Сажида Батталова: «Человек успешен тогда, когда крепко стоит на ногах, когда не забывает свои корни»

Лекция  Председателя Ассоциации народов Бурятии, Председателя Региональной национально-культурной автономии татар Бурятии, к.п.н., доцента, ФГБОУ ВПО Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств под названием «Социальное проектирование» Баталовой Сажиды Растамовны вызвала большой интерес  у слушателей исламского проекта «Махалля», поэтому корреспондент газеты «Шакирд» побеседовал с гостьей из Улан-Уде

– Сажидэ Растамовна, Вы ежегодно участвуете в федеральных и  региональных проектах, на вашем счету уже более 1,5 млн руб. привлеченных грантами средств. Успешно работает на сегодняшний день Татарский молодежный центр РНКАТ «Тамырлар», основателем и организатором  являетесь Вы. С чего начался Ваш путь общественного деятеля? 

–   Человек ведь как дерево — чем мощнее корни, чем могуче ствол, тем пышнее крона. Человек успешен тогда, когда крепко стоит на ногах, когда питается от своих корней. А корни это, не только родители, бабушки и дедушки, это весь род до седьмого колена. Это зов крови, который мы не всегда осознаем. Мои корни из Татарстана. Мой прадед Мухутдин Хисамутдинов во время  коллективизации, как зажиточный крестьянин был  раскулачен и  выслан в Забайкалье, Сибирский лесоповал.  Я родилась в г. Вернеудинском (ныне Улан-Удэ).  Закончив, среднюю школу, поступила в техникум легкой промышленности. Начала работать по специальности, позднее, занялась предпринимательской деятельностью,  в разных местах, районах открыла ателье. За это время посетила практически все районы  Бурятии, причем побывала даже самых отдаленных поселениях и познакомилась с местными жителями и  столкнулась с такой проблемой, как ассимиляция.

 – Хотите сказать смешанные браки?

–   Да, эта большая проблема для всех нас и бурятов и татар, где сначала теряется язык и культура, а затем сам этнос. Этнос — это наши нравственные истоки, корни.  Конечно, в каждой религии самое ценное это — чистота души, чистота помыслов. Чем чище душа, тем светлее разум.  Но корни — эта та сила, которая защищает и спасает нас в трудную минуту. Тогда я поняла моя работа — педагогика и поступила в педагогический институт.

– Каком году был организован Татарский национально-культурный центр Бурятии?

– В 1997 году нами был организован  Татарский национально-культурный центр Бурятии, сегодня в Бурятии три местные национально-культурные автономии татар –  Заиграевском районе, Мухоршибирском районе и г. Улан-Удэ. Три воскресные татарские  школы, четыре фольклорные группы «Аккошлар», «Шатлык», «Алмагач чачаклары», «Лаккитон», оснащенный татарский офис, кабинеты для занятий в Доме дружбы  народов.

–  А мечети есть у Вас?

–  Да. В  2011 году была построена Центральная мечеть г.Улан-Удэ.  Имам мечети, татарин выпускник КИУ Абдуссабур-хазрат Исламдин.

–   Сажидэ ханум,  по численности сколько татар проживает на территории Бурятии и в каких районах в основном?

–  Численность населения Бурятии  составляет 979 тыс. человек.  Из них на сегодняшний день татары по численности на 3 месте (8.671 тыс.), русские на 1   (631 тыс) , а буряты на 2  месте (287тыс), остальные украинцы, сойоты, эвенки. Татары всегда были активным, мобильным,  трудолюбивым  народом. Появление татар на территории Бурятии помогло налаживанию торговых и производственных отношений с Центральной России. Живя бурятских и русских деревнях, татары вступали в смешанные браки и легко учили местные языки, и буквально растворялись в этой среде, теряя свой родной язык и ментальность, даже вероисповедание.

В Бурятии всего 21 муниципальных районов. Сегодня татары проживают фактически во всех районах, особенно в Заиграевском районе, где недавно проводили  Форум татарских национально-культурных объединений Байкальского региона «Байкал-Джиен».

 – Не могли бы Вы подробнее рассказать об этом. Мне кажется это очень интересное мероприятие для проведения старинного татарского “джиена” необходима  этнографическая  площадка. Обычно по традиции  – это селение или кладбище. У нас, например, в  Татарстане,  где ежегодно проходит “джиен”,  это – древние Булгары.

– Джиенный порядок организации населения пришел в Поволжье вместе с древними тюркскими племенами, которые также проживали на территории Забайкалья и Прибайкалья, где до сих пор множество сел с тюркскими названиями: Татарский ключ, Курба, Джида, Ина, Куналей, Бичура, Нур-селение и многое другое. Местом проведения праздничного цикла джиена было выбрано село Старый Онохой Заиграевского района Бурятии, где хозяйка гостевого татарского домика Рашида Зайнутдинова встречала гостей татарским чак-чаком, угощала татарскими национальными блюдами и душистым  чаем из лесных трав и показала чудесные сувениры из татарской коллекции мастерицы. В Старом Онохое теперь в школе открыта музейная экспозиция татарского быта, есть дающий силу и красоту колодец («Ана кое» в переводе с татарского Колодец матери).

– Какие задачи Вы ставите при проведении таких мероприятий

– Для нас важно сохранение национальных, культурных традиций татар, популяризация их самобытного народного творчества.  Преемственность поколений через передачу традиционных духовно-нравственных ценностей татарского народа от старших к детям и молодежи. Повышение ресурсных возможностей и экономической устойчивости татарских национально-культурных объединений отдаленных регионов Сибири путем установления тесных контактов, укрепления межрегиональных связей, и продуктивного сотрудничества на основе древних джиенных традиций. Демонстрация успешных проектных практик Автономии татар Бурятии активистам татарских национально-культурных объединений и общин.

– Вам сегодня удалось продемонстрировать проектные работы на очень высоком уровне. Какие у Вас планы на ближайшие время?

– Создание ресурсного «Этно-центра Байкал».

-Сколько этно-групп  в Бурятии?

– Кроме нас,  Национально-культурная автономия поляков г. Улан-Удэ «Наджея», Немецкий культурный центр, Ассамблея народов Бурятии, Еврейский культурный центр, Армянский культурный центр,  Азербайджанский культурный центр, Эвенкийская автономия «Арун».  Мы хотим на базе Ресурсного Этно-центра регулярно проводить обучающие программы для руководителей, активистов этно-групп, заинтересованным структурам активнее продвигать национальные пищевые бренды, а именно халяль-продукции.  А главное, оказать содействие в формировании единого информационного пространства через телевизионные, радио и Интернет-СМИ Республики Татарстан для информированности общественности о татарах-мусульманах Байкала, Сибири, Дальнего Востока, России.

 

Студентка Российского исламского института

направления “Журналистика” Ляля  Хамидуллина

Фото:

m.prokazan.ru

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *