Пятница, 26 апреля, 2024
АктуальноеАналитика

Татарстан, татарстанцы и татарстанская идея.


Татарстан является одним из ведущих и динамично развивающихся регионов Российской Федерации. Достижения во всех сферах жизни внешне удивляет, а глубокое их понимание просто ошеломляет.

На пороге 90-х г.г. Татарстан ничем не отличался от других республик и регионов Советского Союза. Напротив некоторые республики и области являлись ведущими локомотивами экономики бывшего СССР.

С распадом СССР начинается новая эпоха в развитии республики Татарстан. Система рыночной экономики, которая была бескомпромиссно введена на всей территории бывшего СССР, приняла формы жесткого капитализма, порой доходивший до уровня «дикости».

В процессе естественного политического кризиса, руководство Татарстана проявило чуткость к изменившимся условиям. Оно отвергло все формы политического авантюризма, осознавая полную ответственность за судьбу своих граждан.

Оперативно предпринятые преобразования в правовом поле республики, создали условия для дальнейшей реформы социально-экономической жизни страны.

Сохраняя советскую архитектуру, как основу последующего развития, руководство добилось существенных успехов, как в экономической, так и в социальной сферах общественной жизни.

Политическая конструкция.

Политическая система Республики Татарстан характеризуется динамичным и гибким реагированием на внешние изменения, с умением впитывать все передовые достижения мирового опыта государственного строительства.

Несмотря на парализованность политических институтов федеральной власти вначале 90-х г.г., Татарстан видел свое будущее исключительно в пределах правового поля Российской Федерации, делая акцент на федерализм.

Ввиду этого последовательная и кропотливая работа с представителями федеральной власти закрепила договоренности о разграничении полномочий органов государственного управления и ведения дел с федеральным центром, что позволило обеспечить проведение реформ во всех сферах хозяйственной жизни, учитывая интересы всех граждан республики.

Скоординированная работа всех ветвей власти под непосредственным кураторством Президента Республики позволило выработать механизм оперативного и эффективного принятия решений как непосредственно в правительстве, так и на местах (в районах, городах).

Несмотря на изменения политики федерального центра, с жестким укреплением вертикали власти, Татарстан не стал бойкотировать новшества, он терпеливо и последовательно продолжал намеченные реформы, гармонично приспосабливаясь при этом к новым условиям.

Такая дальновидная политика обеспечила создание полноценной и самодостаточной системы, что вывело Республику в передовые ряды в Российской Федерации.

Экономическая политика. 

С распадом Советского Союза, на территории республики были сконцентрированы практически все отрасли народного хозяйства. Однако доля выпускаемой конечной продукции для потребностей населения не превышала и 20%. Строгая распределительная система советской экономики была не подготовлена к внезапному разрыву экономических связей республики с другими звеньями экономики гиганта, что привело к замедлению роста, а позже и к остановке многих предприятий страны.

Стабилизация экономики в условиях перехода к рыночным отношениям стала первоочередной задачей правительства республики. Экономические отношения рассматривались как часть целостной системы социально-экономической жизни страны, где каждый субъект экономики неразрывно связан с другими и его деятельность оказывает непосредственное влияние на все общество в целом. Экономическая политика проводилась как с учетом всех рыночных инструментов необходимых для полноценного развития отраслей, так и интересов социально-незащищенных слоев населения, за что и получила свое название «политики «мягкого вхождения в рынок».

Непосредственно в экономике ставилась задача повышение доли конечной продукции в общем объеме ВВП отраслей путем перепрофилирования, модернизации и реструктуризации предприятий народного хозяйства республики. Государственная поддержка товаропроизводителей, различные республиканские, а затем и федеральные программы развития отраслей оказали существенное влияние на зарождение на базе советской инфраструктуры, новой по своей специфике объединения комплексов кластерного типа.

В результате проведенных реформ:
– газификация городов и сельских поселений была практически выполнена;
– энергетические потребности республики полностью удовлетворены; существующие мощности энергосектора задействованы на 40-50%;
– выстроена законченная цепочка создания стоимости и локации нефтегазохимического комплекса в республики;
– преодолен застойно-кризисный уровень предприятий машиностроения и металлообработки, с объективной перспективой дальнейшего роста;
– полностью удовлетворены потребности в продукции агропромышленного комплекса с потенциалом экспортного роста;
– положительная динамика основных макроэкономических показателей предприятий оборонно-промышленного комплекса, расположенных на территории республики.

В целом в Республике создан самодостаточный механизм работы экономической системы готовой к дальнейшим преобразованиям и взаимодействию со всеми участниками рынка как внутри России, так и за рубежом.

Социальная сфера. 

Последствия введения системы рыночных отношений оказали разрушительное воздействие на все институты социальной сферы бывшего СССР.

Терпеливая и скрупулёзная работа руководства республики на протяжении первых 15 лет суверенитета вывела социально-экономическое положение в фазу «устойчивости и стабильности».

«Программа адресной социальной защиты населения Республики Татарстан» (1993г.) и «Программа социально-экономического прогресса Республики Татарстан» (1996г.) стали теми «подушками безопасности», позволившие довести начатые экономические реформы до логического конца.

Татарстан в числе первых среди регионов Российской Федерации предложил собственную развернутую, научно-обоснованную концепцию социально-экономического развития и реформирования общества, рассчитанную на долгосрочную перспективу.

Социальная поддержка нетрудоспособного населения сопровождалась всецелой поддержкой активной и предприимчивой части трудоспособного населения.

Таким образом, в социальной сфере Татарстан вышел на уровень развития, нацеленный на улучшение качества жизни населения, вкупе с успешным функционированием накопленного за эти годы человеческого капитала.

Татарстанцы и татарстанская идея. 

Татарстанцы, как региональная общность, сформировалась в результате тех неожиданных перемен и событий, которые выпали на долю народа после развала СССР.

Будучи наследниками советской гражданственности, в целом они оставались едины перед вызовами национализма и национал-шовинизма.

Советские идеалы героизма, самопожертвования, совестливости, трудолюбия, ответственности, альтруизма, открытости и образованности были тем пластом, сплотившие татарстанцев в трудные 90-е г.

Волна новых идей, захлестнувшая наше культурное пространство, после открытия идеологических границ, заставило переосмыслить идеалы, ценности и цели, вбирая самое лучшее и полезное, оставаясь при этом верным своим традициям.

Стремление к высокому во всех сферах жизни, забота о ближнем и слабом, сохранение природы для будущих поколений – это, те «три кита» татарстанской идеи, на которых возможно дальнейшее развитие Татарстана, как части всего российского социума.

Рустам Нугуманов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *