Пятница, 26 апреля, 2024
Литературное творчество

Челны-Пятигорск.

Мы с другом решили поехать автостопом на юг. Отправной точкой был спальный город, основанный для строительства КамАЗ, застроенный бетонными пятиэтажками, Набережные Челны, конечным пунктом был город- курорт, усыпанный цветами и с декоративными фонтанчиками, место дуэли Лермонтова, Пятигорск.

Первый город, пролегающий через нашу карту, был Нижнекамск. В него мы заезжать не стали, так как бывали в нем не раз, однако, на вид этот город довольно ухоженный, благоустроенный и со свободными проспектами. Но как же сильно валил дым из этих грохочущих, съедающих облака, деревья, дома, зловещих труб. Их можно увидеть далеко до заезда в город. В общем, город- трудоголик, занимающийся нефтехимией и энергетикой.

Дальнейшей крупной точкой была Самара, а за ней Тольятти и Жигулевские горы. В Самаре водители  долго отказывались подбирать попутчиков, однако, вскоре остановился черный джип с затонированными окнами. Медленно спустив окна, водитель взглянул на нас сквозь такие же черные очки; не снимая их, поинтересовался, куда мы едем, пригласил нас пройти в свою «берлогу». Казалось, всё в этом человеке было уверенным(об этом говорило минимальное количество движений, его стиль и классическая музыка). Проезжая Самару, он поделился с нами об идеях своего третьего бизнеса( хотя мы и не интересовались этим), рассказал, как слетал в Китай пару недель назад, при этом он ехал со скоростью 180 км/ч, а когда мы  предупредили его о камерах, он лишь показал жест «ОК» и медленно улыбнулся, не снимая очков. Вот такая она, Россия. Уверенная, загадочная и «затонированная». Самара, город аллей и парков. Все здесь замечательно, однако попахивало советским союзом, то ли от домов, сорокалетней давности, отживающих свой век, то ли от цветных, радужных и потускневших зонтиков, служащими местом тенька для бабушек, продающих укроп на бульварах. Старый «Куйбышев», несмотря на свою пятисотлетнюю давность, имел многочисленные вышки, отливающие на солнце сребристым цветом, похожими на небоскребы, торговые центры «Аврора», «Космопорт» и даже реверсивное движение на дорогах. В целом же, по вечерам, случалось странное событие, что город накрывало туманом. Жить можно, но ощущение меланхолии от старости и долготы тянущихся дней придется нести с собой.

Тольятти. Это почти самый нежизнеспособный город, который мы видели в Самарской области. Постоянные ремонтные дороги, пыль, въевшаяся в серые лица людей; оторванные куски железа, бетона и картона лежали по всему городу, и, казалось , никого это не беспокоило, все мирно ехали на работу, слушая радио «Август» и «Бизнес fm». Ничего бы не приукрасило этот большой город, с населением 700.000, но Бог не обделяет ничего на этом свете, возможно, поэтому возле города расположились река Волга и Жигулевский государственный природный заповедник, а далее и город Жигулевск.  Это Молодецкий курган, имеющий высоту 242 метра, сами Жигулевские горы, с отвесными зелеными скалами, высотой 381 метров. Ранее он носили название Печенежских, далее Девичьих гор.  Столь живописный вид может ощутить лишь путник, соскучившийся по прекрасному, уставший от вида скудных архитектурных построек советского периода. Зеленая долина объяла горы целиком, влажный и свежий воздух, несущийся с ветром наперегонки, так, фауна Жигулевской возвышенности включает в себя более пять тысяч видов животных, а изобилие грибов, таких как вёшенки, маслята, опята не дают покой ждущим сентябрьских дней грибникам.

Следующий пункт- Саратов. В нем мы пробыли недолго, но казалось, что этот город будто выжженная фотография, несущая с собой память. Население -полтора миллиона. Все эти города были схожи между собой обилием православных церквей и отсутствием мечетей, красивыми набережными и безвкусными надписями на магазинах, стариками, пьяницами, беззаботными детьми и богачами, с нулевыми номерами на машинах. Промышленность в стиле ретро.

Волгоград. Город-память, город- протяженность. «Родина- мать зовет!» виднелась издалека, словно статуя свободы в Америки и Эйфелевая башня во Франции. Город отличается от предыдущих, прежде всего, населением. Оно более радушное и тепло встречающее туристов. У них как-то всё попроще. Проще ландшафты, но колоссальнее. Проще лица людей, но светлее. Это всё объясняется тем, что приближаясь к кавказским краям, в местности начинают преобладать такие нации людей, как грузины, армяне, азербайджанцы. Их гостеприимства хватило бы на всех грустных людей в мире. И, возможно, их присутствие растопило сердца волгоградцев. Прогуливаясь по городу, можно увидеть, как частные деревянные дома расположены наряду с многоэтажками, и это выглядит красиво. Повсюду росли спелые плоды на деревьях. Первое, что нас порадовало- это инжир. Нам, татарстанцам, не хватает этого фрукта порой. Когда перемалываешь зернышки инжира, невольно смакуешь и зажмурив глаза, мурчишь как кот. Яблони, деревья с грушами и прочие фрукты задевают лица горожан своими ветками. Протяженность города- сто км по прямой, чтобы вы понимали, как трудно добираться волгоградцу с начала города до конца, ему надо переждать ровно 99 светофоров! Так как мы были с рюкзаками, возле нас остановился огромный автобус с дагестанцами, которые ехали домой  с Москвы уже который день. Увидев нас, они сразу предложили подвезти, что было неожиданно, ведь обычны мы стояли часами у дороги и автостопили с поднятой рукой. Как только мы зашли в автобус, они предложили нам прохладный чай, Колу, кофе, конфеты, печенье. По пути рассказали историю своей жизни, разузнали о нашей, громко пели песни, а водитель, кажется, и не уставал вовсе за все дни поездки. Казалось, что вождение для него- не работа, а радость. К слову, мы ехали с открытой дверью автобуса, что было естественно опасно, однако весело! Женщины в хиджабах сидели в жаркой части автобуса, но никто из них не жаловался.

Мы приблизились к границе с республикой  Калмыкия. Нас сразу охватил песчаный пыл дорог, удушающая жара, въедающаяся в глаза и горло. Полицейские осматривали практически все крупногабаритные машины. В ближайшем поселке Цаца нам пришлось выйти, потому что далее нам было не по пути. Это был по-настоящему другой край. Здесь было все иначе. Больше тепла, как в физическом, так и в духовном смысле. Громко разговаривающие мужчины размахивали руками, споря о чем-то, попивая мятный холодный чай с грузинскими блюдами. Нам все предлагали свою еду, развлечения и все по- дружбе. Такое близкое и братское отношение было для нас впервой. К тому времени мы поменяли, может быть, двадцать машин. Проезжая Калмыкию, было заметно, что эти края пустуют. Было невыносимо душно в машине, а за окном еще хуже, так что дилемма состояла в том, ехать ли нам с открытыми окнами, но задыхаясь колючим песком или вариться в машине с закрытыми окнами. Калмыкия-  самый песчаный край, в котором мы были. Повсюду  лишь скот да пустые выжженные поля, где-то стояли дома в виде юрт с заостренными концами, заброшенные, покрытые плесенью и подвергшиеся эрозии заводы с выбитыми стеклами и с ржавыми стенами. Ржавчина распространялась по этой местности со скоростью ветра. Деревьям не хватало влажности, они погибали и мучились, это были засохшие скелеты деревьев и даже долгий дождь не восстановил бы их состояние. Козы и коровы гуляли по трассе, поэтому нам приходилось постоянно сигналить или ждать, пока им вздумается сойти с дороги. Потело всё: руки, спина, и даже мешки под глазами. За семь часов езды мы встретили две-три машины. Здесь своя атмосфера и к ней надо привыкнуть.

Подъехав к заправке Элисты, мы увидели двенадцатилетнего мальчика, работающего заправщиком. Узкие разрезы глаз, потрепанный оранжевый комбинезон, темные руки, грязное лицо, пухлое подростковое тело мальчика и огромный «хамер» женщины с затонированными окнами и с цифрами «001», который он заправлял. Колорит туристов и жителей данного региона поражает. Беднейшие края России. В самой Элисте также мало людей расхаживало по улицам. Никто не продавал прохладный ржаной квас, клубничное мороженое и освежающие соки, но везде стояли памятники Ленина с оторванными носами, руками, портфелями вождя, школы, нуждающиеся в ремонте и безасфальтные, неухоженные дороги. Редкие люди, которых мы видели, ходили в одежде из 2007-ых годов, уже вышедшей из моды. Хотелось уехать отсюда и не возвращаться никогда. Вспоминаются строки А.А.Блока «Россия, нищая Россия…». К слову о поэтах, мы доехали до Пятигорска.

Ах, Пятигорск, насколько же ты запоминающийся и душистый! Твои горы манят всех туристов из разных стран, твои воды излечивают болезни людей, накапливающихся на протяжении жизни, а местный колорит русского и кавказского заставляет восхищаться каждую минуту, проведенную здесь. Сам город невелик-146000 человек. Дороги в городе волнистые, будто волны моря, потому как Пятигорск расположен на горной части. Здесь бьют ключом более сорока источников минеральных вод с сероводородом, из Тамбуканского озера добывают сульфидно- иловую грязь. Химический состав источников, расположенных близ горы Машук, пестрит разнообразием. Ванночки, расположившиеся прямо на улицах с горячими водами манят гостей и жителей города искупнуться в них. Место пребывание Лермонтова, грот Дианы, галереи, «Эолова арфа»,  некрополь, всевозможные парки, озеро Провал, воды, горы Машук, Бештау, Сулахат и близлежащее города Минерльные воды, Кисловодск- всё будто вырвано из девятнадцатого века. Тихое пребывание горожан в «своем мире» так необходимо для жителей больших городов. Фруктовый, свежий, зеленый город.

Местность влияет на людей больше, чем мы думаем. Во время этого путешествия, было невыносимо тоскливо смотреть на умирающие, пустующие края огромной страны, в которых можно было поставить множество ветряных мельниц для производства энергии для улучшения жизни горожан. Становится понятно, почему приближаясь к Западу нашей страны, люди такие холодные, отчужденные, серые и грустные. Человечество сносит гордые горы с заснеженными вершинами, чтобы построить бетонную безвкусицу, они вырубают леса и выжигают пастбища, чтобы раздуть желтый огонь капитализма.

«Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа

Сокроюсь от твоих пашей,

От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей».

1841 год, М.Ю.Лермонтов

Айсылу Галиева

источник фото:https://www.google.com/search?rlz=1C1ASUM_enRU826RU826&biw=1920&bih=920&tbm=isch&sa=1&ei=bUoTXdS7F-GSmwWBwY2ACw&q=%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B8+%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%BC%D1%8B%D0%BA%D0%B8%D0%B8&oq=%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B8+%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%BC%D1%8B%D0%BA%D0%B8%D0%B8&gs_l=img.12…0.0..10367…0.0..0.0.0…….0……gws-wiz-img.gLkOAiXT_Sk#imgrc=k3vi977fuUF3EM:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *