Суббота, 20 апреля, 2024
АктуальноеИнтервьюРелигия

«Хазрат, я приехал преподавать!»

Фанис Мингараев – преподаватель мечети «Ярдэм», сотрудник   реабилитационного центра этой же мечети. Здесь обучают незрячих и поздно ослепших людей религиозным и светским навыкам, с возможностью проходить реабилитацию. В интервью журналисту газеты «Шакирд» Фанис Раисович рассказал о том, какой путь он прошел сам, что ему пришлось преодолеть и почему сложности со здоровьем, возникшие в его детстве, не стали преградой для достижения поставленных целей.

– Фанис Раисович, что вас подвигло принять Ислам? 

– Когда мне было 4 года (тогда я еще мог видеть), мой папа узнал, что соседский мальчик ходит после школы в мечеть. Тогда еще она только начинала строиться: на месте, где она должна была появиться, уже установили строительный вагончик и вырыли котлован. С этого момента я стал делать первые шаги к Исламу и изучать его. В 6-летнем возрасте я на три месяца впал в кому из-за сильного внутричерепного давления, пережил состояние комы, утратил способность видеть.

– Как это сказалось на процессе обучения? Испытывали ли вы проблемы в связи с потерей зрения?

– 3 года я учился в медресе со зрячими детьми, по мере обучения возникали определенные сложности: не было необходимых материалов, подручных средств. Те же сложности появились и в Казанском Исламском Колледже (КИК), в медресе «Мухаммадия». Когда оканчивал медресе, узнал, что в мечеть «Сулейман» (тогда ее мало кто знал, так как поселок Левченко считался отдаленной от Казани местностью) стали привозить Кораны по системе Брайля. Я решил поехать туда познавать новое. Директор учебно-реабилитационного центра Малика Гельмутдинова привезла тогда первые Кораны для незрячих из Саудовской Аравии. Предыстория такова, что однажды к ней обратилась женщина, потерявшая зрение, с сожалением о том, что никогда больше не сможет прочесть Священную книгу. Спустя некоторое время, совершая хадж, Малика Рафкатовна неожиданно узнала, что Коран по системе Брайля существует, но количество этих книг ограничено. Несмотря на то, что система Брайля действует уже более 200 лет, печатать Священные книги для незрячих стали лишь последние годы. На собственные средства Малика Рафкатовна закупила небольшую партию издания и привезла в Россию. Во время транспортировки пришлось столкнуться с трудностями, сотрудники таможни грозились изъять книги. Но, благодаря воле Всевышнего, первый Коран по системе Брайля все-таки прибыл в Россию.

– Почему вы решили стать преподавателем, и где начиналась ваша деятельность?

– После окончания медресе задумался: «А ведь знания я получил, и они не должны стоять забытыми, как мешок картофеля в углу, и гнить, а быть полезными кому-либо». Стал думать, как смогу обучить людей. С этой целью поехал снова в мечеть «Сулейман» и узнал, что там работает целый реабилитационный центр, где обучают незрячих и поздноослепших людей. Там же проходит и реабилитация, и обучение религиозным и светским навыкам. Думаю, поеду в мечеть и все узнаю. Мне повезло встретиться с главным хазратом мечети Ильдаром Баязитовым. Открыто признался ему: «Хазрат, я приехал преподавать!». Он еще переспросил меня: «Бэлки укырга?» (на тат. «Может, учиться?»). А я ему в ответ: «Нет, преподавать!». Хазрат удивился такой смелости: «Ты дай нам время, мы подумаем, твою кандидатуру рассмотрим, а потом тебе сообщим». Я тогда подумал, что ничего не получится. И тут через какое-то время раздается телефонный звонок, меня приглашают приехать, попробовать себя в роли педагога. Я провел первые уроки и с того момента началась моя деятельность в учебной сфере. В дальнейшем АльхамдулиЛлах (Хвала Аллаху) смог с незрячими детьми работать в лагере в течение 20 дней, где смог им помочь, в то же время и сам многому научился. Потом уже с теми же ребятами поехал в Турцию на 20 дней в качестве руководителя и переводчика. Центр при мечети «Ярдэм» продолжает свое развитие, сейчас я здесь уже работаю  АльхамдулиЛлах (Хвала Аллаху) имамом, провожу пятничные намазы и езжу в колонию, где обучаю осужденных людей.

– С какими трудностями пришлось столкнуться во время преподавательской деятельности?

– Трудности возникают каждое мгновение, потому что каждый урок ты преподаешь, как в первый раз. Заходишь в класс и чувствуешь ответственность. Ведь хочется не просто провести урок, поделиться знаниями и уйти. Всегда прошу Аллаха дать мне терпения, чтобы должным образом преподнести информацию, и человек смог в дальнейшем ею правильно воспользоваться.

– Как вам удается совмещать преподавание и свои увлечения?

– Когда увлечений много, важно спланировать свое время, тогда все получается успеть. К примеру, когда у человека много свободного времени, он до последнего чего-то ждет, а потом в последний момент начинает браться за все дела сразу. Для меня каждая секунда – урок. Если я зря провел день, мне очень жаль упущенных возможностей. Поэтому считаю, что  постоянно должен развиваться, стараться не останавливаться на достигнутом, быть полезным для других.

– Вы много ездите по России, бываете за рубежом. Как вам удается ориентироваться на местности в любом  городе и стране, не прибегая  к помощи сопровождающего?

– По всей России, городу  полностью передвигаюсь сам на разных видах транспорта – автобус, метро. В помощь есть специальные программы, которые можно устанавливать на телефон, где сообщают о прибытии транспорта. Либо уточняю у прохожих на улице, ориентируюсь по звуку двигателя транспортного средства. Приведу пример касаемо дальних поездок. В 2015 году у меня возникло сильное желание поехать в Мекку и провести там месяц Рамадан. Накопив нужную сумму, отправился в туристическую компанию и приобрел путевку. Они согласились помочь мне найти сопровождающего, и он нашелся. Но когда я прибыл в аэропорт, ко мне никто не подходил. Оказалось, что тот сопровождающий уехал с другим туром. Оставалось 20 минут до регистрации, я уже начала переживать, но в этот момент пришла мысль: паника не поможет. Начал просить помощи у Аллаха о возможности поехать, найти выход. В тот момент ко мне подошел человек, положил мне на плечо руку и поинтересовался, есть ли у меня сопровождающий, нуждаюсь ли я в помощи. Дал свою руку, сообщая, что он может стать моим сопровождающим на 18 дней, а после – вместо себя оставит другого. Нашу беседу услышал рядом стоявший человек, и неожиданно предложил свою помощь на другие 18 дней моего тура. В тот момент от такой милости Всевышнего у меня появились слезы на глазах.

– Что бы вы могли пожелать студентам РИИ?

Аллах говорит: « Не дам ту сложность моему рабу, которую он не сможет поднять». Мы иногда откладываем дела, говоря: «Я вернусь к ним позже». Но давайте вспомним одну из притч, историю пророка Сулеймана (мир ему). Как известно, его богатство состояло не только в деньгах и имуществе, но и огромном количестве воинов и слуг. Однажды он обратился к войску: «Принесите мне такую вещь, которую до сей поры я не видел, не слышал и не знал». Слуги отвечают: «А чего же он не видел и не знает? Он все знает и у него все есть». Но приказ остается приказом. Они принесли и надели ему кольцо. Повернув его, можно было прочесть надпись: «И это все пройдет». О чем эта притча? О том, что можно провести день в пустословии или же с пользой и благими словами и делами.

– Спасибо за интересную беседу.

 Азалия Хуснутдинова,

студентка 1 курса направления журналистики РИИ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *