Воскресенье, 23 июня, 2024
АктуальноеКультура

В Казани состоялась конференция «СМИ-онлайн: профилактика экстремизма в социальных сетях»

18 мая 2017 года в Казани в рамках Международного экономического саммита «Россия – Исламский мир: Kazansummit-2017» состоялась международная научно-практическая конференция «СМИ-онлайн: профилактика экстремизма в социальных сетях». На конференцию были приглашены свыше 20 федеральных и зарубежных журналистов наиболее влиятельных СМИ. Более 50 спикеров и экспертов обсудили в формате панельной дискуссии проблему информационного противодействия экстремизму в социальных сетях. Ученые с мировыми именами, лидеры российского мусульманского духовенства, а также  политические деятели помогли представителям СМИ разобраться в теме антипропаганды экстремизма и терроризма в сети Интернет.

Целью данной международной конференции стало обсуждение темы терроризма и ислама. А точнее, ответ на вопрос, как не допустить установления и закрепления в общественном сознании связи между религией и преступлениями, совершаемыми якобы в соответствии с религиозными предписаниями, о чем  сейчас так активно идет речь в социальных сетях. Ведь всем известно, что СМИ – это мощный инструмент, который оказывает огромное влияние на общественное мнение. Поэтому публикация материалов экстремистского характера может оказывать сильное давление на формирование общественного мнения. Журналист, в  свою очередь, обязан четко понимать, что перед ним лежит большая ответственность в освещении тем религиозной направленности.

Во время дискуссии были выслушаны доклады спикеров, которые пытались ответить на вопросы: Как бороться с экстремизмом в социальных сетях? Как могут поспособствовать этой борьбе СМИ? Как идентифицировать террористов среди сотен миллионов пользователей социальных сетей?

После официального открытия конференции, приветствия гостей и чтения священного Корана, свое видение на данную проблему обрисовал муфтий РТ Камиль Самигуллин.

– СМИ не просто освещают события, они формируют общественное мнение и картину дня. Социальные сети как средство массовой коммуникации усиливают свое влияние в этом вопросе и обладают гигантским потенциалом, предоставляя возможности для взаимодействия.  К сожалению, в социальных сетях исламский контент, несоответствующий традиционному исламу и распространяющий идеологию экстремизма и религиозной нетерпимости, генерируется блогерами-любителями. Благодаря этому у молодого поколения мусульман и представителей других религиозных конфессий складывается неверные представления о вероучении ислама. Еще Всевышний Аллах в Коране сказал, что каждую информацию, которую мы получаем, прежде чем обнародовать, нужно перепроверить и убедиться в ее достоверности, чтобы не навредить другим людям. «Будьте в числе правдивых в своих речах и деяниях и станьте праведниками» – говорил Всевышний.

Мусульманская умма не только России, но и мира должна воспитать профессиональных журналистов. Мы должны создавать профессиональное СМИ для того, чтобы формировать качественный, проверенный контент в социальных сетях, а также давать собственную оценку происходящему, учитывая взгляды и чаяния мусульман.

В рамках первого раунда, свой доклад озвучил представитель журнала «Коммерсантъ» Муса Мурадов на тему «СМИ и социальные сети как инструмент противодействия идеологии экстремизма»

– Я еще до сирийских событий беседовал с одним парнем, которому удалось вырваться из экстремистских рядов. Он был на Северном Кавказе в вооруженном подполье. Не совершив особых преступлений, он с помощью своих родственников и друзей выбрался оттуда. На тот момент парню было лет 19-20, студент московского вуза, спортсмен. Тем не менее он вдруг решил бросить столицу и уехал.

Мне было интересно, что его побудило это сделать, почему. Мы с ним беседовали часа три-четыре, пытаясь добраться до мотивации данного поступка.  Я спросил у него, где он получил исходную информацию, что ему нужно было следовать таким путем. Единственный источник, на который он сослался, – это лекции Саида Бурятского. Был такой идеолог на Северном Кавказе, русский парень, принявший ислам. Прослушав его проповеди, этот парень ушел в лес и был назначен дублером террориста-смертника, который взорвался в 2011 году в Домодедово. На случай, если у того не получится, этот парень должен был его заменить. Дублер, как у космонавтов. Я сказал ему, что я такой же мусульманин как и он, совершаю намаз, выполняю все предписания. А парень спокойно, хладнокровно мне заявил: «Биться пять раз в день лбом об коврик, не значит быть мусульманином». Тогда я спросил, а что в таком случае значит – быть мусульманином. Он ответил, что нужно идти по пути джихада и слушаться амиров. Если они скажут убивать мирных людей, тоже слушаться? Парень ответил, что приказы амиров не обсуждаются. Представляете, как он был зомбирован? В конце концов, его все же посадили за то, что он оказался в рядах террористов.

Они получали представление об исламе, джихаде только от экстремистов и больше ниоткуда. А знания и картину мира мы получаем из телевизора, газет и интернета. В связи с этим я задаюсь вопросом о том, что государство и СМИ делают для того, чтобы перебить эту пропаганду, – заявил Муса Мурадов.

Муса Мурадов отметил также, что он в течение долгих лет работал на Кавказе и изучал тему вербовки террористов. Он пытался найти истинные мотивы поступков смертников, которые совершают террористические акты. Журналист также привел другие истории, когда люди попадались на удочку экстремистов и шли на смерть.

После выступления первого спикера, свое мнение высказала главный специалист службы внешних коммуникаций RossiaToday  Анна Беликова:

– К сожалению, сегодня работа религиозных лидеров в интернете по сравнению с агитацией террористов отстает в разы.  Чтобы журналистам работать квалифицированно и грамотно касательно религиозных вопросов и в терминологических аспектах, нужна помощь квалифицированных специалистов, которые в этом разбираются. Но в социальных сетях никто, кроме грамотного богослова, не сможет рассказать человеку о Боге, как это сейчас делают террористы. Эти люди обладают потрясающими возможностями, и нужно это учитывать. Нельзя говорить только о том, что это оголтелые дикари, которые не обладают современными технологиями. Они работают через все возможные средства связи. Поэтому наш уровень работы в соцсетях, в интернете в разы отстает.

С позициями предыдущих экспертов согласился и  гость из Санкт-Петербурга, член международной экологической организации Дамир Володин.

–У меня есть некий посыл коллегам-журналистам. Вы говорите, что государство недостаточно ресурсов тратит на контр-пропаганду. Если посмотреть федеральные каналы, там сплошная пропаганда, их смотреть невозможно. Давайте не будем бояться это говорить. Это все часть одной продуманной логики. Если вы сегодня в условиях такой лжи вокруг будете пропагандировать мирный ислам, не участвующий в процессах, то молодежь вас не услышит.

– Мирного или не-мирного Ислама нет. Ислам – он один. Просто молодые люди должны получать представление о религии не от Бурятского, о котором я говорил ранее, а из первоисточников. Поэтому журналисты должны говорить словами грамотных богословов. Я это имел в виду, – ответил ему Муса Мурадов.

– Нужно читать в первую очередь Коран, там все ответы есть, без необходимости апеллировать к знающим людям. И если ответы на вопросы все же не находятся, то можно обратиться к старшим товарищам. Сегодняшнюю молодежь очень трудно обмануть, она чувствует правду сердцем. Поэтому есть очень простой прием: надо всем начать говорить правду и перестать ее бояться во всех ее проявлениях, – резюмировал Дамир Володин.

Со своим предложением к независимым экспертам обратилась журналист издательства “Иман” Рузана Хуснутдинова:

–Как правило, радикальный ислам исходит от неофитов, людей,  которые только пришли к религии. И такие люди чаще всего идут именно в мечети на поиск знаний. Светский же человек мечеть посещает больше по обрядовой функции, то есть для заключения никаха, либо для заупокойной молитвы. Я настоятельно рекомендую ДУМ РТ и муфтию РТ, в том числе, обратить пристальное внимание на работу с молодёжью в стенах мечетей и на тех, кто встречает молодое поколение. Можно создать отдельное движение в социальных сетях про ислам, которое было бы направлено на мечети, чтобы основы шариата в социальных сетях  получать не от друзей, а от представителей религиозных деятелей.

Я общалась с ребятами из Лондона, они мне рассказали, что мечеть для всех является как бы  втором домом. Туда приводят детей с малых лет и обучают  на постоянной основе. Это идет параллельно образованию в школе. Они не относятся к мечетям как к храму.

Люди, которые приходят учиться в мечети, получают знания, в основном, от старшего поколения, которым больше 60 лет. Неужели в мечети не могут прийти работать молодые специалисты, у которых иное, новое видение на Ислам.

Второй доклад был представлен  журналистом газеты «Новые известия» Саидом-Эмином Бицоевым. Тема доклада «Социальные сети – зеркало современного общества. Как радикалы используют углубляющийся социальный разрыв и протесты настроения молодежи»

– Сегодняшний контент социальных сетей их содержание, язык и тональность общения являются прямым отражением особенностей и разнообразия  общества. Все, что происходит в стране, находит свое отражение в социальных сетях. Это происходит быстрее, даже чем на телевидении или радио, это обусловлено тем, что каждый сейчас обладает гаджетами и прочими техническими новинкам. Если раньше в вагоне метро все сидели с книгами и газетами, то сейчас все сидят со своими телефонами. Следовательно, у нынешних пропагандистов и радикалов появился свободный доступ к общественному сознанию людей. Через социальные сети начали свое распространение материалы, экстремистского характера, которые навязывают молодежи негативные образы исламского мира. Из многочисленных и прекрасных сур Корана выдергивают отдельные цитаты, которые трактуют на свой лад и вызывают в сердцах молодого поколения  огонь ненависти к окружающему миру.

Саид-Эмин Бицоев отметил, что нет у нас ни какой антипропаганды против радикалов. Без участия государства никто из представителей религиозных учреждений не справится с этим. Так как для начала нужно изменить сознание людей, а потом уже переходить к решению проблемы терроризма.

Я уже сорок лет живу в Москве, и должен констатировать, что в Кремль муфтия приглашают один раз в год во время Рамадана. Но при этом патриарх   всегда рядом с Путиным. Возникает такое ощущение, что мусульман держат на дистанции. Пока мы не приблизим и не интегрируем  мусульман к власти в разных сферах, эта ситуация не изменится. Надо обращать внимание на растущее число мусульман – сказал Саид-Эмин Бицоев.

После данного выступления было много комментариев от коллег- журналистов, которые выступили со своими пожеланиями и предложениями по созданию общей платформы для представителей СМИ в целях объединения и поиска решений на все злободневные вопросы дня, в том числе экстремизма в социальных сетях.

Третий доклад, на тему «Профессиональная этика как средство борьбы с экстремизмом” был представлен журналистом ТК «Интер-Аз» Игбалом Рустамовым.

– Когда люди слышат слово “террор”, первое, что приходит им в голову, – это Ислам. Это из-за того, что западные СМИ не дают точную информацию об Исламе, они предоставляют лишь ту, которая будет им выгодна. Необходимо искоренить такую терминологию как «Исламский терроризм», «Исламский боевик», «Исламисты», данные словосочетания не  имеют ничего общего с терроризмом. Поэтому, когда люди слышат подобные формулировки, у них складывается стереотип, что Ислам – это экстремистская религия.

–Журналисты и духовенство должны выступать единым фронтом и придерживаться одной идеи. В этих рамках журналистам нужно плотнее сотрудничать с духовным управлением, потому что они стараются среди верующих формировать идеологию нашего традиционного, миролюбивого российского ислама. Но когда СМИ предоставляют возможность некоторым выступать с сектантскими идеями и ставить под сомнение, а правильно ли мы понимаем ханафитский мазхаб или это мазхаб Абу Ханифы, то у оппонентов Духовных управлений создается понимание, что они еще сами не разобрались, что есть правильное, – высказал свое мнение казый Казани Абдулла Адыгамов.

–Духовное управление, в первую очередь, должно само быть открытым для сотрудничества. Когда я звоню в духовное управление и представляюсь государственным СМИ, мне отвечают: «А мы по этому поводу комментарий давать не будем». Хорошо, я позвоню раввину, и он даст мне комментарий. Спасибо, уважаемые религиозные деятели от мусульман! – сказал руководитель отдела национальных проектов МИА «Россия сегодня» Радик Амиров.

Он так же отметил, что работая  пресс-секретарем в Совете муфтиев России, муфтият отправлял журналистов в хадж, и впервые российские СМИ получили снимки Мекки от них, а не представленные саудовской стороной. Он официально попросил имамов приглашать прессу в паломнические поездки, на пресс-туры, чтобы формировать хороший образ ислама и духовных управлений.

По итогам конференции ее участники приняли резолюцию, адресованную журналистам, и выявили для себя наиболее оптимальные решения по проблеме профилактики экстремизма в социальных сетях.

Эльвира Маликова 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *