Воскресенье, 28 апреля, 2024
Новости

Как ребенку привить культурные ценности с помощью театра?

Как правильно выстроить процесс культурного воспитания ребенка и какую роль в этом может сыграть театр? Помогут в этом разобраться педагоги театральной студии детского творческого развития «Оперение».

Сохранять диалог

Говоря о проблемах воспитания, педагоги «Оперения» отмечают многое, на что стоит обращать внимание и родителям.  Есть определенная специфика работы с детьми. Не выстраивая ребенку строгих рамок, ему нужно задавать направление. Это происходит в процессе диалога, важность которого подчеркивает Наталья Отлетаева, директор и художественный руководитель студии:

— Наша работа кропотливая, и вне зависимости от специализации мастера, она складывается в большей части из общения. И это общение становится залогом того, что у ребенка растет самосознание, — это самое ценное. Если мы с этим справляемся — то это самая большая наша заслуга.

— Смысл нашей работы: не сделать из детей актеров, а приобщить их к культуре, – уточняет актер театра им. Качалова, мастер художественного слова и актерского мастерства Вадим Кешнер. — Наша цель — показать человеку, что такое хорошо, а что — плохо; на что нужно обратить внимание, а на что не стоит.

Кешнер уверен, что не стоит воспитывать ребенка бесконечными «нельзя». Гораздо продуктивнее оказывается поиск понятного детям языка. Он отмечает, что важно, чтобы ребенок понимал: от взрослых не только угроза и наказание будут, но и поддержка. Тогда это дает мир в коллективе и семье. Особенно сложен переходный, подростковый возраст. Это трудный психофизический период, который нужно преодолеть при доброжелательности и поддержке.

Доброжелательность в педагогике — это половина работы. Ты должен принимать человека, несмотря на все его прорехи, и в то же время быть требовательным. Тогда это способствует укреплению внутреннего стержня, — считает актер.

Избавиться от зажимов

К сожалению, у современного ребенка часто возникают проблемы именно в коммуникации, о чем рассказывает Рустам Фаткуллин, режиссер «Молодежного театра на Булаке»:

— Дети очень мало читают, переключая свое внимание на гаджеты. Ребенок замыкается в себе, своем виртуальном мире, и это очень серьезно сказывается на его способности общаться. Книга является важным средством развития личности. Безусловно, компьютеры это удобно, быстро, но это и формально. Это приводит к клиповости сознания, жесткому формату современного мира, стереотипности. Дети начинают упрощенно воспринимать мир, ограничиваться в проявлениях, и у них появляются зажимы.

Также, согласно мнению режиссера, театр помогает человеку в раскрепощении. Погружаясь в спектакль и забывая о том, что это постановка, зрителю приходится перестраивать себя, уходить от тех рамок, в которых он привык существовать. Это позволяет ему пересмотреть себя, свои зажимы, и, возможно, избавиться от них.

Касаясь темы зажимов, важно отметить, что они, как правило, становятся результатом неграмотного воспитания. Чуткость восприятия, тонкий уровень понимания, что так важны в культурном становлении ребенка, подразумевают качественную работу с детьми.

Приобщить к культуре

Почему именно театр часто выступает средством приобщения к культуре, дает импульс для развития и воспитания? Потому что он настолько заразителен в своем проявлении, яркости, проблематике, что это не может не вызывать заинтересованность. И потом — он действительно развивает. Ребенок начинает мыслить, принимать свое восприятие, сопоставлять — и тогда происходит рост.

Театр — это форма живого общения зрителя и актера, где первый  после просмотра спектакля может осмыслить заброшенную на размышление информацию. Он — тоже участник спектакля, сотворец, а значит важно, чтобы он был в тесной творческой связи с актером. Для этого ему необходимо обладать коммуникативностью, которую театр тоже развивает, — рассуждает Рустам Фаткуллин.

— Чтобы снова устроить креативный взрыв, приходится создавать условия с помощью театра. По сути, ничего нового не происходит, театр дает возможность человеку вспомнить самого себя: быть спонтанным, органичным, быть красивым, порой быть нелепым, – то есть быть разным. Это может идти в разрез стереотипам о том, каким должен быть человек, но желательно, чтобы человек был живым, настоящим, со своей историей, — констатирует Наталья Отлетаева.

Театр является хорошим источником эстетических ориентиров. К тому же, он становится средством ввода в искусство, потому что сочетает в себе музыку, литературу, изобразительное искусство. Это и делает его отличным средством приобщения к культуре.  Но процесс приобщения детей к культуре требует соблюдения и многих правил воспитания. Только тогда это станет залогом того, что ребенок будет расти инициативным, свободным, культурным человеком.

Автор: Блинов Юрий, 3 курс

Источник фото: teatrorel.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *