Пятница, 26 апреля, 2024
АктуальноеАналитика

ТАТАРСТАН И ИСЛАМСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Ко дню Республики Татарстан

посвящается

Перед распадом Советского Союза, советская идеология оставила огромный интеллектуальный пласт, охватывающий все сферы человеческой жизнедеятельности. Исследования и достижения в областях социологии, психологии, экономики, политики, дипломатии, образования, медицины и других сделали ее самостоятельной, отличной от других, цивилизацией, затрагивающей интересы всего человечества. Огромный багаж знаний, сформировавший миллионы личностей и особый тип общественного мышления,  в одночасье был предан забвению, в результате беспрецедентной и агрессивной атаке западной цивилизации.

Эстафета «Истины, Добра и Справедливости», которую идея коммунизма подхватила после разрушительных войн Первой Мировой, а затем и Второй Мировой была выбита «из  рук» советского сознания, оставив в очередной раз человечество во мраке невежества, деградации и самоуничтожения.

Несмотря на губительность ситуации, истинные мужи планеты, представленные различными идеологическими направлениями, пытаются найти выход в то светлое будущее, которое заново наполнит жизнь смыслом, спокойствием и умиротворением. В пределах Российской Федерации это почетная ноша легла на плечи двух основных исторически сформировавшихся направлений: русско-православной цивилизации и мусульманской цивилизации.

Флагманом возрождения исламской мысли в России выступает Республика Татарстан, как правонаследница огромной мусульманской культуры эпохи Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. Являясь частью советской системы, Татарстан получил огромное интеллектуальное наследие, которое выступает серьезным подспорьем в деле возрождения Ислама, учитывая достижения современной науки. Это дает возможность переосмыслить весь спектр идеологических взглядов сквозь призму исламских ценностей, таким образом, вернуть интеллектуальный дискурс на здоровую и прочную платформу.

Сам процесс возрождения переживает несколько этапов, главные из которых можно выделить три:

1 этап – этап хаотичности (90-е годы);

2 этап- этап духовного поиска и самоидентификации (2001-2014);

3 этап- этап становления (2015-…).

Этап хаотичности характеризуется с одной стороны беспрецедентным старанием татарского народа в плане возрождения исконных традиций, которое вылилось в масштабное строительство мечетей, открытие различных курсов преподавания Ислама, издание религиозно-просветительской литературы, создание Духовного управления мусульман Республики Татарстан и, конечно же, открытие Российского Исламского Университета. С другой стороны, неожиданным и бесконтрольным наплывом в информационное пространство республики огромного количества  различных идей, взглядов, мыслей, понятий разнообразных направлений, верований, культур, традиций, которое привело к концептуальному переполоху, неразберихи, вылившиеся в ожесточенное противостояние различных не российских позиций с традиционной татарстанской веротерпимостью.

После 70-летнего духовного голода мусульмане Татарстана с восторгом восприняли невиданный поток исламской мысли с различных мусульманских стран, ибо считали их единым фронтом борьбы с невежеством, бездуховностью и нравственной деградацией. Наивная искренность ко всему «исламскому», впитанная любовью и терпением наших героев тоталитарного прошлого, с невиданной скоростью устремляла чистые сердца к познанию божественной истины. Проповедники Аравии, Сирии, Турции, Пакистана и Северной Африки с большим энтузиазмом приобщали своих братьев  из Татарстана к общемировой Исламской Умме, обогащая при этом сознание татарстанцев, своей национальной традицией, историей и культурой.

Возникшая смесь разношерстных идей породила дикую конкуренцию за право доминировать в обыденном сознании простых верующих, дистанцируясь, а порой агрессивно нивелируя скрупулезно и последовательно возрождающийся народный ислам.

Такой расклад привел к осознанию патовой ситуации, при которой возрождение пророческого Ислама столкнулось с опасностью потери не только национальной идентичности, но и присущей нашему народу исламской традиционности.

На втором этапе разворачивается настоящая борьба за умы и сердца, центральным героем которой выступает начальник отдела образования ДУМ РТ, ныне покойный Валиулла хазрат Якупов (Да смилуется над ним Аллах). Он единственный кто, используя научный инструментарий, предложил свою концепцию татарского ислама, краеугольным камнем которого является  приверженность татарского народа ханафитскому мазхабу. Столкновения происходят сразу в нескольких плоскостях. В традиционно-обрядовой сфере главный удар приходиться  на так называемые  семейные межлисы 3,7,40 дней, которые зарекомендовали себя как удачный и надежный, а где-то единственный канал передачи исламских ценностей татарской аудитории. В религиозно-правовой сфере была попытка ослабить и нивелировать фундаментальный для исламского права механизм извлечения шариатских решений, путем исключения таких инструментов как иджма (единодушное мнение ученых), кыяс (суждение по аналогии), истихсан (предпочтительное мнение) и урф-одат (традиции). Кроме того выдвигалось требование демонтировать саму систему правовых и теоретических школ, оставляя решение проблем на суд каждого отдельного мусульманина. Игнорирование законного права ханафитско-матурудиской матрицы на традиционное доминирование в Татарстане привело к осуждению и попытке бойкотировать празднования Мавлид-анНаби, Сабантуя, посещение исторических мест в Булгаре. В политико-социальной сфере у оппозиционно-настроенных движений абсолютно отсутствовало осмысление происходящих процессов, вся пестрота оценок являлось не больше чем калькирование политико-социальных шаблонов, распространенных в зарубежных мусульманских странах, в свою очередь пропитанные грязной конфликтологией западной политической системы. На фоне стойкого и последовательного отстаивания позиции ханафитско-матурудиской школы, усугубили ситуацию так называемые реформаторы, последователи евроислама. Очарованные западной культурой и опираясь на искаженную идею гуманизма и свободы, пропитанной ненавистью к любой форме религиозности – «как тормоза прогресса», они попытались перестроить исламское сознание, исключив из него  самое сокровенное и священное для каждого мусульманина, а именно – акты поклонения. Погружаясь в свои фантазии и иллюзии, реформаторы не стеснялись изрыгать вульгарную критику всему исламскому наследию, не только «размахивая» домыслами и упреками в адрес близких сподвижников пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует), но и решаясь на судейство поступков и высказываний самого Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует), и священных текстов  Творца. Дело дошло до того, что они взвалили на себя роль «создателя», определяя не только направление «кыблы», но и конструируя различные альтернативные формы поклонения. Естественно, такого рода спекуляции на чувствах верующих не смогли отклонить правоверных от избранного пути, но они создали путаницу и предубеждения в сознании той части граждан, которые пытались проникнуться пониманием истинности в религии Ислам.

Благодаря стойкой и слаженной позиции Руководства Республики и Духовного управления мусульман РТ была проделана колоссальная работа в образовательной и социальной сферах государственно-конфессиональных отношений, что помогло достойно пройти испытание и выйти на путь становления пророческого Ислама. Была выстроена многоуровневая система образования, включающая примечетские курсы – медресе –институт – академию, позволяющая подготовку кадров, владеющих не только основами религии и родной культуры, но и научной методологией, что серьезно повышает интеллектуальный уровень обучающихся и качество их исследовательской работы. В социальной сфере происходит реализация важных для всего общества исламских проектов и становление исламских институтов:

– координация работы и обмен опытом в сфере оказания психологической помощи гражданам на базе регионального отделения ассоциации исламских психологов;

-пополнение багажа научно-исследовательских работ по исламской тематике на базе журнала «Минбар» и ИД “Хузур”;

– религиозно-просветительная работа со всеми сегментами общества на базе исламского канала «Хузур»;

– организация паломничества в святые места Мекки и Медины на базе ДУМ РТ Хадж;

– создание механизма мониторинга халяльной продукции на базе Комитета Халяль.

Кроме того силами работников ДУМ РТ и просто активных верующих проводиться большая благотворительная работа со всеми социально-уязвимыми слоями населения.

Несмотря на плодотворную работу, татарстанцы еще не исчерпали свои огромный потенциал в деле возрождения Ислама.  Перед ними стоят задачи, решение которых позволит вывести традиционный ислам на новый уровень, не только не уступающий своим конкурентным формам в различных мусульманских странах, но и превосходящий их по качеству и по высоте мысли.

В концептуально-интеллектуальной сфере еще предстоит:

– определить место, роль и формы рациональности в исламской системе взглядов;

– восстановить принцип взаимосвязи «духовного» и «материального» в противовес христианскому классическому принципу «духовное исключает материальное»;

– зацементировать связь духовности с нравственностью и гуманностью, как фундаментальный принцип богобоязненности;

– вернуть утерянное место всеобщему закону причинно-следственной связи, как неотъемлемой части религиозного сознания верующих;

В образовательной сфере еще предстоит:

– разработать концепцию исламской психологии опираясь на принцип психофизического единства, делая акцент на сотворенность материи.

В социально-психологической сфере еще предстоит:

–  выработать психологическую модель поведения личности на базе ханафитско-матурудитской школы;

– сформулировать ханафитско-матурудитскую модель семейных отношений с учетом татарской традиции;

В благотворительной сфере еще предстоит:

– расширить масштабы бесплатных медицинских услуг и услуг горячего питания для социально-уязвимых слоев населения;

– содействовать распространению информации об аутизме и приобщению детей-аутистов к комфортному пребыванию в обществе, создавая специализированные игровые площадки, бассейны, центры досуга или просто предлагая волонтерские услуги семьям с детьми-аутистами, а также проводить на постоянной основе бесплатные курсы реабилитации для родителей детей-аутистов.

В сфере национальной традиции еще предстоит:

– осознать значимость работы по переводу литературы на старо-татарском  языке и организации курсов изучения старо-татарского языка, ибо именно взращивание  поколения со знанием старо-татарского языка является тем ключом, который позволит восстановить разорванную цепь культурной преемственности и вернуть былой статус татарскому языку.

За последнее десятилетие в мире произошли глобальные изменения. Кризис западной цивилизации ускоряет процесс духовно-нравственной деградации, а нежелание Запада смирится с этой реальностью, толкает ее на противостояние с другими цивилизациями, мешая им предложить свою альтернативу выхода из кризиса. Такая кичливость и надменность провоцирует череду конфликтных ситуации, погружая мир в еще более опасное состояние. Несмотря на исламское пробуждение, которое наблюдается во многих мусульманских странах, татарстанский опыт возрождения толерантного  ислама с его ясной методологией ханафитско-матурудиской школы, является реальной возможностью быть отправной точкой духовно-нравственной реабилитации не только на постсоветском пространстве, но и в ведущих мусульманских центрах Востока.

Рустам Нугуманов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *