«Кто обучает и призывает к благу, тому будет подобная награда»

 После развала Советского Союза в нашей стране появилась возможность получить религиозное образование на государственном уровне. Рустам хазрат Хайруллин, имам-хатыйб мечети «Гаиля» рассказал о существующих проблемах получения религиозного образования в России, а так же поведал о сложностях работы имам-хатыйбом мечети.

– В чем ваша личная заинтересованность быть преподавателем религиозных учений?

– В самую первую очередь хочется вспомнить изречение нашего любимейшего пророка, где он говорит: « Кто будет обучает и призывает к благу, тому будет подобная награда». Поэтому если ученики в дальнейшем  выполняют, то что проходят на занятиях, то за это даже через несколько лет будет записываться награда учителям. Вот в чем моя личная заинтересованность. Так же я повторяю все те знания, которые я когда-то  получил в стенах Российского Исламского института.

– По вашему мнению, какие проблемы получения религиозного образования существуют сейчас в России?

– В принципе, если смотреть в масштабе всей России, то созданы все условия. Начиная от начального уровня религиозного образования и заканчивая высшим, которое можно получить в Российском Исламском институте и в Болгарской исламской академии. Мы живем в такое благое время, когда для желающих получать исламское образование, проблем в России нет.

– Как вам удается влиять на мысли и чувства прихожан мечети?

– Удается мне влиять или нет можно увидеть только через результат. Если наши прихожане меняются в лучшую сторону, если они совершают больше благих дел, значит, в какой-то мере, получается оказывать влияние. Это все происходит за счет уроков, проповедей и за счет наших личных качеств. Ведь как бы мы красиво не говорили, но если наши дела будут расходиться с нашими словами, то никакой пользы не будет.

– Как вы считаете, выполняет ли мечеть социальную функцию помимо религиозной?

– Наша мечеть называется «Гаиля», то есть «семья», поэтому первостепенной задачей я себе ставил, чтобы название соответствовало самим делам и для этого мы стараемся работать в семейной сфере в очень тесном контакте. Это и, допустим, «Служба создания и сохранения семьи» при мечети «Гаиля», где мы стараемся, чтобы люди находили себе пару и создавали семьи, семейные уроки, где производится своеобразная профилактика разводов и скандалов. Так же «Комната милосердия», где мы собираем ненужные вещи с населения и раздаем нуждающимся и иную социальную работу – это и кормление нуждающихся, помощь, патронаж.

– Как вы думаете, всем ли нужно религиозное образование?

– Конечно, вне зависимости от религиозной принадлежности и конфессии, мы должны знать минимум. Допустим, если вдруг мы сами не мусульмане, а сосед у нас мусульманин. Мы решили пригласить его в гости на чай, шашлык или занести ему “күчтәнәч” ( в пер. с татарского «гостинец») , а у него, допустим, ураза. Это конечно будет неприятно, когда сосед держит пост, а мы ему говорим: «Айда, сосед, заходи чай попьем!». Поэтому хотя бы минимальное знание исламского образования, необходимы всем.

– Какими качествами должен обладать человек, который собирается стать имам-хатыйбом мечети?

– Самое первое –  конечно, терпение, потому что если вы сейчас посмотрите на имама, то он всегда одет чисто опрятно и все как бы хорошо, но это, можно сказать, обложка. За хорошим внешним видом скрываются и голод, и холод, и все остальное. Даже вот самый простой пример: когда наступает время ежемесячной оплаты каких-либо расходов мечети – это и газ, свет, вода, заработная плата уборщика, охранника и других, у имама забита голова, где взять на это средства. И поэтому имам свою зарплату получит в самую последнюю очередь, после того как он заплатит за все и раздаст долги. Поэтому тут будут и страдания и слезы. И самое главное, как говорит наш муфтий-хазрат: «Мы не стодолларовая купюра, чтобы всем нравится». Поэтому кому-то вы будете не нравится, кто-то будет обвинять вас в чем-то, о вас плохо говорить писать и еще что-то. Это, конечно же, будет причинять боль вашему чистому сердцу. Поэтому Имам должен быть терпеливым и, как написано в «Приключениях Тома Сойера» – «Собака лает, караван идет», ни в коем случае не опускать руки и двигаться вперед.

– То есть нужно быть готовым в чем-то себе отказывать?

– Да, порой свои чувства нужно будет спрятать далеко-далеко.

– Скажите, каково это быть преподавателем религиозных наук в светском государстве?

– Ныне, когда все-таки государство светское, допустим, если мы рассмотрим времена социализма, коммунизма, тогда конечно понятие светского государства было равно понятию атеизму, то есть равно безверию. Ныне же в нашем демократическом государстве говорится о многоконфессиональности  и свободе вероисповедания, то есть атеист верит, что он произошел от обезьяны, и никто его не оскорбляет и так же христианина и мусульманина. Поэтому сейчас с религией намного проще, чем было во времена наших дедов и отцов.

-Что вам дали годы обучения в Российском Исламском институте?

– Это огромнейший багаж знаний, опыта, которые мне дали в свое время наши учителя. Я безмерно каждому из них благодарен: и жившим ныне и уже ушедшим из этого мира. Каждый, да даже не только преподаватель, а каждый сотрудник исламского ВУЗа своим примером и поведением всегда учил нас какими мы должны быть.

– Большое спасибо за интервью.

Адель Гилазов

Фото автора

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *