Марафон длиною в жизнь
Как много сокровищ скрыто в глубине человеческой души! Для меня Калуцких Лилия Факильевна была справедливым и настойчивым тренером по футболу. Но стоило нам погрузиться в разговор, как она открылась совершенно с другой стороны. Это поэтесса, философ, психолог и просто хороший человек.
–Как гандбол пришел в Вашу жизнь?
-Это было летом. Мы играли во дворе в снайпер. Мимо шла семейная пара. Ко мне подошла женщина и сказала, что я очень хорошо «выбиваю». “У вас в школе есть секция ручного мяча, – продолжала незнакомка – тренер – Наталья Васильевна Юсиц. Подойди к ней. Тебе нужно заниматься ручным мячом.”
C нового учебного года я записалась на гандбол. И уже через месяц началась моя спортивная карьера – Республиканские соревнования среди школьников. Кроме тренировок в школе, мы ходили по воскресеньям в Ижевский Механический Институт на тренировки старшей команды. С 8 класса я участвовала в соревнованиях за этот институт, поэтому еще с той поры относила себя к ИМИ и в составе команды этого института ездила по стране на соревнования.
–Как сложилась Ваша судьба в дальнейшем?
-После института я работала на велозаводе в г. Пермь, куда была направлена по распределению в качестве молодого специалиста в составе еще 11 человек. Но техническая профессия меня не смогла увлечь. После ухода из велозавода я пыталась найти себя. Работала организатором внеклассной работы среди старших классов в общеобразовательной школе, например. Лет с 30 я стала причислять себя к специалистам рекламы. В этой сфере проработала 16 лет. Это стало моей основной профессией. Пройдя все ступени карьерной лестницы, в итоге организовала свой небольшой рекламный бизнес. Тренерская жизнь тоже присутствовала. Я тренировала девочек 6-7 класса, используя багаж своих спортивных и воспитательных знаний. А в эти последние 7 месяцев (апрель – ноябрь) я играла в футбол мальчишками во дворе. Получилось это скорее вынуждено, но к моему удивлению, мальчики отнеслись ко мне с большой теплотой. Звали «Бабушка»- я же в платке (улыбается). Происходило это до приезда в Казань.
–Как вы начали тренировать девушек Российского Исламского Института по футболу?
-В Казань я переехала в начале декабря в связи с написанием научной работы. Спортивные кубки в фойе института за победы в волейболе, баскетболе, гандболе, восхитили меня уже давно, заметила их еще на вступительных экзаменах. И, решив, что занятия спортом прекращать не стоит, я отправилась к Ибрагим-хазрату – проректору по воспитательной работе, и предложила свои услуги в качестве тренера. Вот таким образом, я стала тренировать команду РИИ по футболу.
-Что ожидаете от своих учеников?
-Коллективизма. Я предполагала и ждала от молодежи большего сплоченности, большего понимания, что такое сознательность, поддержка, помощь, честь института. Народа ходит немного да и не регулярно.
-Как же тогда привлечь внимание?
-Это дело самих студенток. Вы сами должны подумать и найти решение как организоваться. Для того, чтобы организовать людей на тренировку, нужен основательный подход. Это еще и вопрос самоорганизации. Как все успеть?
Благодаря гандболу, в какой-то степени прошло становление моей личности, обрелось умение преодолевать себя, свое не могу и не хочу, саморазвитие в плане самоорганизации. В жизни это пригодилось. И теперь, когда бывают трудности, помогает опыт их преодоления в спорте. Он уже запечатлен в памяти: было тяжело, но ты же смог справиться! Это жизнь. И проблемы, которые она преподносит – это зачастую проблема, которую ты должен решить в себе! Чтобы все успеть пишите план, распорядок дня. Это очень помогает организоваться.
–Какие качества для вас являются главными?
-Я считаю важным в человеке правдивость, честность, порядочность, искренность и справедливость.
–Как действовать, когда видишь несправедливость государства?
-Наш материальный мир никогда не будет идеальным. Рая на земле не будет. И от государства ничего не жду. И это понимание пришло ко мне с приходом в религию. Я по жизни была человеком, который очень не любит несправедливость, низость и хитрость. И с начальством я могла активно спорить, доказывать, ругаться из-за несправедливого отношения. С приходом в религию я поменяла свои установки, мировоззрение. Государство никогда не создаст идеальных условий для людей. Человек должен на себе сосредотачиваться. И стараться помочь делом тому, кому способен помочь. Если ты видишь несправедливость к тебе и не способен повлиять на ситуацию – решай проблему в себе. Если хочешь сказать человеку, что он поступает нечестно, то скажи. Если кого-то обижают или кто – то нуждается, то помоги. Не будь трусом, не будь равнодушным. А критиковать правителей в соцсетях — это пустозвонство. Но надо стремиться, чтобы мысль и действия были созидательными, а не разрушительными. И помнить, что дела оцениваются по намерениям. А для этого нужно уметь в себе разбираться. А еще, как сказано, в Коране, ситуация не изменится, пока не изменится сам человек. Поэтому, чтобы ушла проблема, нужно изменится самому. Именно так достигается духовный рост.
-Как вы пришли к религии?
-К религии я пришла чудотворным способом. Конечно, нельзя обойти тот факт, что по маминой линии мои предки были образованные мусульмане, моя бабушка, например, была абыстай, молилась всю жизнь. Но мама и я прожили светскую жизнь. Мама начала молиться в 55 лет, я в 48 лет. Сейчас мне 52. Я начала читать Коран в 36 лет на русском языке. Я читала его периодически. У меня была тяжелая сложная жизненная ситуация, можно сказать, что я это делала от безысходности, без искренней веры. Поначалу тексты Корана вызывали во мне много возмущения. Так как я воспринимала их советской логикой, то виделось много «подхалимажа» к Богу. Однако краешком сознания признавала, что Бог есть, и что Коран — это религиозная книга. К своим 46 годам с 36 лет прочитала 9 раз в русском переводе. Обнаружила в нем очень много мудрых мыслей (вдыхает воздух). На тот момент у меня умерла мама. От нее остался намазлык, платки, платья, четки. Но о приходе в веру я не думала. И тут, под Новый год, прочитала в гороскопе, что мне неплохо в наступающем году изучить что – либо новое. И вспомнила, что можно бесплатно выучить арабский язык в мечети. Сразу после новогодних каникул пришла на занятия в мечеть. Беспокоило два вопроса: «Можно ли будет приходить на занятия в брюках?» и «А вдруг они будут принуждать меня к религии?”. Оказалось, что беспокоилась зря. Что интересно, уже через две недели я встала на намазы, хотя никто не принуждал. Хвала Всевышнему, мне на тот момент ничего не пришлось покупать. У меня все было(молчание).
Как белая в прическе прядь седая,
Березы ветка говорит о том,
Как скоротечна жизнь моя земная:
Сегодня молод, завтра погребен.
Пред вечностью бледнеют все обиды,
И меркнет кич нажитого добра,
И Богу не нужны мои победы,
Ему нужны поступки и дела.
–Планируете менять свой образ жизни?
-В связи с изучением религиозной литературы я пришла к выводу: человек должен в жизни иметь кроме светской цели, духовную цель. Почему? Человек не стоит на месте в своем развитии, он либо деградирует, либо развивается. Пока человек учится, отчасти его развитием занимаются педагоги. А в дальнейшем, он должен это делать самостоятельно. Речь идет о духовном развитии. Необходимо иметь духовную цель. И самосовершенствоваться – избавлять себя от недостатков, анализировать, уметь их находить. И ислам в этом очень большой помощник. Во время чтения Корана и размышления над его аятами, например, приходят ответы на многие вопросы. Общение с религиозными людьми очень многое дает.
В нас столько всего разного: и хорошего, и плохого, которое мы даже не осознаем. Каждый человек считает себя хорошим. И в своих проблемах, неудачах склонен обвинять людей, либо обстоятельства. А когда начинаешь заниматься собой с точки зрения духовного роста, то рождаются вопросы типа: «Я ведь хорошая, но почему тогда у меня так? Я ведь умная, но почему тогда у меня так? Через пост, через намаз, через прощение, через оправдание обидчика, через чтение Корана осознаются свои недостатки. И таким образом ты двигаешься вперед, развиваешь и очищаешь свой дух. Тебе уже не грозит деградация, не грозит попасть в зависимости. Как, например, ребята из реабилитационного центра, которые сейчас выбираются из ловушки ценой огромных усилий. А если человек будет изначально ставить перед собой духовные цели, он будет огражден от злобных неприятностей. Я не против материального мира. Потому что мы пришли в материальный мир, мы сами материальны. Мир послан нам Аллахом и мы, люди, предназначены для счастливого проживания в нем. И пользования материальными благами. Но у всего есть хорошая сторона и плохая «сторона медали».
-Что вы желаете молодежи?
-Я им желаю успеха. В светской жизни: образования, карьеры, достатка. Почувствуйте молодость, получайте больше здоровых впечатлений и ощущений от жизни. Увлекайтесь, влюбляйтесь, путешествуйте! Но (пауза), я им также желаю не забывать о духовном развитии, и гармонии между духовным и материальным. Будет просто замечательно, если они смогут жить в такой гармонии.
Человек должен найти свое предназначение. Каждый пришел в мир со своей задачей. И мы должны это понять. Все события в жизни – испытание. И хорошее нам испытание, и плохое тоже нам испытание. От того, как ты воспринимаешь происходящее, что пытаешься из этого извлечь, таковы будут последствия нашей судьбы. Даже в плохом можно находить позитивный смысл.
И вопреки людскому мненью
В проблеме может быть успех.
Она способна стать ступенью
К дальнейшему пути на верх.
Просто нужно увидеть в проблеме суть. Найти в ней позитивное начало. Понять зачем тебе это дано. А затем в себе что-то поменять. И при этом помнить, что, Всевышний дает неприятность, чтобы уберечь от чего-то еще более плохого. Не изменится ситуация, пока не изменится сам человек – меняйся, изменится и ситуация.
-Что для Вас счастье?
-Для меня счастье просыпать с утра и говорить: “Аузу биЛляхи мина шайтани раджим БисмиЛляхи Рахмани Рахим”. А потом чувствовать внутри груди благодарность Богу за новый день и за то, что он будет впереди, что в этом дне ждет. Почувствовать благодарность. Почувствовать. Не подумать, не поразмышлять над этим. А почувствовать. Это счастье. (Молчание. Улыбка). Счастье, когда гармония в жизни.
Жизнь человека лист на древе Бога;
Наступит миг пойдет небытие:
Красиво она прожита, убого,
Нам право не дано судить ее.
Любить мы можем, чтить ушедших память,
Грустить о тех, кто обречен страдать,
И добрыми делами род наш славить
Чтоб мог он рост свой к небу продолжать.
Лейла Бузанакова, студентка 1 курса направления «Журналистика»