Пятница, 26 апреля, 2024
АктуальноеЛитературное творчество

Журналист становится археологом

 

Когда друзья или знакомые узнают, что ты студент-археолог, на тебя обрушивается волна восхищения: «О, круто!», «Здорово, а ты уже нашла клад?» и пр. Безусловно, крутость этой профессии зашкаливает, но археология – это вовсе не ежедневный поиск древних сокровищ. Это большая ответственность и огромный труд, масштабы которого плохо воспринимаются простым обывателем. Многие с самого детства мечтают раскапывать остатки древнейших цивилизаций, но ничего не знают о самой профессии археолога.

А что, если вам улыбнется удача, и во взрослой жизни вы сможете хотя бы денек побыть археологом? Иметь возможность соприкоснуться с историей – это чувство, трудно передаваемое словами. Мне посчастливилось почувствовать суть данной профессии на личном опыте и я, преобразившись из журналиста в археолога, постараюсь познакомить вас с особенностью работы “землекопов” и направлюсь прямо на место развития событий – на раскоп.

Начнем с основного понятия археологии. Место ведения раскопок называется раскопом. Но это второй этап работы археолога.  Прежде всего это место нужно найти. Наш раскоп велся на территории Казанско-Богородицкого монастыря, где параллельно шло строительство собора Казанской иконы Божией Матери. Работы происходили на опасном объекте, поэтому в первый же день нам выдали специальные каски и жилеты с надписью “Институт археологии”.

Как же прошел мой первый день? Вступив на территорию, где ведутся раскопки я ничего определенного не испытала – всю суть и тяжесть работы еще не понимала и не знала, чего от всего этого ожидать. Так как на этом месте велось строительство собора, над нашими головами постоянно проносились краны с бетоном и железными элементами каркаса здания. Это, конечно же, навеяло страх, поскольку нам ранее не приходилось бывать на территории огромного строительства. Получив свой инвентарь, а именно рабочие перчатки и совки, мы приступили к главной части – к раскопу.

Теперь вы узнали, что такое раскоп. Но ЧТО это на деле и с чем его “едят” узнаете далее. Поверхность раскопа делится на квадраты. Это обычно 2х2 м.

Зачем они нужны? Квадраты необходимы для удобства описания и фиксации находок. Они заранее нумеруются, чтобы в последующем легко было определить местонахождение того или иного предмета. При работе внутри этих квадратов землю нужно снимать тонкими слоями – по 20 см, чтобы не пропустить находки. Да-да, это очень важно! После каждого слоя нужно зачищать грунт, то есть делать его ровным. Мужская половина группы занимается непосредственно раскопом и тасканием тележек с землей. А мы, девочки, в этих самых тележках с помощью совков пытались найти хоть какие-то следы цивилизации. Среди находок были фрагменты человеческих костей, частички керамики, следы построек, мелкие железные предметы и пр.

Редко можно встретить профессию более тяжелую, чем профессия полевого археолога, работающего в полной удаленности от всякой цивилизации, в непростых климатических условиях. В нашем случае неприятность доставляла только погода – работать при температуре +30 на открытом пространстве крайне тяжело.

Под конец дня нам уже казалось, что нет ничего скучней работы студента-археолога, тем более, если за весь день ты ничего ценного не смог найти. Разбавляли обстановку шуточки археологов и игра “в города”. Что удивительно, в процессе обычной игры мы столько всего узнаем о человеке: откуда он родом, где он получил образование, какое имеет хобби. Мы такие разные, но нас объединяет одно дело и единая цель.

Вас, наверное, посетила мысль “А что происходит с находками после их раскапывания”? Дальше их ждет камеральная обработка – находки моют, сушат, подписывают и склеивают.  Непосредственно мойкой и сушкой занимались девушки недалеко от раскопа и часть – в Институте археологии.

Не менее интересная работа студента-археолога – шифровка находок. Весь обнаруженный материал привязывается к месту, где его нашли, для этого его шифруют. Именно этим я и занималась в последующие дни своей археологической жизни.

На самом деле, раскоп – самая непредсказуемая часть практики студента-археолога, когда ты принимаешь участие в опознавании и изучении исторического слоя земли. На камеральной обработке археолог имеет возможность контактировать с прошлым через элементы быта, орудия труда и пр. Находя тот или иной предмет на раскопе ты испытываешь одни чувства, а соприкасаясь с веками на “камералке” – совсем иные.

А какими орудиями оперирует “шифровальщик” находок? Да самыми простыми – пером, тушью и при необходимости картонкой с черным фломастером.  У каждой находки есть свой порядковый номер, который заносится в общий список. Наша задача заключалась в нанесении порядковых номеров на поверхность находок.

В процессе работы нам приходилось иметь дело с предметами разного рода: стенками, венчиками и придонными частями сосудов, головками или подошвами кожаной обуви, внутренними каблуками или задниками обуви, слюдой, стеклянной посудой, фрагментами плиток пола, датируемых XVI веком и так далее. Фрагменты керамики — самый массовый материал в раскопках, поэтому керамики среди наших находок было больше всего.

Когда ты каждый день работаешь с элементами быта прошлого, невольно начинаешь сравнивать их с современностью. Наши предки совершенно иначе относились и ухаживали за своими вещами. Каждый шов, каждая петелька кожаной обуви, к примеру, показывает старание, огромный труд и любовь к своей работе. Вряд ли нас, детей современности, можно заставить сшить хотя бы одну пару такой обуви. Чтобы стать обладателем пары обуви достаточно сходить в магазин и выбрать то, что по вкусу. А в старину обувные мастера целыми днями и ночами при свете свечей работали, не покладая рук, чтобы сделать одну пару обуви.

Вам понравилась работа археолога? Смогли бы вы рискнуть и окунуться головой в это полное приключениями занятие? Ведь археология – это целое путешествие в прошлое. Чем глубже ты копаешь, тем больше оказывается в нем секретов и загадок. Лишь сильный духом и стремящийся к распутыванию загадок прошлого сможет справиться с этой необычной миссией – работой археолога. Ну, а какие эмоции и впечатления оставила у меня “археологическая” жизнь, спросите вы. Судя по моему рассказу, думаю, сами определили.

Самым ярким впечатлением и счастливым событием для меня стала находка монеты 1739 года. Одним жарким июльским днем под палящим солнцем я, уже отчаявшись найти что-либо ценное, случайно наткнулась на какой-то круглый предмет диаметром примерно полсантиметра. Сразу мелькнула мысль в голове – монета! И вуаля! Почистив ее, я увидела четко выбитую надпись «1739». Со мною вместе радовалась целая группа. Ради таких моментов стоит стать археологом!

Айгуль Мингазева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *