Четверг, 25 апреля, 2024
Литературное творчество

В сердце бабушки цветет сад любви

Совсем недавно, на днях, приехала к бабушке в деревню. После трескучих январских морозов большой деревенский дом наконец-то немного оживился, проникся теплым весенним воздухом. Бабушка встречает нас веселыми возгласами, улыбкой, и я, касаясь ее рук своими, чувствую морщинистую теплую кожу, которая в очередной раз пахнет тестом. Напоив нас душистым чаем с горячими лепешками, бабушка, сидя около отца, начинает рассказывать о том, что произошло с ней за прошедшую неделю — чем живет деревня, соседи, родственники, о просмотренных по телевизору сериалах, передачах, концертах. В общем, обо всем, что окружает любимую бабушку, которой на днях исполнилось уже 82 года.

В многокомнатном одноэтажном доме бабушка живет одна — деда похоронили восемь лет назад. Будучи вдовой, она часто вспоминает о деде, о прожитых вместе днях, и даже говорит о том, что он приходит к ней во снах. Бабушка вспоминает о нем с огромной любовью и уважением, ежедневно делает за него дуа, как и за каждого члена нашей большой семьи. Мой отец, мои родные тети и дяди, двоюродные братья и сестры, — все те, в кого бабушка и дедушка вложили всю любовь и заботу, — мы, в свою очередь, стараемся обеспечить бабушке безбедное существование, обязательно навещаем ее, увозим на выходные к себе. В деревне бабушку навещают соседки, она сама находит силы ходить в гости, одновременно ухаживает за домашними птицами, — за тем, что осталось от некогда большого хозяйства. Одинокой мою бабушку, к счастью, никак не назовешь.

Каждый раз, приезжая к бабушке с ночёвкой или на каникулы, наблюдаю за ней картину того, как она читает тасбих в гостиной перед окном. Причем выполняется этот «ритуал» ежедневно, ведь она никогда не пропускает времени, когда можно, вооружившись четками, сделать дуа за каждого в нашей семье. Какая бы погода за окном ни была — ясный, солнечный день или заволоченное тучами небо, — я всегда увижу ее в определенные часы дня сидящей перед окном. Именно в тот момент, когда я решаю поинтересоваться ее воспоминаниями о прожитых днях, ее смуглое морщинистое лицо освещают теплые лучи заходящего за облака весеннего солнца. Бабушка к тому моменту уже заканчивает читать тасбих. Опускает голову, а затем снова смотрит в окно. В небесную синеву, на которой она будто рассматривает эпизоды из далекого прошлого как меняющиеся в телевизоре картинки…

Хайрутдинова Роза Халирахмановна родилась за два года до Великой Отечественной войны, 5 апреля 1939 года в Апастовском районе тогдашнего ТАССР. Как рассказывает сама бабушка, ее родители, тоже будучи деревенскими людьми, уехали на заработки в подмосковные Мытищи. Бабушка оказалась единственным выжившим ребенком — по всей видимости, климат городской рабочей среды оказал пагубное влияние на старших детей, которые не доживали и до года. По совету врачей родители, взяв на руки единственную дочь Розу, отправились обратно домой, в деревню, где ей теперь предстояло расти. К началу войны ее отец, председатель колхоза, был одним из первых записавшихся в ряды добровольцев — он ушел на фронт, где ему было суждено героически погибнуть, отправившись на пытки фашистами вместо своих двух сослуживцев. Несмотря на то, что она практически не видела своего отца, для нее он навсегда остается героем. Бабушка вспоминает, как в день смерти Сталина в 1953 году в школе был настоящий траур, но девочка не могла понять, отчего плачет ее классная руководительница. Когда учительница спросила Розу, почему она не горюет вместе с остальными, бабушка ответила:

— А чего мне плакать, мой отец уже давно умер.

Во время войны, как известно, страна активно помогала фронту пропитанием и боеприпасами, а после войны, в такие же бедные, голодные годы, рабочие уже активно восстанавливали страну. Уже с 11 лет бабушка, несмотря на то, что она все еще ребенок, уже работала в колхозе наравне со взрослыми: собирала сено и обрабатывала зерно на зернотоке. Семейство спасалось от голода крапивой, щавелем, картошкой, на выплаты по потере кормильца рассчитывать не приходилось. Несмотря на страшные послевоенные годы, бабушка вспоминает свою юность не только с тяжелым вздохом, но и с улыбкой — юноши и девушки старались найти радость в повседневных вещах, в труде, понимая, что от них зависит судьба разрушенной страны, так же встречались, учились, ходили на танцы. Бабушка была очень общительной девушкой, любила петь, дружила со своими немногочисленными одноклассниками.

По словам ее младшего сына Махмуда, она прожила в деревне восемнадцать лет, после чего отправилась к родственникам в Москву, где работала на ткацком заводе. Оттуда же с по объявлению с двоюродными сестрами поехали на стройку в Узбекскую ССР, в Фергану, где сестры через некоторое время вышли замуж. Это был период 60-х годов, и как раз-таки в это время бабушка Роза уехала в небольшой узбекский город под названием Кунград. Махмуд поясняет, что бабушка уехала туда не по собственному выбору, а опять же по объявлению — через этот город тянулась газопроводная ветка для компрессорной станции №7 (КС-7) — Бухара-Урал, — в следствие чего необходимо было его развивать, где она и работала там строителем.

Поездка в Кунград оказалось той, что навсегда изменило ее жизнь. Здесь, в совсем маленьком строящимся городе она знакомится с молодым человеком по имени Мансур. Они создают семью и им, как молодоженам, дают трехкомнатную квартиру. С 1965 по 1975 у них один за другим рождаются пятеро детей — три дочери и двое сыновей. Содержание пятерых детей в трехкомнатной квартире усложнило положение дел, поэтому семья переезжает в большой дом в частном секторе. Здесь, в просторном многокомнатном доме, дети проводят самые лучшие дни своего детства и юности, вспоминает старшая дочь Фания. С самого их раннего возраста за ними присматривал дед — бабушка должна была работать по двенадцать часов на тяжелых строительных работах, к тому же, на тот период она получала зарплату в три раза больше, нежели дедушка. Несмотря на ее работу, и зарплату, которую она получала, дед никогда ее в этом не упрекал и оставался присматривать за детьми при первой же возможности, хотя и сам тоже работал электриком. Бабушка вспоминает, что нянчиться с пятерыми детьми также помогали и соседи, и родственники, жившие в этом же городе, а затем и старшим сестрам передалась самостоятельность в ухаживании за младшими братьями. Сестры вспоминают, что никогда не чувствовали себя несчастливыми, хотя и жертвовали порою своим свободным временем ради ухода за братьями — за семейными посиделками они всегда охотно вспоминают этот период со смехом и улыбками на лицах. Бабушка с дедушкой спокойно оставляли детей одних, потому что знали, что младшие всегда будут чистыми и накормленными, а старшие всегда будут держать дом в чистоте. Жизнь в Узбекистане всегда в нашей семье вспоминается как самое счастливое время, во время которого наши бабушка и дедушка, работая по двенадцать часов в сутки, смогли вырастить пять чудесных, самостоятельных детей, которые не испытывали нужды в чем-либо.

История крепкой, счастливой семьи круто поворачивается после развала СССР. В виду националистических настроений в бывший Узбекской ССР семья Салимовых переезжает в Россию, в ту самую деревню в Апастово, где когда-то в детстве жила бабушка. К тому же, хочется заметить, бабушка и дедушка каждое лето возили сюда своих детей, поэтому уже выросшим молодым людям эта местность была действительно родной, здесь также жили и бабушкины родственники. К 1994 году, в то время, когда семья переехала в деревню, в ней уже начали проводить газ и воду, телефонную связь, проводить дороги, требовалась помощь в колхозе. Бывшие городскими, родители и дети начали приспосабливаться к деревенской жизни. Уже будучи на пенсии, бабушка работала в колхозной столовой, дед вместе с сыновьями работал на зернотоке. К тому времени сестры уже вышли замуж, у них рождаются свои дети. 90-е также и тот период, когда в деревне кипела культурная жизнь. Деревенский клуб организовывал различные спектакли и концерты, где участвовала молодежь, устраивались собрания и даже был создан женский хор, состоявший преимущественно из женщин пожилого возраста, даже моя бабушка успевала в нем выступать, где была солисткой. Дед стал деревенским муллой, он был невероятно уважаемым человеком в деревне. С бабушкой никогда не конфликтовали, крепко держали друг другу за руку, а связь в семье усилилась и крепла с каждым днем.

Двадцать лет прошло с момента переезда бабушки и дедушки в деревню. На каждые каникулы родители оставляли там меня, моих братьев и сестер, оставляли с самых ранних лет. Они дарили нам всю свою любовь и заботу. Дед никуда не выходил и не ездил без бабушки. Даже после смерти Мансура в 2013 году Роза вспоминает его добрым словом. Делает за него дуа и даже говорит, что чувствует его присутствие рядом и видит его во снах.

Наследие бабушки и дедушки — это наша нынешняя семья. Тети, дядья, братья, сестры, внуки, правнуки — все это многочисленное семейство обязано жизнью нашей любимой бабушке Розе, и они это прекрасно понимают. Мы обеспечиваем бабушку так, как когда-то она обеспечивала пятерых детей, работая на совершенно неженской и грубой работе. Роза и Мансур смогли поднять большое семейство с пятерыми детьми, дать им достойное образование и воспитание. Бабушка когда-то самая жила в большой бедной семье и знает, что такое жить впроголодь, и в будущем никогда бы сама такого не допустила.

Ее стойкость помогли выдержать такие испытания, как потеря отца, послевоенная разруха, тяжелый труд, пять беременностей, воспитание пятерых крошек, которым пришло время уже позаботиться и о ней самой. Бабушка была и остается сильной набожной женщиной. Всевышний заботился о ней всю жизнь, он дал ей порядочного и любящего мужа, о котором знакомые нашей семье люди отзываются только как о душевном, честном человеке. Роза чувствует поддержку даже после его смерти.

Вырастить пятерых детей и многочисленных внуков — это непростое испытание, поэтому я уверена, что бабушка, сидящая прямо сейчас у окна с четками в руках, чувствует себя самой счастливой матерью и бабушкой. А мы, в свою очередь, стараемся обеспечивать ей достойную старость и сделаем для этого все, что в наших силах. Сделаем все, чтобы она не переставала улыбаться каждый раз, когда встречает нас в деревенском доме после нетерпеливого ожидания.

 

Салимова Альбина, 2 курс Журналистики

Источники фото: trendru.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *