Суббота, 20 апреля, 2024
АналитикаЖитейская историяНовости

Жизнь, от которой не осталось и следа

Мы все время встречаем новых людей на своем жизненном пути, но изначально совсем не знаем этих людей. Спустя время мы начинаем к ним привыкать, и они становятся уже частичкой нас. Их жизнь уже крепко переплетается с нашей жизнью, и вроде бы уже нет никаких тайн друг от друга, однако не стоит забывать, что «у каждого – свой скелет в шкафу».

Я хочу рассказать об одной паре, которая вроде бы и жила неприметно, но оставила глубокий след в душе у всех.

Тетя Галя и дядя Петя – так мягко и с теплотой мы их звали. Это были люди добрые, отзывчивые, готовые прийти на помощь в любую минуту. Но кто же они? Почему они стали героями моего рассказа? Почему их жизнь сложилась так печально?

Сказать, что они родственники моей семьи, будет неправильно, потому что это было ни так. Они были для нас никем, но при этом могу сказать, что они были нашими «душевными» родственниками. Знакомство с ними началось еще в далеких 1995-2000 годах. Тогда они только-только переехали из Казани в маленькое село под названием «Тюбяк-Чекурча». Честно говоря, село это было не одним из лучших, а скорее наоборот – худшим. «Алкоголики, наркоманы, цыгане, бандиты» – эти фразы постоянно были на слуху, ведь село это «славилось» именно ими. Большинство сельчан – русские, но татар здесь также можно было встретить, потому как через дорогу находилось другое село – «Старый Айван», в котором большинство населения – татары. Тем не менее тетя Галя и дядя Петя остановились именно в селе «Тюбяк-Чекурча».  Они купили старенький домик бывшего почтальона села, и остаток своих дней решили провести именно в тихом уголке. И да, действительно, дом их находился в укромном и никому не видном месте. Аккуратный домик, покрашенный зеленой краской так и сливался на фоне природы. Дом был окружен со всех сторон зеленью, как в сказках. Деревья, трава по колено, растения, которые так и стремились расти ввысь – все хотело жить. Рядом находился колодец и маленькая речка. Действительно, очень живописный уголок, чтобы провести остаток жизни. Земля здесь была плодородная и постоянно влажноватая, поэтому овощные и плодовые культуры росли хорошо. Дядя Петя занялся огородом, а позже начал интересоваться пчеловодством. Пчеловодством занимался и его сосед Харис, который как раз и познакомил моего деда с дядей Петей. Сначала они  общались лишь касательно пчеловодства, а позже стали и вовсе закадычными друзьями. Ходили друг другу в гости, выезжали вместе на рыбалку, по грибы. Жены их тоже сдружились.

Тетя Галя была женщиной пожилой. Возраста она своего никогда не говорила, не любила много рассказывать о себе. Миленькая старушка, белокурая, лицо подобно ангельскому, руки ее были бледными и белыми  настолько, что можно было разглядеть ярко-голубые вены. По воспоминаниям моей бабушки, она никогда не носила одежду, которая оголяла бы ее тело, так как у нее была болезнь Витилиго – болезнь, при которой ткань теряет свой естественный цвет, и создается эффект «белых пятен». Появление этой болезни, как она утверждала, из-за работы на заводе с химическими веществами. Детей у нее к моменту переезда в село уже не было. Был сын от первого брака, который во время путча 1991 года погиб в Москве. О сыне она также не любила рассказывать, душевная боль давала о себе знать. Остался лишь единственный внук – Андрей, или как она его называла ласково – Андрюша. Вся надежда была на то, что в старости Андрюша будет присматривать за бабушкой, но как оказалось история будет еще печальнее.

Жена погибшего сына тети Гали – Оля вышла замуж во второй раз, за сына профессора, звали его Максимом. От него Оля родила дочь Наташу. Наташу тетя Галя воспринимала как родную и не разделяла их с Андрюшей.

Что же касается дяди Пети, то он был мужчиной достаточно мощным. Широкоплечий, высокий, нос отличался больше всего: большие ноздри и грубоватая форма. По его статной  походке можно было сказать, что он похож на профессора. И, да, действительно когда-то он преподавал в одной из училищ Казани, и, видимо, эта манера отражалась в нем до сих пор. Он имел сына от первого брака – Дмитрия. Дмитрий родился от первой его жены Сары. Но обращались тетя Галя и дядя Петя к ней как Сара Нурутдиновна, видимо из-за того, что возраст ее был намного старше, чем их.

Как же так получилось, что два абсолютно разных человека нашли друг друга под старость лет? Однажды за чашкой чая она рассказала об этом моей маме. Родом она из села Ципья (Балтасинский район). Семья у  них была известная, династия медицинских работников. Мать была главврачом в этом сельском поселении. Так и тетя Галя пошла по стопам предков и поступила в медицинское училище. Окончив учебное заведение, она стала медсестрой. Детей в семье тети Гали было трое. У нее была старшая сестра и брат. Брат у нее также стал медицинским работником – позже военным врачом в Севастополе. С братом они не общались, а вот с сестрой поддерживали общение, хоть и редко, когда сестре нужны были деньги.

Познакомились тетя Галя и дядя Петя еще в юношеском возрасте. Тогда он за ней ухаживал, однако чувства были не взаимны. «Он был некрасивым, а мне нужен был красивый парень», – вспоминала она. Поэтому отвергнутый любимой, Петя женился на другой женщине, которая была старше его на несколько лет и имела дочь от прошлого брака – Лену. А тетя Галя вышла замуж за красивого, как и хотела. Однако пути их были разными, потому как не сошлись характерами, и муж ее бросил. В конце концов, судьба распорядилась так, что тетя Галя и дядя Петя встретились вновь и стали жить вдвоем.

Я же родилась в 2003 году, когда дядя Петя с тетей Галей уже были практически членами нашей семьи. Они души не чаяли во мне. Они покупали у нас молоко, тогда еще в 2005-2010 годах, когда держали скот. И каждый раз, когда мы приходили к ним с молоком, я уходила с целым пакетом вкусных сладостей и мелочью в кармане. Они были готовы отдать все, но при этом просить самим о помощи им было неудобно.  Настолько добрые, сердечные, бескорыстной парой они мне запомнились.

Постоянно тетя Галя произносила три имени: Андрюша, Оленька и Наташка. Она вкладывала всю себя и все свои сбережения в них. Пенсию тетя Галя и дядя Петя получали в Казани, так как были прописаны там, поэтому каждый раз тетя Галя ездила в Казань за пенсией. Однажды, прийдя к ним с молоком, я заметила, что дядя Петя ругает тетю Галю. Почему? Что случилось? Тогда из их диалога я поняла, что тетя Галя приехала из Казани без гроша, то есть пенсию она всю отдала семье Оли, бывшей невестке. К слову, мне ее было жаль, потому как не понимала, почему она не может так поступить. Вдобавок, и моя бабушка отчитала ее за этот поступок, сказав: «Галь, ты дура. Разве так можно? Будут ли твои поступки оправданы…». Да, позже она и сама поняла, что поступала и поступает неправильно, отдавая все свои деньги семье Оли. Но уже ничего нельзя было исправить.

Вернемся к тому, что тетя Галя и дядя Петя уже обжились в селе, сдружились с соседями, привыкли к сельской жизни. Частенько к ним приезжала в гости бывшая невестка с детьми. Сколько помнится, невестка эта постоянно болела и не работала, поэтому старики были для нее «безопасной подушкой». Тетя Зоя, соседка тети Гали и дяди Пети, вспоминает, как приезжали эти гости с пустой сумкой, а уезжали уже с баулами продуктов. Как и говорила ранее, земля там была плодородная, поэтому помидоры, огурцы, кабачки, тыква, картошка вырастали на ура. Как-то мы приехали к ним помочь с уборкой картошки, и удивились тому, насколько огромных размеров может быть этот овощ.

Андрюша учился на физмате, а Наташа поступила на режиссёрское. И все вроде бы хорошо, и Андрей, по словам тети Гали, закончил физмат с отличием, и Наташа учится только на положительные оценки, но как оказалось не все так хорошо как описывала она.

Летом 2017 года внезапно скончался дядя Петя. О его смерти тетя Галя сообщила нам вечером следующего дня. К тому времени приехал и его сын Дмитрий. Дмитрий был священником в Москве. Когда я зашла в дом, чтобы попрощаться с дядей Петей, за столом сидел Дмитрий, который ел суп. Мне запомнилась его борода, которая была коричнево-рыжеватой. Крупный, глазастый мужичок посмотрел на нас, и дальше продолжил есть суп. Я зашла в комнату, где в гробу лежал дядя Петя. Он был одет в костюм, весь наряженный, солидный, словно его женят. Но у русских свои обычаи, поэтому удивление было недолгим. Подойдя ближе к гробу, я рассмотрела его лицо – глаза были закрыты, а цвет лица не был бледным, как обычно бывает у мертвецов, а наоборот свежим. В уголку комнаты стояли иконы, и одна икона подле гроба.

«Вера у них была другая, православная, но то-ли старообрядческая, то-ли что-то иное. Потому что когда у нас читают усопшему – крестятся, а у них, когда читают – стоят и смотрят. И не так они вовсе читают, не как обыкновенные православные. Когда читала тетя Нина Ершова по Петру Михайловичу, они даже не встали – сноха, дочка, Дима – никто не встали никто не помолились. Они там смеялись, разговаривали, но так же не бывает», – рассказывает соседка тетя Зоя.

«Они там шумят, а я их спрашиваю: «Я вам не мешаю?», а они мне ответили,  чтобы я потише читала», – говорит Нина Ершова.

Дядю Петю похоронили. Тетя Галя стала жить одна, и все пошло не так, как раньше. Дом опустел, даже можно сказать, что загрустил. Пропал тот уют, который был раньше. Да и сама тетя Галя практически ничего не хотела и ничего не делала, чтобы жить. Рядом нет никого из родных, и лишь раз в неделю приходили мы к ней. Дети вовсе практически перестали приезжать, но тем не менее пенсию она отдавала семье Оли. Деньги для них стали единственной причиной хоть как-то выходить с тетей Галей на связь. Кто же мог подумать, что все обернется именно так.

У тети Гали была в Казани квартира, и, когда дом начал практически разваливаться мы предложили ей переехать в Казань. Потому как крыша сарая была не в пригодном состоянии, баня топилась дровами, но, чтобы топить нужны дрова и их некому было наколоть, хотя были внуки, на которых была надежда в старости лет, но и те забыли о ее существовании. Старушка осталась совсем одна, поэтому городская квартира была для нее идеальным вариантом. Практически за несколько дней нашлись покупатели на дом – это была молодая семья, которая временно  пожить в стареньком домике, пока строится новый. Дом ушел за маленькие деньги, но это и было понятно почему. Тетю Галю мы отвезли в Казань (внуки и невестка даже не приехали помочь с переездом). Жила она на улице Рихарде Зорге, а недалеко от нее жили и сами внуки, и еще ее сестра через одну остановку. Квартира была немаленькая, но для одной старушки было очень просторно и уютно.

К следующему нашему приезду тетя Галя остеклила и обшила балкон, и квартира приобрела уже более менее презентабельный вид. Но ее внешний вид нас испугал, она стала еще белее, и похудела.  В этот день мы ей привезли гостинцы – курицу, масло, продукты питания, в целом. Конечно же курицу надо положить в морозилку, и когда мы хотели помочь разложить все продукты, то заметили, что полки и холодильник все пусты.

«Тетя Галь, ты ешь вообще?», – спросили мы

«Ем, ем, разложите продукты и давайте пройдем в гостиную уже», – продолжала она.

Мы долго сидели разговаривали,  и узнали, что ни внуки, ни сестра не приходят ее навестить. Старушка в тот момент посмотрела в сторону с сожалением.

«Они приходят, когда им нужны деньги», – добавила она после.

Мы предложили ей на недельку приехать к нам в деревню, чтобы отдохнуть и помыться в бане, потому как было заметно, что душ она не принимала уже довольно долго. Неприятных запах стоял в квартире. Но, к сожалению, она не согласилась, сказав, что как-нибудь сама приедет. Но так и не доехала…

Летом 16 июня 2021 ее не стало (об этом мы узнали лишь в сентябре месяце от одной из ее бывших соседок в селе). В тот день мы звонили ей несколько раз в день, будто что-то предчувствовали, но телефон был недоступен. И дальше продолжали звонить каждую неделю в надежде, что хоть кто-то возьмет трубку. Но увы.

В  один из уже весенних дней мне приснился страшный сон, где тетя Галя просила ее найти, и тогда мы решили съездить в квартиру, где она жила. Сколько бы мы не трезвонили никто не вышел. Только вскоре вышла соседка, которая рассказала нам следующее:

«Да, тети Гали не стало летом. Она умерла от голода, никто за ней не ухаживал. Незадолго до смерти ей стало плохо, после чего мы вызвали скорую, они хотели ее забрать, но тут же приехала невестка и написала отказ от госпитализации. После этого мать Оли неделю, если не меньше жила с тетей Галей, но вскоре и она уехала, и она опять осталась одна. Ей есть было нечего, она уже в последние дни головой поехала – стала у прохожих выпрашивать деньги на еду. Мы ее кормили, когда были дома, но не могли всегда. Внуки не приходили ни разу».

«А Андрюша? Он тоже не приходил проведать бабушку?», – спросили мы

«Да какой Андрюша, вы что… Он же шизофреник», – ответила она.

Мы не могли прийти в себя от того, что внук, которого она так хвалила оказался больным. Ведь вся надежда была на этого молодого человека, что именно он будет опорой для бабушки.

«А где похоронили тетю Галю?»,- продолжили мы

«Не знаю. Невестка говорит, что они ее кремировали и похоронили возле деда в селе. Но интересно то, что в день ее смерти вечером я видела ее в гробу, а после, как утверждает Оля, они ее кремировали. Но кто будет кремировать вечером и хоронить ночью?! Вот так и не знаем где она и что с ней сделали», – ответила соседка.

«Связываться с невесткой ее лучше не стоит, наведет порчу еще», – добавила она. Оказалось, что невестка была цыганкой, поэтому могла провернуть разные магические штучки.

Сразу после приезда из Казани мы решили сходить еще раз на кладбище, в надежде, что ее все-таки похоронили около дяди Пети. Но, к большому сожалению, так ничего и не нашли. Ни таблички, ни гроба, лишь место, которое предназначалось тете Гале. Куда ее похоронили? Кремировали ее на самом деле? Зачем с ней так поступили? – эти вопросы так и остаются открытыми.

Но то, какое поведение было стороны невестки и внуков приводит в ужас. Неужели дети оказались настолько бессердечными, что даже в последние месяцы жизни старушки не смогли приехать и помочь. Тетя Галя, которая жила ради них, так и не смогла насладиться заботой со стороны внуков.

Любовь и поддержка, в котором так нуждается старшее поколение, сейчас переносится на второй план, а на первый выходят деньги, которые раз за разом превращают людей в безжалостных и эгоистичных личностей. Возможно, если бы одинокая старушка была под опекой внуков, то была бы жива и по сей день, но к сожалению жизнь переиграла совсем по-другому сценарию.

Жил человек и нет человека, и нет ни могилки, ни памяти, ни денег.

 

Имена героев изменены. 

Ляйсан Сафина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *