Пятница, 26 апреля, 2024
АктуальноеАналитикаОбщество

Россияне отказываются от телевидения в пользу Интернета

Российская аудитория предпочитает телевидению соцсети и мессенджеры как каналы передачи информации

Левада-Центр (от 05.08.2021) и ВЦИОМ (от 23.09.2021) представили данные опросов россиян, в которых были названы самые популярные источники информации в Интернете у населения на сегодня. Рассмотрим каждый из опросов и разберемся, что изменилось для наших соотечественников за последние пять лет.

Доверие к телевидению падает?

В отчете, представленном Левада-Центром от 5 августа, приводятся следующие данные о наиболее значимых информационных каналах для наших граждан. Согласно подсчетам, телевидение для россиян все еще является основным источником информации, несмотря на заметное сокращение его влияния. То есть, более чем за 5 лет аудитория, получающая новости в основном по телевизору, снизилась с 90% до 62%. Об этом говорит и статистика, приведенная 23 сентября Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Доля аудитории, потребляемая телевизионные новости, к сентябрю 2021 года снизилась уже до 47% — это те респонденты, которые узнают новости общественно-политической жизни страны и зарубежья в основном из центрального телевидения. Причем, согласно отчету Левада-Центра, уровень доверия к телевидению по сравнению, например, с 2020 годом снизился на четыре процента — с 50 до 46%. Наиболее активные телезрители — это респонденты старше 55 лет.

Частота просмотра новостей по телевидению снижается с каждым годом. Так, например, по сравнению с тем же 2020 доля аудитории телевидения как источника новостей в этом году снизилась с 44% до 34%. Это говорит о том, что его влияние снижается очень быстро во всех возрастных категориях, быстрее всего — среди россиян моложе сорока.

Как часто люди читают новости в Интернете?

В это же время для россиян все больше возросло значение Интернет-источников как каналов передачи информации, передает Левада-Центр. Также отмечается существенный переход аудитории в режим онлайн в период 2015-2020 годов, однако в 2021 году, по сравнению с предыдущим, интенсивность потребления новостной информации заметно снизилась. Так, аудитория телевизионных новостей этим летом снизилась с 44 до 34%, а Интернет как тот же передатчик информации используют всего 31% опрошенных. ВЦИОМ также приводит неутешительную статистику: всего лишь 21% респондентов, среди которых граждане старше 35 лет, пользуются Интернет-сервисами как каналами получения информации. Среди 35-45% молодежи, в отличии от населения постарше, выведен спрос на соцсети и блоги как источники информации. Примечательно, что 20% из них предпочитают «мониторить» новостные, аналитические и официальные сайты. Меньшая часть (4-5%) респондентов также рассказали о том, что предпочитают узнавать новости в мессенджерах.

На сайте Левада-Центра приведена подробная статистика аудитории Интернет-изданий как основных источников информации среди опрошенных россиян. К марту 2021 года доля пользователей, обращающихся к Интернет-изданиям, составила 41% (в основном их аудиторию составляют люди старше 40 лет). Если говорить не только о сетевых изданиях, то можно сказать, что опрошенные читают новости в социальных сетях ежедневно или хотя бы раз в неделю, в целом их число составляет более 55%. Наиболее активно для чтения новости соцсети используются молодежью, и с каждым годом число молодежной аудитории растет все быстрее: с 65% до 72% (возрастная группа — 18-24 года).

За последние 5 лет аудитория новостей в социальных сетях выросла с 23% (в 2016 г.) до 41% (в 2021 г.).

Социальные сети и мессенджеры как источники новостей

Левада-Центр отмечает, что продолжается рост потребления социальных сетей, самыми популярными из которых являются те, в которых преобладает визуальный контент. Так, по подсчетам, выяснилось, что наибольшие темпы роста за последние четыре-пять лет продемонстрировали такие соцсети, как «YouTube» (за этот сервис высказались около 37% респондентов), «Instagram» (34%), «TikTok» (16%). Лидером среди социальных сетей, предлагающих визуальный контент, для наших граждан является «ВКонтакте» (44%). Продолжает расти и популярность мессенджеров. Например, по сравнению с 2016 годом, когда приложениями для отправки сообщений пользовалась всего треть россиян, в 2021 году число пользователей достигло уже три четверти. Главными мессенджерами для опрошенных являются «WhatsApp» (более 64% россиян) и «Telegram» (21%) В общем же, согласно статистике ВЦИОМ, к сентябрю среди россиян наиболее используемыми социальными сетями и мессенджерами остаются «WhatsApp» (83%), «YouTube» (75%), «ВКонтакте» (61%), «Instagram» (53%), «Twitter» (44%), «Telegram» (42%), «Facebook» (37%), «Viber» (31%). На их фоне «Одноклассники» стремительно теряют аудиторию: популярность соцсети с 2016 по 2021 снизилась с 42% до 31%. Также стало известно, что за 2021 год популярность аудитории социальных сетей активно расиеи среди населения 50 лет и старше. Самыми быстрорастущими сервисами остаются пока что социальные сети, но и мессенджеры стараются им не уступать. 

Доля пользующихся социальными сетями на ежедневной основе, согласно Левада-Центру (и в этом случае речь идет не только о чтении новостей, а об использовании их в любых целях) составляет 55% россиян. 29% (от 18 до 24 лет) респондентов на социальные сети и мессенджеры тратят больше трех часов в день, 16% — 2-3 часа, 25% — от одного до двух часов, 19% — меньше часа, 9%— меньше получаса, отмечается во ВЦИОМ. Также ВЦИОМ в своем отчете предоставил топ-5 тем материалов, вызывающих наибольший интерес: новости (49%), политика (42%), образование (39%), юмор (37%), рецепты (36%).

Альбина Салимова, 3 курс Журналистики РИИ

Источник фото:

1k.com.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *