Понедельник, 29 апреля, 2024
Новости

Имам-хатыб Уразов: “Все началось с курсов Ислама”

Людям всегда будет интересно, как человек приходит в Ислам. Мы побеседовали с имам-хатыбом Пермского края Артуром Уразовым о его жизненном пути, о том, как становятся тем, кто заслуживает огромного уважения и почтения, ведь не каждый в силах взять на себя ответственность за людей перед Всевышним.

– Как вы пришли в сферу духовной деятельности? Сколько лет потребовалось, чтобы стать имамом?

– В первую очередь, это заслуга Всевышнего. Мой путь к этому начался еще в молодости, когда я учился на географа в Перми, а в выходные по возвращению домой посещал воскресные курсы в Барде. Во время посещения курсов мне выпала возможность познакомиться с имам-хатыбом и приблизиться к Исламу. На начальном этапе мне приходилось брать себя в руки и совершать намаз, но со временем эти действия превратились в привычку и направили меня в нужное русло. С годами мое отношение и любовь к религии росли, пока не подтолкнули меня к решению поступить в РИИ. Перед поступлением я твердо знал о своих намерениях, что хочу получить от данного учебного заведения. Учился на теологическом факультете по направлению «Управление и экономика». Период учёбы протелел незаметно. После получения диплома в 2017 году мне пришлось переехать, так как других вариантов работать по своему направлению не было.

Тогда я уже был женат, и моя супруга оканчивала обучение на очном отделении в Перми. Во время переезда я получил весть о том, что имам-хатыб в нашем городе тяжело заболел и больше не в силах продолжить работу. Не долго думая, я решил вернуться в Барду с дипломом, но перед этим прошел дополнительные курсы в Уфе, а по возращению в Барду стал имамом в мечети. Получается, я потратил примерно 7 лет, чтобы осуществить свои стремления. Но это не повод остановиться на достигнутом, так как человек должен развиваться каждый день, особенно когда этого требует мое положение.

– Должен ли имам знать арабский?

– Да, определенные знания должны быть. Так как без знания языка невозможно читать Коран.

– На каком языке вы разговариваете с людьми в мечети?

– На татарском.

– Какова иерархия служителей в мечети?

– Есть собрание Махалля – это высший орган, который решает важные для прихожан вопросы. Далее в рамках собрания есть совет Махалля, исполнительный орган. Понятно, что в составе совета Махалля есть председатель совета и имам-хатыб. Есть Муэдзин, он издает пять ежедневных призывов к молитве в мечети. Есть Казначей — отвечает за пожертвования, которые получает мечеть.

– Как выстроено взаимодействие всех, кто служит в мечети?

–  У нас все построено на взаимовыручке. Например, в совершении пятикратного намаза выручает Муэдзин. Также есть другие молодые люди, отучившиеся в казанских медресе или РИИ, они тоже проводят пятикратный намаз и читают азан. Это в случаях, если Муэдзин заболел или есть  срочные дела. Обычно все хозяйственные дела решаем вместе, а документационную часть – на собраниях.

Есть ответственные за собрания, участие в субботниках. В конце пятничного намаза делаем объявление. Большинство  участников дают объявления в газетах и на просторах интернета, призывая людей поддержать субботник, кто-то приглашает лично. В итоге на субботник собирается 15-20 человек.

Муэдзин обычно отвечает за инвентарь, а на имаме – определение и объявление субботнего мероприятия, беседа с благотворителями, которые желают помощь в этом деле, и взаимосвязь с администрацией.

– Кто оплачивает ваш труд? Кто ухаживает за мечетью?

– Содержание мечети полностью осуществляется на пожертвованиях прихожан и людей- благотворителей, которые периодически ради Всевышнего жертвуют средства. В нашем округе таких людей много.

– Что вы можете сказать о людях в вашем округе? Есть ли среди людей верующие? Ходят ли в мечеть ? Держат ли пост?

– Хочу сперва отметить важный момент: наша мечеть одна – из старейших в Пермском крае, функционирует с 1903 года. Людей обычно много, особенно в пятничной молитве. Понятно, что пандемия сильно повлияла на посещаемость. Но даже сейчас, несмотря на сложные условия, собираются 30-40 человек. Раньше средний возраст прихожан составлял 60 лет, сейчас 45-50 лет. Процент молодых от 35 до 40 лет повысился. Раньше таковых было 20%, сейчас 40 %.

– Все люди соблюдают предписанные правила?

– Не могу сказать, что все. Например, по состоянию здоровья не каждый может держать пост, даже среди молодых встречаются такие люди. Но среди них есть те, которые пятикратно совершают намаз, а есть такие, кто по своему желанию посещают мечеть и пропускают ежедневные намазы.

– Есть мнение, что Ислам помогает сохранению традиций. Каково ваше мнение?

– Главные наши праздники – Ураза-байрам, Курбан-байрам и священный месяц Рамадан. Люди делают праздничные пожертвования в честь Ураза-байрам, начала Рамадана и в честь Маулида. С нашей точки зрения, это благородно – расходовать заработанное ради Всевышнего. Очень много традиций распространено по поводу садака, но мы считаем, что садака необязательна. Если это как-то затрудняет жизнь человеку, то лучше позаботиться о семье, о детях, о внуках.

– Какие планы у вас на будущее?

– Очень хочется увеличить возможности мусульман, для того, чтобы помогать развитию бизнеса, открыть исламские кредитные организации, повысить доступность субсидий, создать страховые фирмы. Это непросто, надо думать над реализацией этих замыслов. А нынешнюю молодежь, тех, кто старается развиваться в данном направлении, поддерживать и направлять. Скоро в Бардымской мечети заработает медресе и филиал среднего учебного заведения. Планируем получить лицензию в Перми и открыть религиозные курсы по основам Ислама.

– Благодарю за интересную беседу.

Флорида Тимганова, студентка 1 курса направления журналистики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *