Александр Шагулин: «Главное для журналиста – это широкий кругозор…»
Студенты направления журналистика РИИ посетили редакцию газеты БИЗНЕС-Оnline и побеседовали с редактором новостей Александром Шагулиным о секретах журналистского мастерства и тенденциях развития сетевых СМИ
– Когда Вы учились в вузе, как вы себе представляли работу журналиста и какая часть ваших одногруппников продолжила журналистскую деятельность?
– Из моего выпуска, а это около шестидесяти человек, всего семь человек работает по специальности. Мы думали, что журналист — это человек, который может красиво написать статью, грамотно сформулировать свою мысль. А в жизни самое главное информацию раздобыть. Когда бывшие школьники приходят на факультет журналистики, у них искаженное, романтическое представление о профессии.
– Какими основными качествами, по вашему мнению, должен обладать журналист?
– Самое главное, что требуем мы при приеме на работу – это наличие широкого кругозора. Также мы хотим, чтобы наши сотрудники обладали творческой смекалкой. Это важно, потому что конкуренция на рынке информации велика. К читателю нужен свой подход, материал должен быть максимально удобным и практичным для аудитории.
– При приеме на работу экзаменуете ли вы кандидатов, если да, то как, и берете ли вы студентов на практику?
– Если студенты талантливые, берем, особенно летом, в период информационного затишья. Бывший редактор Lenta.ru Г.В Тимченко рассказывала, как она экзаменует людей, которые приходят к ней трудоустраиваться. Она спрашивает: «Кто такая Мадлен Олбрайд ?» (это первая женщина госсекретарь США). Вот такие, можно сказать, «маркеры», которые позволяют узнать уровень кругозора соискателя на должность корреспондента. Кандидатов, которые приходят к нам трудоустраиваться, просим обозначить информационную повестку дня, также важно, чтобы они знали персоналии. Есть такие личности, которых журналисту необходимо знать в лицо, приблизительно знать их биографию – это чиновники, общественные деятели, которые формируют информационную повестку дня.
– Вы планируете работать в таком формате как лонгрид?
– Это потрясающая вещь но, к сожалению, очень дорогая. Здесь все на самом деле упирается в «кадровый голод», мы бы с радостью, просто нет специалистов, которые на должном уровне в настоящее время в Казани могли бы это делать.
– Мы видели, что у вас есть отдел адаптации контента к соцсетям. Как он работает и зачем он нужен?
– Продвижение в соцсетях важно для СМИ. Мы вчера сидели, обсуждали, как можно использовать сторис в Инстаграмме в плане информирования читателя. То есть, новости могут быть сейчас абсолютно везде, так как мы проводим большое время в соцсетях. Мы стремимся к тому, чтобы из соцсетей чаще переходили на наш сайт с помощью ссылок.
– Известно, что зарплата журналиста зависит от количества знаков, но расследование не может дать таких сиюминутных результатов, как ежедневные новости. Как оцениваются такие материалы?
– В этом случае оценка зависит не только от скорости и количества но и от качества и глубины, на которые человек «копал». Есть отдел расследования, в котором могут месяц вести какое-то дело, трудоемкое, как детективное агентство. Если мы видим, что журналист потратил много времени и труда, то он будет вознагражден.
– Есть ли у газеты БИЗНЕС Оnline корпункты?
– У нас есть корпункт в Москве, там работает пять человек. Есть в Набережных Челнах, там работает шесть человек. Есть корреспондент в Крыму и Санкт- Петербурге. В настоящее время еще планируем открыть представительство газеты в Уфе.
– Как Вы считаете, в РТ есть определенный информационный вакуум, связанный с тем, что учредителем большого количества СМИ является структура РА “Татмедиа”?
-Я так не думаю. В последнее время ситуация поменялась, появились независимые игроки на нашем республиканском рынке.
Рустам Алтынбаев