Четверг, 25 апреля, 2024
Зарисовка

О роли женщины в обществе в татарской богословской мысли

Женщина в исламе занимает важное место по отношению к Аллаху и обществу в целом. Она рассматривается как драгоценность, требующая заботы и бережного отношения. Имеются некоторые предписания, направленные на сохранение ее чести, достоинства, красоты. Однако, как мужчина, так и женщина обладают равенством, что даст им все соответствующие права – защиту жизни, чести, имущества и достоинства. Эти права неприкосновенны, не ущемляются и не оспариваются. Ислам установил определенные различия между мужчиной и женщиной по некоторым правам и обязанностям вследствие особенностей женского и мужского организма, что отраженны в социальных ролях, возложенных на каждого из них.

Так, например, тезис о неравенстве женщин и мужчин, выдвинутый современным феминистическим сообществом, постулирует такой расклад позиций женщины и мужчины в обществе, внутри которого они наделяются одинаковыми свойствами и качествами. Если же взглянуть на позицию ислама, то мы увидим, что мужчина и женщина, будучи элементами социального устройства равны между собой как отдельные участники социума, но по-своему отличные друг от друга, то есть индивидуальные. Современная же повестка феминизма пропагандирует упразднение этой «отличности», сведение полового разделения до «гражданина общества», модели которого в той или иной мере должны соответствовать оба пола. Это ведёт к проблемам в социуме, которые подобным «упразднением» размывают как таковое понятие пола. Ведь действительное равенство, на мой взгляд, не в том, чтобы быть абсолютно одинаковыми (касаемо и прав, свобод и прочего), но быть равным членом общества, когда не выделяется некий привилегированный слой из него, как высший, но каждый член социума существует как равный, но со своими обязанностями и возможностями, при этом своеобразный и индивидуальный.

Так и татарские богословы, среди которых был Муса Бигиев, ещё в 1916 году предложил программу решения женского вопроса, провозгласив равенство прав мужчины и женщины, призывал к возвышению роли женщины в жизни мусульманского общества. Результатом теоретических поисков М.Бигиева в этой области стала книга «Коръән кәрим аять кәлимәләре хозурында хатын» («Женщина в свете аятов священного Корана»), которая фактически является первой фетвой в мире ислама, целиком посвященной женскому вопросу. Лейтмотив трактата – общество, в котором роль женщины принижена, никогда не сможет достичь расцвета.

На мой взгляд, важным следствием М. Бигиева было снятие с женщины «объективации», то есть расположение её по отношению к мужчине как объекта. Объективация женщины отражалась по-разному: объективация тела, производственной силы, особая объективация способности рожать, объективация по отношению к своему эго. В действительности же «объект» с женщины должен спадать, а она расцветать как личность – главное следствие работы М. Бигиева.

В этой тенденции прослеживается и работа остальных богословов, а именно придание женщине такой же личностно-социальный статус, как и мужчине. То есть женщина отныне становится не атрибутом мужского бытия, но собственным, самообладающим, индивидуализованным субъектом.

Вместе с этим же те посылы, что заложили татарские богословы в религиозную мысль относительно женского вопроса, находят отклик и сегодня, когда современность пытается стереться грань между полом. Ведь фактически что раньше до Революции и после, что сегодня женщине придается статус объекта. Если раньше женщина была объектом для мужчины (или по отношению к нему), то сейчас она объект вообще, то есть социальный; в современной ситуации и женщина и мужчина одновременно превратились в объект.

В этом, на мой взгляд, находят актуализацию мысли татарской богословской интеллигенции. Когда мир пытается стереть личность женщины, религиозное сознание же наоборот, пытается личность воспеть и придать ей особый статус. Статус не только женщины, но и мужчины принижен – в этом главная тенденция по возвращению к постулатам традиционной религиозной мысли.

Лейла Бузанакова, 3 курс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *