, несмотря на то, что для этого сегодня, в отличии от того, что было раньше, как раз-таки имеется широкий спектр ресурсов.

Иван родился через десяток с лишним лет после замены красного флага на современный российский триколор. Сегодня ему уже стукнул семнадцатый год, и у него есть все, что современный человек может назвать необходимостью, а не предметами роскоши. Впрочем, это совершенно банальные вещи: телефон с потресканным экраном, беспроводные наушники, доступ в Интернет, ставший ему этаким «прибежищем» от семейных и юношеских проблем. Интернет с большим успехом стал для Ивана настоящей маленькой вселенной. Правда, самая большая беда, которую Ваня совершенно не осознает, оказывается тем, что сжимает мысли молодого человека до самых примитивных тем — а мысли, как известно, чаще всего формируют и желания. Социальные сети завалены профилями ровесников, выставляющих напоказ атрибуты роскошной жизни. Правда, Иван не считает, что это все создается для того, чтобы «позлорадствовать» над «нищебродом» вроде него. Если дети вроде него могут себе позволить ездить на крутых тачках и сжигать купюры на камеру, — в особенности, если они заработали эти деньги своим талантом, — разве это считается чем-то ненормальным? Подписчики его любимых профилей растут с огромной скоростью, а их кошельки наверняка уже трещат по швам от денег, поступаемых с рекламы какого-нибудь блогера, казино или косметического продукта. И весь мир Ивана, наставляющего лайки и ежедневно просматривающего своего кумира, сжимается до стремления легко обогатиться, иначе почему я не могу жить также, если для этого особых умений не прилагается? Какими талантами сегодня обладают нынешние подростковые кумиры? Красивая мордашка, кривляния на камеру, «заимствования» контента (иначе это называется подражанием западным коллегам) — и билет к блогерской «тусовке» у тебя в кармане.

Каждый день Иван смотрит на своих родителей. Их жизнь, думается ему, это сплошная «примитивщина»: с утра — на работу, вечером — дома, за ужином и телевизором. И все для того, чтобы обеспечить любимое чадо, чтобы ни в чем не нуждалось. Правда, при нынешнем экономическом положении делают это они по мере своих возможностей. Конечно, если бы его отец с матушкой родились условиях лучше, скажем, в какой-нибудь западной стране, вряд ли бы им по молодости пришлось переживать ограничения, которые не позволили бы им, допустим, путешествовать по миру или дорасти до уровня каких-нибудь предпринимателей. И не пришлось бы сейчас жить в пятиэтажной бетонной коробке, не имея даже высшего образования. А почему они не имеют высшего образования? А потому что еще каких-то тридцать лет назад рабочие профессии ценились выше. А затем вектор направления изменился в другую сторону, и значение среднего профессионального образования умалили до уровня зарплаты в пятнадцать тысяч.

Советский человек не был готов к тем реформам, которые привнесло в их жизнь начало 90-х готов: его коллективистское мышление, закладывавшееся бывшим коммунистическим правительством больше семидесяти лет, не было совместимо с западной демократией и всеми ее ценностями. Сейчас, в 2021 году, молодежь повернута лицом в сторону рыночной экономики и с облегчением вздыхает, радуясь избавлению от того, что когда-то их родителям казалось единственным счастьем из доступных. Если раньше любой труд облагораживал, то сейчас он является лишь средством заработка.

Иван не винит своих родителей — это была их жизнь, выбора не особо-то и было, в конце-концов. Идеальный мир, который строили вокруг них, вдруг исчез так быстро, будто его совершенно и не было. Вокруг замелькали другие, непривычные глазу картины, а запретное потихоньку становилось все более доступным и захватывало мысли. Ваня, как и многие другие юноши и девушки его возраста, радуется, что может достичь всех материальных благ, какие только захочет, достичь того, до чего в его возрасте не смогли дотянуться родители. Да, пока это для юноши скорее мир недоступный (по понятным причинам), но ничто не мешает сегодня хорошенько постараться, а уже завтра получить желаемое…

И вот уже возникает другой вопрос: а нужно ли вообще стараться?

Молодые люди без высшего образования достигают посредством Всемирной сети огромных успехов. Конечно же, это может касаться не только каких-то их умственных способностей, потому что речь идет скорее о предпринимательской «жилке». Она вырастает из желания прославиться, заработать огромное количество денег, «выстрелить» в топе всевозможных рейтингов… Материальный мир заполнил жизнь современного молодого человека, фактически не оставив места идеальному. Вместо жизненных ценностей он думает о покупке новых вещей, порой совершенно ему не нужных, да еще и по заоблачным ценам. Таким потребительским отношением к жизни пользуются многие предприниматели, писатели, «киноделы», музыканты. Повальные плагиаты и бессмысленные идеи в угоду массам стали повседневными вещами на сегодняшний день. Эдакому «феномену» современной реальности даже придуман, как мы знаем, термин «пипл хавает» о низкокачественном, второсортном, но успешно коммерциализированном продукте. Этим самым «пипл хавает» не чураются даже наши ровесники, и я сейчас не о том, что они читают, и что слушают, а что сами производят. Допустим, очень модно сейчас стало самим быть певцами, музыкантами (подобное слово сегодня, конечно, больше заменяется модным «битмейкер»), писателями. Да те ли это стези, под которые заточены подростки? Ведь сегодня не нужно иметь хорошего голоса, чтобы петь, не нужно оканчивать литературного института, чтобы быть писателем. Достаточно иметь хороший «автотьюн», перед этим скопировав продукт у своего западного или отечественного «коллеги», и писать сюжеты на «актуальные» темы, угодные большинству читателей, при этом даже не имея хороших литературных навыков. Самое главное, что это можно продать за приличные деньги и хорошими тиражами. Отсюда следует вывод, что современный человек, можно сказать, застрял в некоем болоте лжи, который каждый для себя и создал. Второсортные идеи и работа на них превратилась в кабалу, которую общество себя же и загнало. Только вот кому-то это приносит нехилый доход и мнимое чувство собственной важности, а кто-то, сидя на этом, продолжает деградировать, потому что ему нравится так жить и ничего он менять не хочет.

Сегодня Иван покупает в книжном магазине подарок для своей сестры: книжку с легким, разговорным стилем о таких же подростках, как и она сама. Книжка эта ни к чему не располагает, здесь вряд ли можно над чем-то задуматься. Но Ваня книжек не читает, а сестра не любит много думать. Завтра Ваня оформит месячную подписку на песни любимого блогера-исполнителя. На первый взгляд может показаться, что над его песнями тоже о многом не задумаешься (куплеты составляют разве что порою странный набор слов). Все же невольно продолжаешь вслушиваться в этот непонятный детский лепет, который кое-как доносит до тебя самые разные проблемы современной молодежи.

По утру Иван затыкает уши наушниками и отправляется в школу с недовольной гримасой на лице. Может, ему и не особо нравится там учиться, зато с тамошним окружением он, к счастью, чувствует себя на одной волне. Это окружение, так же, ка и он сам, еще не определилось со своим будущем. В классе почти тридцать человек, и не каждый захочет связывать свою жизнь с маленьким, неприметным Энском, с которыми их связывало все детство и юность. Иван тоже сбежит из Энска.

По крайней мере, он на это надеется.

Как надеется и его парочка его одноклассников, самозабвенно курящих перед уроками между «заброшками», совсем рядом со школой. Им уже можно, совсем скоро они выпустятся со школы, совсем скоро им исполнится восемнадцать, и можно уже будет не только курить. Пасмурное небо, легкий дымок, лужи на асфальте. Такая атмосфера у них зовется грустью. Отчего прижилась эта самая «грусть» и отчего стала повседневной заботой — никто не может для себя заключить. Даже Иван не может предположить, что это все веяние моды. А может, он это все и предполагал раньше. Сейчас ему любезно чиркают зажигалкой, и он старается ни о чем не задумываться. Ему скоро сдавать экзамены, он пойдет в десятый класс, через год опять предстоит сдавать экзамены, а дальше… Дальше будущее представляется совсем туманным.

Хорошо живется всяким альфонсам, — думает Иван. — не нужно прилагать каких-то особых усилий, не нужно учиться для того, чтобы всю жизнь вставать в восемь утра на работу, где тебя начальники пилят… Усилия лишь прилагаются для удерживания при себе какой-нибудь богатой женщины, за чей счет можно спокойно прожить. Для этого что нужно? Все лишь обаяние и, опять-таки — милая мордашка, красивые слова, красивые обещания. Да ведь не только обманщикам на свете хорошо живется. Хорошо живется и тем, у кого связи в нужных местах есть. Тем, кто сразу с короной на голове родился. Кому родители заранее обеспечили билет в безбедной существование. Всем ведь хочется всего и сразу. Мошенничество стало повсеместным явлением. Те же «селебрити» рекламирует мошеннические конторы за большие деньги. Но почему-то их все равно продолжают любить, и к ответственности привлекают не всех.

Общество потребления по-разному запечатывается в сознании людей. Каждый берет от этого мира что ему захочется, и когда этого захочется. Отношения людей за тридцать лет все более стали приобретать рыночные: от человека хоть и продолжают цениться профессиональные качества, но его чувства уходят на второй план. Все больше люди любого возраста жалуются на то, что их вспоминают в основном только тогда, когда кому-то от них что-то нужно. Люди буквально «приросли» к дивану, ведь найдутся же такие, которых не волнует ни судьба своей страны, ни даже судьба близких или знакомых. Такие люди руководствуются лишь собственными амбициями, а использование других людей в угоду себе стало обыкновенным делом. Если что и стало большим счастьем для людей, так это то, что в их жизни есть хотя бы один человек, который дружит с ними просто так, просто потому, что он есть!

— В наше время общество переживает пик морального упадка, — рассказывает Ленар, 24-летний студент направления Журналистика. — Какими бы развитыми и «крутыми» мы не называли себя, мы позабыли об одной важной вещи: быть Человеком. Мало родиться существом, похожим на человека, им еще нужно стать. Людей сейчас мало интересуют чьи-либо чувства и проблемы. Сейчас всех больше интересуют твои кошелек и машина. Люди тебя «покупают», рассматривают, как товар в магазине: если у тебя есть то, что нужно мне, я тебя выбираю. И причем сейчас эта концепция буквально поддерживается на государственном уровне!

Хотелось бы добавить еще одну вещь. У сегодняшнего социума выработалась одна из привычек пострашнее алкоголя и сигарет — привычка сравнивать. Приведу в пример очень несправедливое, дикое мнение. Американский расовый теоретик Лотро́п Стоддард в своей книге «Бунт против цивилизации: угроза подчеловека» (1923 г.) писал, что после прихода к власти большевиков Россией стал управлять «один из самых дегенеративных народов на Земле». Он утверждал, что «идиотизм политической доктрины большевиков» взывает к низшим человеческим потребностям, одним из которых является «зависть к более богатым и более одаренным», что коммунизм, по его мнению, призван уничтожать богатых в угоду нищим и «расовом неполноценным» людям, — ленивым, со всякого рода пороками, больным физически и душевно. Но разве не справедливым будет сказать, что социальное неравенство, вызванное разделением на богатое и бедное слои общества, вызывает у людей то же самое сравнение? Мы радуемся, когда видим или знаем, как неважно идут дела у наших недоброжелателей или тех, чьему счастью в лице финансового благополучия мы завидовали. В большинстве своем мы стремимся побольше заработать для того, чтобы похвастаться этим перед остальными, чтобы сфокусировать внимание окружающих на себе и подняться в их глазах. Мы совершенствуемся уже не для себя, а для того, чтобы в глазах окружающих нас людей казаться лучше и обеспеченнее. Все эти стимулы быть чем-то большим, чем мы по сути не являемся, за счет материальных благ, думаю, восходит как раз-таки из зависти, которая людям присуща во всех сферах жизни и при любой экономической системе, но нигде так ярко она не выражается, как в рыночной. Конкуренция — основа рыночных отношений, конкуренции нас учат с малых лет: сначала с детского сада, затем со школы, после — в университете, на работе, и так до самой старости, а может быть, и до самой смерти. Пока у тебя в жизни все хорошо, у других наступает нескончаемая череда провалов, которая тебя совершенно не интересует. Конкуренцией в основном движет лишь жажда наживы и побыть в центре внимания, а все эти так называемые «гонки» приносят людям только проблемы с самооценкой и разного рода комплексы. К примеру, вот что об этом говорит Алина, студентка 21 года:

— Социальное неравенство актуально и по сей день. В пример можно привести школу. Дети по-разному относятся к материальному достатку других: кто -то не считает красивые наряды и дорогие телефоны важным, кто-то наоборот отдаёт предпочтение людям с бредовыми вещами. Для взрослых не имеет значения, как дорого одет их ребёнок, ведь они отправляют его получать знания. Однако, для большинства школьников стоимость одежды и дорогих часов имеет значимость, ведь так он повышает свой авторитет в глазах других. Конечно же, формирование ценностей происходит у ребёнка из семьи. Именно там объясняют, что деньги — не главное, гораздо более важным является развивать себя, совершенствоваться и получать знания. Но не всем детям это объясняют, что служит причиной к неуверенности в своих силах и комплексах, которые мешают проявляться в жизни. Хочу на примере сказать пару слов про одноклассника, который очень кичился своим богатством. У него «айфон» последней версии, дорогущие часы, костюм из бутиков и поездки только на такси, рассказы о «личном водителе». Не было ни дня, чтобы он не хвастался другим своими обновками и поездками в другой город, где он хорошо провёл время и потратил много денег на элитные рестораны. Это говорит о том, что социальное расслоение, где одни сводят концы с концами, а другие имеют хорошую материальную основу, создаёт комплекс неполноценности для первых.

Иван вырастит, и стремление получить как можно больше легких денег для него будет казаться наивной фантазией. Он когда-нибудь поймет, что счастье не только в материальном достатке. Ну или, по крайней мере, что счастье — это материально обеспечивать своих старых родителей, которые старались обеспечить и его самого. Наверное, он и сейчас об этом догадывается — эти простые истины он расписал в виде сочинений в своих школьных тетрадках. Об этом он говорил с учителями и одноклассниками, с которыми в будущем будет встречаться разве что на встречах старых друзей раз в несколько лет. И приятели его об этом догадываются. А пока их всех съедает сильная зависть к чужим успехам, признанию и деньгам. Когда у них нет ничего иного, кроме выхода в Интернет, они чувствуют свою ущербность. А их популярные ровесники своим существованием все сильнее об этом напоминают. Но ведь нет еще на свете такой кнопки, которая запросто могла бы их взять и… Отменить.

Глупо сравнивать между собой экономические формации: ту, которая была тридцать-сорок лет назад, и ту, которая приобщилась у нас сейчас. Ведь, как говорится, у всего есть свои плюсы и минусы. Однако мы, нынешнее поколение, должны посмотреть на родителей, вспомнить о своих бабушках и дедушках. Разве нужно им все это обилие товаров, услуг, которыми мы пользуемся сейчас? Это, на самом деле, не заботило их так сильно. Тот самый «идиотизм политической доктрины» предполагал совершенно иные ценности. Счастье для наших предков заключалось в простых вещах, вещах первой необходимости — лишь бы родные были сыты, здоровы, и чтобы были вот здесь вот, рядом с ними. Фразы «труд облагораживает», «труд сделал из обезьяны человека», «один за всех и все за одного» были не просто крылатыми словечками. Человек руководствовался собственным умом и силой для того, чтобы делать счастливым других людей. Такое счастье не купишь ни за какие деньги, оно не рекламировалось и было доступно любому человеку. Отсутствие соперничества с кем бы то ни было в финансовом положении действительно делало советских граждан равными. Поэтому люди были добрее, более воспитанными и трудолюбивыми, чему, конечно, очень не хватает современной молодежи.

— В эпоху товарно-денежных отношений мы потеряли в себе Человека, — добавляет Ленар. — И самое страшное, что не пытаемся это исправить. Мало родиться существом, похожим на человека, им надо еще стать.

Таких Иванов полно в каждом городе. Все мы раз за разом хотя бы в мыслях становимся такими «Иванами». Не думаю, что это так уж страшно. Главное, чтобы «они» ненароком полностью не завладели нашими мозгами, не завладели нашим разумом. Ведь желание получить все и сразу, всякие излишества нередка приводят к деградации и неправильным устоям. Человек не хочет стараться, зависть съедает его. Не зря же все-таки по этому поводу прекрасно высказался знаменитый академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв:

Бедный – это не тот, у кого мало, бедный – тот, кому мало

 

Альбина Салимова, 2 курс Журналистики

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *