Воскресенье, 23 июня, 2024
АктуальноеБудущему журналистуОбразованиеСпецпроект "Будущему журналисту"

Выпускница 4 курса Журналистики: «Развивайтесь в сферах, о которых вам интересно писать»

Вместе с журналистами газеты “Шакирд” запускаем серию интервью со студентами направления “Журналистика” Российского исламского института. Надеемся, что диалоги об обучении в институте помогут будущим абитуриентам сделать правильный выбор.

Сегодня наша беседа – со студенткой 4 курса направления Журналистика РИИ, Альбиной Салимовой.

  • Альбина, какие навыки вы получили за время обучения и какие пригодились на практике?

В Российском исламском институте преподаватели кафедры журналистики научили меня не просто азам новой профессии, они дали мне нужные рекомендации по написанию журналистских материалов, их уроки стали для меня без преувеличения «билетом в жизнь».

По предметам, связанным с основами журналисткой деятельности, мы узнали о жанрах периодической печати, научились писать материалы, искать и обрабатывать нужную информацию, освоили права и обязанности журналиста, а также изучили историю развития нашей специальности. Знания, которые мы получили за время обучения, в дальнейшем помогли нам на производственных практиках (которые мы проходили с первого по третий курс), где мы отрабатывали навыки написания журналистских текстов. Мы писали заметки, репортажи, корреспонденции, очерки, кто-то создавал видеосюжеты для телевидения, кто-то работал на радио. В общем, практика ограничивалась не только печатными изданиями, но и в Интернете, на радио и ТВ. Азам журналистской деятельности мы также учились и у работающих в изданиях журналистов. Как и наши преподаватели, в течении месяца они становились нашими наставниками, благодаря которым практика проходила намного легче и спокойнее.

Бесценные знания, которые вкладывают в студентов на нашем направлении с первого курса, успешно реализуются только при наличии ежедневной практики, дисциплины и усидчивости. Я думаю, что у меня, как и у одногруппников, и у других студентов нашего направления есть большой потенциал, который видят в нас в наши преподаватели. Конечно, его раскрытие зависит не только от сильного желания, но и от полученных и правильно усвоенных на парах знаний по определенным предметам.

  • Опиши самую яркую практику за время обучения в вузе.

На направлении “Журналистика” мы проходим практику три года – с первого по третий курс. По моему мнению, самая яркая практика за время обучения в ВУЗе была у меня на втором курсе, когда я проходила практику в редакции «Казанские ведомости».

В этой редакции я проходила практику во второй раз. Впервые я работала в «Казведе» на первом курсе обучения вместе с одногруппницей, с которой работала в этой редакции и на втором курсе. Вместе с ней в редакции мы освоили полезные навыки в написании материалов информационного жанра, прониклись трудовой атмосферой и, – что самое главное, – узнали много интересного о работе коллектива редакции. Вместе со своей одногруппницей мне удалось поучаствовать в пятничной «планерке», поработать непосредственно с журналистами редакции, и даже сняться в видео для ТикТок аккаунта «Казанских ведомостей». Хочется сказать, что в коллективе редакции довольно приятно работать, ведь он очень дружелюбный, а атмосфера сразу настраивает на нужный лад. Руководитель практики и наш редактор – настоящие профессионалы своего дела, с которыми было приятно работать.

Как и на первом курсе, мы выполнили задание редактора от новостного отдела, а если в них были какие-то ошибки, то на них указывал наш редактор. Кроме того, нашим основным заданием для прохождения практики на втором курсе была публикация материалов в аналитическом жанре – корреспонденция, статья, рецензия. Темы для написания мы предлагали нашему куратору практики, журналисту Лилии Шамильевне, благодаря которой мы познакомились с деятельностью редакции и другими журналистами. Один из таких журналистов, сотрудников редакции, помог нам с одногруппницей с написанием статьи. Также он помог нам с контактами экспертов, что очень помогло нам и за что мы были ему благодарны. Поиск тематики для аналитического материала проходил следующим образом: для поиска воспользовалась сайтом ВЦИОМ, после чего выбрала один из опросов под названием “Удаленная работа по-русски”. После согласования темы руководитель практики вместе с одним из коллег-журналистов дал рекомендации по написанию статьи. Для этого он предоставил нам краткий план статьи, по которому мы должны были идти, и которыми я пользуюсь до сих пор. В соответствии с рекомендациями я написала план аналитического материала, связалась с экспертами для получения комментариев, и в дистанционном режиме написала сам материал.

В конечном итоге, я выделила для себя важные рекомендации, которые я получила непосредственно от опытного журналиста, который работает в самой редакции.

Мною был написан всего один материал. Статья была опубликована в середине марта 2021 года. Да, была опубликована всего одна статья, но для меня работа в «Казанских ведомостях» была очень полезна, я приобрела ценный опыт в написании журналистского материала аналитического жанра. Считаю практику на втором курсе одной из самых ярких практик за все годы моего обучения.

  • Как бы ты охарактеризовала обстановку в вузе? На твой взгляд, какие есть достоинства и недостатки?

В Российском исламском институте я учусь с 2019 года. И вот уже наступил четвертый, последний, выпускной курс, заканчивается 2022 год. Хочу отметить, что мне, как светскому абитуриенту, сначала было страшно поступать в РИИ – с религией я была не особо знакома, с покрытыми девушками никогда не общалась, к парням с густой растительностью на лице всегда относилась с подозрением. Но дальнейшее обучение в институте дало мне кое-что понять.

Обстановка в вузе очень дружелюбная, в воздухе витает атмосфера доброжелательности. Студенты самых разных направлений и курсов в основном вежливы и приветливы, всегда помогут по мере своих возможностей. И парни, и девушки – мягкие в общении, добрые, толерантные. Я чувствую это каждый день, и нет смысла этого отрицать. Я на удивление, я действительно рада, что поступила именно сюда. В моей группе именно такие ученики. В нашем коллективе нет места фальши и лжи, нет места зависти и грубому общению. Мы, светские дети и мусульмане, прекрасно уживаемся друг с другом. Это невероятно, и сложно представить тем, кто не учится в нашем вузе.

Сама обстановка располагает к учебе и раскрытии своих талантов. Здесь я не чувствую какой-то скованности и боязни допустить ошибку, как это было в школе – над тобой здесь не посмеются, не оскорбят, потому что все всё прекрасно понимают, ставят себя на место других, тех, кому тяжелее и кому необходима помощь и поддержка. Помимо студентов, на нашем направлении Журналистики, замечательный педагогический состав, наши преподаватели – опытные практикующиеся журналисты – настоящие профессионалы своего дела. Мы получаем журналистские знания из первых уст, наши преподаватели помогают нам совершенствоваться и с пониманием относятся к нашим практикам. Но в других направлениях замечательные педагоги. На теологии, лингвистике и исламском праве тоже преподают веселые и отзывчивые учителя, которых действительно интересно слушать. Всегда вежливые, дружелюбные, они никогда нас не игнорируют, помогают, если требуется какая-то помощь.

В нашем вузе, что, несомненно, я считаю плюсом, устраивают интересные бесплатные встречи и мероприятия. Всё для того, чтобы приумножить знания любого желающего человека об исламской религии. В вузе даже бесплатно обучают иностранным языкам. Замечательно то, что людей обучают ценным знаниям бесплатно, а не сотрясают с них деньги. Для студентов-журналистов тоже проводятся интересные мероприятия – выездные посиделки, конференции, участия в конкурсах, встречи с именитыми журналистами. Всё это заставляет как-никак принимать участие в жизни института, благодаря чему чувствуешь свою важность и не чувствуешь себя бесполезным и бесталанным.

Ценность обучения в нашем вузе я осознала только на четвертом курсе. Но я действительно рада здесь находиться. Потому что здесь учатся и преподают прекрасные люди и нет атмосферы «желчи». Это очень контрастирует с тем, что происходит в светских учебных заведениях.

  • Какой предмет тебе запомнился больше всего и чем?

Все предметы, которым мы обучаемся, одинаково важны и хороши. Но у каждого студента рано или поздно появляется предмет, который занимает особое место в его сердце и журналистской практике. Он может появиться и на первом курсе, осознание его важности может прийти и на четвертом или пятом курсе. Мне нравятся все предметы и то, насколько качественно их преподают. Но если выделять предмет, который запомнился больше всего, я бы хотела выделить предметы «Профессиональные творческие студии», «Рерайт и профессиональное редактирование» и «Творческий практикум». Эти предметы вели у нас на третьем курсе журналисты Оксана Игоревна Бирюкова и Лэйла Ранасовна Гараева.

Эти предметы, хоть и шли раз в неделю, мне прежде всего запомнились заданиями, за которыми шли ежедневные практики. Вместе с Оксаной Игоревной мы учились и учимся до сих пор писать материалы разных жанров, которые публикуют в социальных сетях – такие тексты можно назвать «блогерскими». В электронной газете ВУЗа – Шакирде, – а также в группе в ВКонтакте, мы публиковали тексты самых разных направленностей – сторителлинги, зарисовки, рассказы, рерайты, аналитические материалы со статистикой, создавали лонгриды, делали интересные подборки и снимали видео, многие из которых набирали по несколько тысяч просмотров. Мы тренировались и продолжаем тренироваться в написании материалов каждую неделю. Это очень полезная для нас практика, на этом предмете дается довольно много замечательных рекомендаций, имеющих практическую значимость.

На предмете «Творческий практикум» вместе с Лэйлой Ранасовной мы познакомились с работой в программе «Адоб Индизайн». В нем студенты осваивают проектирование макетов, связанных с версткой газет и журналов. Мы изучили самые основы, которые также были для нас очень полезны и сопровождались еженедельной практикой. Я попробовала себя в роли верстальщика, и, кажется, у меня действительно получалось. Я успела создать несколько таких макетов – газету, журнал, буклет, плакаты – и мне очень нравится этот предмет в том плане, что здесь как ни на каком другом предмете проявляется моё дизайнерское чутьё и чувство стиля. Я горжусь своими первыми шагами в верстке. Проектирование в «Индизайне» доставляло мне настоящее удовольствие. Могу отметить в положительном ключе все уроки, которые нам давались. Мы занимались версткой и одновременно слушали лекции от преподавателя, а затем дома пробовали создать журналы, газеты, плакаты и буклеты в своем собственном дизайне. Это было очень познавательно и весело. Надеюсь, что и дальше продолжу осваивать программу «Индизайн» и оттачивать своё мастерство в вёрстке.

  • Альбина, в какой сфере ты хотела бы развиваться дальше?

После выпуска из института я не хочу останавливаться на одной специальности, планирую двигаться дальше, открывать новые горизонты и развиваться в любимой или новой для себя сфере.

Одной из таких сфер для меня является история. Я начала интересоваться историей, в частности, историей Великой Отечественной и Второй мировой войны в четырнадцать лет. Эта сфера меня привлекает до сих пор. Мне очень нравится изучать художественную литературу, научные труды, различные дневники, свидетельства очевидцев, показания, комментарии враждующих сторон, смотреть художественные и документальные фильмы, слушать лекции и подкасты, связанные с войной. Я не могу объяснить, в чем причина такого интереса, но глубоко внутри я чувствую, что для меня это очень важна. Ничто не изучается мною с такой внимательностью, и мало кто знает, что сохранение исторической памяти занимает особое место в моем сердце.

Сегодня очень важно сохранять память о прошедшей войне, и я, как журналист, прекрасно это осознаю. Я бы хотела изучать как можно больше исторических справок и документов, побывать или поработать в местах исторических памятников, в съемочных павильонах, архивах, чтобы прочувствовать всё изучаемое вживую. Человечество должно осознавать, чьи усилия стоят за миром, положение которого сегодня и так очень шаткое. Никто не должен допускать того, чтобы вчерашние братские народы уничтожали друг друга из-за политических, национальных или иных других принадлежностей. Жить ради сохранения мира и борьбы с разными проявлениями ксенофобии, по моему мнению – одна из главных целей, ради которой журналист занимается творчеством.

  • Что бы ты сказала тем студентам, которые сейчас учатся на направлении “Журналистика”?

Развивайтесь в сферах, о которых вам будет интересно писать.

Интересна история – пишите об истории. Интересна экономика – пишите об экономике. Политика, религия, криминал, спорт, культура, машины, мода, биология, сельское хозяйство или животноводство – пишите о том, к чему вы чувствуете страсть и о чем бы хотелось рассказать своей аудитории.

Изучайте и практикуйтесь больше. Узконаправленность в журналистике позволит вам стать более востребованным специалистом на рынке. Конечно, можно просто научиться уметь писать журналистские материалы разных жанров, но намного ценнее, когда журналист детально разбирается в определенной области. Именно тогда работа превращается в удовольствие. У вас появится возможность получать гонорары за то, что вам действительно интересно, а не браться писать через силу текст на тему, которую вам совсем не нравится.

  • Что бы ты сказала тем, кто хочет связать свою жизнь с этой профессией?

Я бы посоветовала определиться с тем, ради чего человек вообще хочет на журналистику. Во всём должна быть своя цель. Вы должны знать и понимать, что хотите донести своей аудитории.

Павел Шеремет, бывший ведущий «Первого канала», говорит, что одно из составляющих миссий журналистики – коммуникативная, и с этим нельзя не согласиться. Журналисты помогают различным группам из различных сфер жизни – от культурных до профессиональных и политических, – вступать в контакт друг с другом для заключения общих идей, целей, планов, которые они достигают по мере своей возможности. Журналисты каждый день помогают своей аудитории понять, как им действовать сегодня и что их ждет завтра.

Журналистика – важная профессия в том плане, что она является связующим звеном между разными обществами, и даже может его контролировать или направлять его деятельность в определенное русло. Не зря ее называют «четвертой властью», и этот факт глупо отрицать. Словом можно оживить, можно убить, с помощью слова можно изменить вектор направления общества, с помощью слова можно бороться и управлять читателями, зрителями, слушателями. А журналистика как раз и есть словотворчество. Поэтому тем, кто хочет связать свою жизнь с журналистикой, нужно определиться, что для вас в приоритете – служить обществу и бороться с несправедливостью, или вершить человеческие судьбы одним материалом и манипулировать своей аудиторией. Слово – ваше оружие, а цель – это смысл вашей деятельности, не потеряйте его, чтобы не разочароваться в журналистике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *