Суббота, 20 апреля, 2024
АктуальноеАналитикаОбщество

Можно праздновать мусульманам Новый год?

Остаются считанные дни до наступления одного из главных праздников почти всего мира – Нового года. Большинство людей собираются в последний день декабря в кругу семьи и друзей около елки, дарят подарки и поздравляют друг друга. Но как же относятся мусульмане к этому празднику? Узнаем в данном материале.

Отмечают ли студенты РИИ Новый год?

В интернете и в жизни многие представители Ислама ведут дискуссию на тему: «Разрешено ли праздновать Новый год?». Речь идет именно о празднике, который наступает 31 декабря, а не о священном месяце Мухаррам. С одной стороны Новый год несет в себе следы языческой и христианской культуры, следовательно, он не приветствуется в исламе, ведь уподобление неверным запрещено. Однако нужно понимать, что никто в современном обществе не празднует его как языческий праздник и никому в этот день не поклоняется.

Чтобы узнать, на сколько актуально празднование Нового года, среди учащихся Российского исламского института мы провели анкетирование. Были опрошены студенты трёх направлений: теология, лингвистика и журналистика. Исходя из результатов, больше всего празднуют Новый год студенты направления журналистики (60%). Такой показатель обусловлен тем, что многие абитуриенты, поступающие на данное направление, из светских семей. На втором месте лингвисты (30%), которые в два раза реже собираются за столом в ночь 31 декабря. А будущие теологи вообще практически не празднуют приход Нового года (10%).

 

Что говорят об этом эксперты?

Давайте разберемся с этим вопросом более подробно и спросим у наших экспертов. Имам хатыб Каридельской районной мечети из республики Башкортостан, Фаткылов Галяфим Хайранамович, поделился своими мнением на этот счет: «первый месяц нового года ассоциируется с длительными праздниками –новогодними каникулами. В России они продлятся в 2023 году восемь календарных дней – с 1 по 8 января. В это период люди обычно уделяют время для зимнего вида спорта и отдыха, для культурно-развлекательных мероприятий. То есть население отмечают не языческий праздник, а проводят этот период, отдыхая, встречаясь с друзьями и родственниками. А для детей это вообще особое время, когда взрослые уделяют им большое внимание, дарят им подарки, сладости, водят на новогодние представления, концерты, то есть окружают их своим вниманием и заботой больше, чем в обычные дни. Никакого религиозного элемента в данном случае вообще нет. Религия и вера тут не затрагиваются вовсе. Потому в таком случае действует хадис, согласно которому все дела оцениваются по намерениям».

Однако есть и другое мнение, вплоть до того, что тот мусульманин, который примет участие в праздновании нового года, совершит тем самым куфр и станет кафиром. Проректор по воспитательной работе КИУ, Ибрагим Шайхабзалов также выразил свое мнение на этот счет: «Традиция отмечать зимний праздник таит в себе ряд опасностей и повышенных рисков, которым отчего-то не придают значения не только мусульмане, и также другие люди. Новый год в том виде, в каком мы можем наблюдать это в нашей стране сейчас, является продуктом советской атеистической пропаганды, где во времена СССР создавали значимые светские праздники, которые затмевали и вытесняли религиозные праздники. В исламе верующие должны надеяться только на Милость Аллаха и просить исполнения желаний должны только у Всевышнего. А празднуя Новый год, дети и взрослые, как правило, ждут чудес от «деда». Начиная с детского сада, детей учат взывать не к Аллаху, а к Деду Морозу. Это есть не что иное, как обман детей и воспитание их в неверии. Их естество, основанное на вере, заполняется верой не в Аллаха, а в языческие символы».

Что говорят об этом хадисы?

Одним из основных хадисов в сторону запрета Нового года является передача от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, который рассказал:

«Когда посланник Аллаха прибыл в Медину, у её жителей было два (праздничных) дня, во время которых они играли. Он спросил (их): «Что это за дни?» Они ответили: «(Это дни), в которые мы играли и веселились, (празднуя) их во времена невежества». Тогда посланник Аллаха сказал: «Поистине, Аллах заменил их [эти два праздника] для вас двумя лучшими (праздничными днями), чем они: днём жертвоприношения и днём разговения»» (Абу Дауд, 1134).

Многие люди используют этот хадис в качестве довода на то, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил празднование любых праздников, помимо дня жертвоприношения и дня разговения. Однако это не так. Прежде всего необходимо обратить внимание на следующий нюанс: говоря о двух отменённых праздниках, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) употребляет специфическое для арабского языка двойственное число. На это указывает слитное местоимение двойственного числа «хима», посредством которого становится ясно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил именно те два праздника, которые отмечали жители Медины. Таким образом, можно утверждать, что, исходя из грамматики предложения, которое использовал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), упомянутый запрет не является всеобщим и не распространяется на все существующие праздники.

Понимание этого полностью проясняет ситуацию, поскольку мусульманам запрещено уподобление в религиозных заблуждениях, в которые попали представителям любых иных конфессий, помимо Ислама.

Поэтому нельзя уподобляться представителям других конфессий в том, в чём они сами сбились с прямого пути. Возвращаясь к праздникам, становится понятно, что мусульманам нельзя принимать участия именно в религиозных праздниках других народов, поскольку они включают в себя многочисленные нововведения и ширк. На территории СНГ к таким праздникам можно отнести Рождество, Пасху, Масленицу, Новруз, Махраджан и им подобные.

Переходим к главному вопросу: разрешено ли праздновать Новый год?

Важно понять, что исламские праздники — День Жертвоприношения и День Разговения — являются поклонением Аллаху и частью религии Ислам, чем принципиально отличаются от всех остальных праздников. Празднуя исламские праздники, мусульмане поминают Аллаха и поклоняются Ему, надеясь, что это станет их благим запасом в Судный День. Что касается такого мирского праздника как Новый год, то даже если мусульмане и принимают в них участие, то они понимают, что это не имеет никакого отношения к их религии и не является поклонением Аллаху. Если всё происходит именно так, и при этом мусульмане не допускают при проведении этих мероприятий каких-либо дополнительных грехов, то мы не имеем довода от Аллаха и Его посланника в том, чтобы запретить мусульманам принимать в них участие.

Так, например, если мусульмане соберутся в кругу семьи или позовут гостей 31 декабря для того, чтобы, воспользовавшись выходными, пообщаться и попить чай, то в этом не будет абсолютно никаких проблем. Вместе с этим, дозволенность участия в этих праздниках не говорит о том, что это нужно делать.

Таким образом, мусульманам запрещено уподобляться в религиозных заблуждениях представителям каких-либо иных религий. Людям исповедующим ислам запрещено отмечать религиозные праздники представителей других конфессий: Рождество, Пасху, Масленицу и так далее, поскольку они являются нововведением и включают в себя элементы куфра и ширка. А Новый год является мирскими мероприятиями, которые не запрещено с точки зрения Ислама, если во время их проведения не совершаются какие-либо дополнительные грехи.

Автор: Юсуф Фаткылов

Источники фото: bfmspb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *