Пятница, 26 апреля, 2024
АктуальноеВолонтерствоРепортаж

Человек собаке друг

7 декабря студенты Российского Исламского Института совершили поездку в приют для животных «Кот и Пес». Директор питомника провел экскурсию для журналистов и познакомил их с четвероногими приятелями. Во время беседы были затронуты многие проблемы взаимодействия человека с животными. О трудностях жизни бездомных собак, сложностях работы с государством и о нехватке провианта – в репортаже.

Невероятная атмосфера в компании четвероногих

Зимний солнечный день и легкий мороз благословил нам поездку в приют. Наша машина проезжает мимо заснеженных полей. В салоне стоит тишина, мы с журналистом и оператором Ксенией морально готовимся к встрече с брошенными, но преданными созданиями. Солнечный диск преследует наш автомобиль, попутно пытаясь ослепить наши глаза. Мы приближаемся к месту назначения, Ксения запечатывает пролетающие мимо луга и лесные посадки в памяти камеры.

Мы проезжаем последний поворот и нашему взору предстает входная арка питомника. Ее внешний вид был далек от эстетических понятий, однако свои главные функции ворота выполняли на все сто. Мы вышли из машины и сразу же начали снимать первые кадры животных. На соседнем поле нас внимательно разглядывает собака с черно-белым окрасом. Она спокойно следит за нашими перемещениями, попутно ожидая внимания в ее адрес. На саму входную калитку нависла рыжая сторожевая собака. Ее лай ощущается всепроникающим как гамма-излучение. Подобными махинациями нас пытаются отогнать от ворот, потому что даже собака не способна предугадать с какой целью к ней пришли люди.

Через некоторое время на обочине останавливается повидавший время внедорожник. Из него выходит директор приюта «Кот и Пес» Альберт Галиев. В его внешнем виде сразу бросаются седеющие волосы, карие глаза, крупный нос и морщинистое чело. В его лице можно разглядеть как пройденные тяготы жизни, так и горящие глаза. Он сразу отметил ту полевую собаку. Этот хвостик не является резидентом питомника, но показывает свою нужду в еде и ласке.

Далее мы вошли на территорию приюта. Нас сразу окружило некоторое количество собак, каждый хотел получить внимание с нашей стороны. Альберт выплескивал на нас большой поток информации. Он начал рассказывать о его воспитанниках, о планах развития и нехватке средств на дальнейшее существование. Проходя мимо вольеров и будок он старается погладить каждого пса. Нам с Ксенией также не удалось избежать ласковой «участи». Многие собаки следовали по пятам, а самые наглые даже запрыгивали на нас.

Следом мы пришли на кухню собачника. Двое мужичков предпенсионного возраста в это время варят каши на газовых плитах и кострах. Большинство оборудования и утвари покрылись слоем копоти от открытого огня. К кухне не была проведена централизованная система газоснабжения, поэтому для питания плиты используют газовые баллоны. Рядом с полевой кухней стоят коробки с мослами. Кости в ящике огромного размера, что едва помещаются в них. Работники приюта привозят их из предприятий по механической обвалки мяса.

После уличной экскурсии нас заводят в небольшое помещение, в котором был оборудован ветеринарный пункт. Больные животные сидят в одиночных клетках. В одном ряду стоят два раздельных вольера с котенком и собакой. Котенок ворует еду из миски у маленького песика, намеренно провоцируя его. Собака лает в ответ из-за посягательства на его питание. Директор обращает внимание на этого малыша и говорит нам:

– Эта маленькая собачка агрессивно реагирует на многих женщин. Мы его забрали у девушки, которая привязала и оставила его, – с опечаленным видом рассказывает Альберт.

Особенно тяжело на душе из-за собак, у которых отказали задние лапы. Они смотрят на нас с преданными глазами, попутно ползая за нами внутри помещения. У каждого есть своя уникальная и грустная история. Это не те собаки, которые поколениями живут на улице – они все были брошены и оставлены людьми. У современного человека сложилось мнение, что наши четвероногие товарищи – лишь игрушки, которые можно выбросить на обочину жизни. Даже в таком аспекте выражается потребительское отношение человека ко всему вокруг него.

Наедине с кошками

Нашей точкой «Б» в экскурсии стал кошачий вольер. Мы вошли в помещение и на мои плечи сразу же запрыгнула ласковая кошка. По моей пугливой натуре видно, что я не готов к таким резким действиям. Остальные коты в целом восприняли наш приход довольно холодно и даже усом не повели. Причиной тому – их сытое пребывание. Перед нашим приходом они были накормлены.

Следом мы уже обращаем внимание на само пространство. Это новое и чистое помещение, которое построили благодаря гранту от правительства. Несмотря на регулярную уборку, в помещении стоит крепкий кошачий запах. Поначалу это режет носовые пазухи, вскоре же привыкаешь к этому амбре. Сама комната была разделена на две части железной сеткой: первая половина была для всех, вторая же для больных и слабых котов.

Здесь уже продолжаем большую беседу с директором приюта. Мы в очередной убеждаемся в ораторском мастерстве Альберта. Для журналиста-документалиста его большие монологи станут прекрасной находкой. Тем временем вокруг него уже уселись некоторые кошки, словно формируя защитное поле. Экран моего телефона отражает солнечного зайчика на потолке, поэтому некоторые четвероногие поднимаются по сетке к потолку за новоиспеченной добычей.

После того, как все кошки приняли удобную позицию, Альберт начал рассказывать о своих проектах. Первая инициатива – это уроки добра в школах. Очень важно с малых лет обучать детей доброму отношению к животным. Также он выделяет важный факт – дети стесняются говорить и делать добрые дела. В обществе существует большое количество людей, который не одобряют и даже порицают помощь для питомников. Директор приюта на уроках хвалит активных ребят при классе и призывает брать с них пример. Волонтерство и помощь должны стать уважаемыми вещами в нашем обществе.

Во время общения некоторые коты не оставляют в покое резинку от моей куртки, пытаясь схватить добычу. Параллельно Альберт рассказывает о втором проекте – кормушки для животных в городах. Государство не хочет участвовать в подобных предприятиях, им легче отстреливать всех бездомных животных, нежели бороться с проблемой халатного отношения людей. Работники приюта организовали в Зеленодольске кормушку для собак, чтобы они были сытыми. Также места для кормления помогают уменьшить животную агрессию среди собак и облегчить отслеживание чипированных особей.

Солнце понемногу опускается в сторону заката, теплый свет ласкает мордочки спящих котов. Они все дремлют в темплом помещении, а в их желудках есть еда. Это все заслуга директора и работников приюта. Они собирают со школ и предприятий остатки пищи, что обеспечивает сытые обеды для животных. Также очень большой вклад вносят волонтеры: от общих групп до школьных классов. Они продлевают жизнь для приюта, но этих усилий все равно недостаточно. Каждую зиму для обитателей питомника необходимо больше еды, чтобы не замерзать в суровом климате.

Снаружи эмоции, но внутри тяжелые думы

После беседы с Альбертом мы выходим из помещения. Солнце уже вовсю убегало от нас, а холодный ветер обдувал нам щеки. Мы вместе с институтом внесли свою лепту, а именно собрали еду и вещи для животных. Сборы мы оценили довольно скромно, однако директор выразил протест:

 – Нельзя никогда принижать оказанную тобой помощь. Даже если для тебя это мало, то для животных помощь станет жизненно важной. Каждая принесенная в дар вещь имеет огромное значение, – сказал нам Альберт.

После его важных слов мы выдвинулись в сторону машины. Директор благодарит нас за предоставленный провиант и личный визит в приют. На такой прекрасной ноте мы прощаемся и уезжаем. Если до этого мы молчали в машине от волнения, то сейчас же – от опустошения. Увиденное в питомнике заставляет задуматься о всех проблемах вокруг четвероногих приятелей. А самым обидным является наша прямая причастность к их бедам. После таких поездок происходит важное переосмысление ценностей и проблем. Параллельно в голове же крутятся строки из стихотворения Сергея Есенина:

Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве,
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.

студент 1 курса направления “Журналистика”
Фото: Ксения Мейер

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *