Вторник, 23 апреля, 2024
Новости

Муфтий РТ: «Важно ставить высокие цели, тогда всё будет хорошо”

Камиль Самигуллин, глава ДУМ РТ, один из попечителей Российского исламского института в интервью студентам направления журналистики РИИ рассказал о возможностях и перспективах развития религиозного образования, роли СМИ и дал наставления студентам исламского вуза.

– Ассаляму алейкум, Камиль хазрат! Рады, что нам представилась возможность от имени кафедры журналистики РИИ побеседовать с вами. С 2013 года вы муфтий РТ и более 8 лет руководите Духовным управлением мусульман. Как оцениваете деятельность ДУМ РТ за последние годы?

– Настоящую оценку даст история последующих поколений, мы лишь делаем то, что доверили нам  имамы нашей республики. Мы говорим не только о моей работе, а о труде целой команды, в том числе Российского исламского института, наших медресе. Все, что касается Ислама, – сфера совместной деятельности. Однажды президент РТ Рустам Минниханов задал нам темп словами: «Халяль лайфстайл» (Халяль как образ жизни). Когда открывались молитвенные комнаты в торговых центрах, мы старались всячески помочь. Мусульмане восприняли это хорошо, чему мы несказанно рады. Слава Аллаху, у нас нет разделений в этом плане, в духовных вопросах управление как некий зонт, под которым объединены мусульмане республики: не одна мечеть, махалля, не мнение одного определенного человека, а целый коллектив. Даже фетва у нас зачастую принимается коллективно. У нас есть Совет улемов – совещательный орган ДУМ РТ, и если возникает серьезный вопрос, мы спорим, ищем источники, обращаемся к книгам, опыту прошлых поколений, смотрим на современные тенденции и выводим актуальные решения.

– Цель духовного просвещения в образовательной системе республики Татарстан – получение знаний об Исламе без выезда за пределы России. Как Вы оцениваете данную систему образования?

– Всё относительно. Если мы сравним с 90-ми годами, когда все только начиналось в духовной сфере, сделан прорыв. Не могу сказать, что мы всем довольны, и можно остановиться. Нужно развиваться дальше, мы видим ряд недостатков и постоянно работаем над их устранением. Альхамдуллилях, благодаря большой работе Рафик хазрата Мухаметшина, в 2013 году создано учебно-методическое объединение, подготовлена общая программа, мы развиваемся, согласно программным задачам. Будем надеяться, что она будет видоизменяться с появлением новых вопросов, современных тенденций, потребностей. К сожалению, пока сложно сказать, что мы такие же, как, например, известнейшие мировые мусульманские университеты Аль-Азхар или Аль-Карауин, но будем стремиться. Уже сейчас наши ребята из Татарстана ничем не хуже, на конкурсах Корана и на международных конкурсах занимают призовые места.

– Какую роль играет татарское образование и татарский язык именно  в развитии системы духовного образования в РТ?

– Если посмотреть на медресе, то, в основном, преподавание там ведется именно на родном татарском языке, Инша Аллах. Если  все получится, то мы сможем присвоить Казанскому высшему мусульманскому медресе «Мухаммадия» статус института. “Мухаммадия” станет первым институтом в нашей стране, где преподавание ведется полностью на татарском языке. Разумеется, каждый предмет требует от преподавателя определенных качеств. Если он преподает Коран, у него должно быть хорошее произношение, если физическую культуру, должен быть физически развит, но есть объединяющие всех качества. Тем, кто проявляет богобоязненность, Аллах дает выход из любой ситуации и пропитание, откуда он даже не ожидал. Второе важное требование – нравственность. Это то, ради чего пришел пророк, ибо он сам говорил, что послан для улучшения нравственности людей. Он пример значения таких качеств, как богобоязненность и нравственность.

– В 2011 году вы руководили  издательской  деятельностью Духовного управления мусульман. Как считаете, какую роль играют СМИ в  распространении знаний, информации об Исламе?

– СМИ сегодня – современный минбар, важно, кто на нем стоит, кто оттуда вещает. Раньше люди могли встретиться и обменяться новостями только во время пятничного намаза. После – поговорить друг с другом, узнать последние новости о происходящем в деревне, поселке, городе. Кто родился, кто умер, что произошло. Сегодня далеко не все люди ходят в мечеть, а окном в мир стал мобильный телефон. Другое дело, какую информацию человек оттуда берет. Если раньше ученые неоднозначно относились к тому факту, что великий Шигабутдин Марджани сделал фото, из-за чего подвергся критике, то сегодня этот его шаг оценивается положительно. Он сделал прорыв, не побоялся критики. Мы до сих пор видим его фото и радуемся высокой оценке его поступка. Сегодня Интернет – некий инструмент доведения идеи, мысли до молодежи. Если вся молодежь находится в Фейсбуке, ВКонтакте, значит, мы вынуждены зайти в социальные сети и общаться с ними на их языке. Поэтому именно социальные сети сегодня современный инструмент, который нужно осваивать и пользоваться им правильно.

– Вы являетесь специалистом  в области исламского права. С какими вопросами обращаются к вам представители Уммы?

– У нас есть специальный федеральный телефонный номер, работающий ежедневно, кроме выходных, с 10 до 16 часов. Позвонившим отвечают специалисты, позвонить можно  совершенно бесплатно из любой точки страны, задать вопрос на татарском, русском, арабском, турецком, персидском, английском и даже языку урду, и вам обязательно ответят. Много звонков получаем от жителей Кавказа, которые по тем или иным причинам не могут получить профессиональную консультацию по духовным вопросам. Если это семейные аспекты, им не совсем удобно обращаться по ним к местным имамам. Все-таки здесь играет роль тот факт, что все друг друга знают. В основном, вопросы касаются семейного права, закята, реже люди интересуются вопросами поклонения, и я считаю, что это больше плюс, чем минус. Значит, знаний в этой сфере все больше. Хочется верить, что мы уже перешли ту черту, когда достаточно большое число людей разбираются в вопросах намаза, поэтому задают больше вопросов о семейном праве.

– Что бы вы могли пожелать шакирдам, тем детям, которые стремятся  получить  духовное образование?

– Когда  у меня прошла  защита магистерской в Болгарской академии, профессор Исмаил Бульбуль – ректор (шейх) Палестинского отделения университета аль-Азхар (г. Газа) сказал: «Я желаю тебе стать доктором, и то, что выше этого». «Есть что-то выше докторантуры?», – уточнил я в ответ. Он мудро ответил: «Довольство Аллаха». То есть самое важное, чтобы мы всегда ставили высокие цели. Тогда все будет хорошо.

– Вы являетесь выпускником Российского Исламского Института, какие впечатления  о вузе остались у вас после учебы здесь?

– Неправильно будет сказать, что это воспоминания, потому что мы  до сих пор взаимодействуем и гордимся, что есть такой вуз, один из лучших в нашей стране, и он находится именно в Казани. Когда-то старейший исламский вуз Аль-Азхар начинался как простое медресе при мечети. Прошли годы, века, и мы знаем как о великом Аль-Азхар или Аль-Карауин, которому 1000 лет.

– Благодарим за содержательную беседу.

Аделина Сайдашева, студентка 1 курса направления журналистики  

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *