Понедельник, 29 апреля, 2024
Аналитика

«Дурак»: драма о губительном равнодушии

Мы часто слышим о том, что в России не умеют снимать хорошее кино. Одним из аргументов в пользу этого суждения становится то, что отечественные кинокартины проваливаются в прокате. Однако не все фильмы с небольшими кассовыми сборами являются плохими. Драма «Дурак» доказывает это.

«Дурак» – это социально-драматический фильм 2014 года, режиссером которого выступил Юрий Быков. Предыдущей работой Быкова была криминальная драма «Майор». В ней сформировался реалистически мрачный стиль режиссера, а в «Дураке» он только сильнее закрепился. Эти работы схожи в том, что для разрешения конфликтной ситуации их герои вынуждены пойти против сложившейся в обществе системы.

События киноленты разворачиваются в безымянном городе N, представляющем собой собирательный образ провинциальных городов России. Главный герой, молодой сантехник Дмитрий Никитин, одним поздним вечером приезжает на вызов в общежитие, где прорвало водопроводную трубу. В результате осмотра здания Никитин понимает, что оно находится в аварийном состоянии и вот-вот может рухнуть, а более 800 человек, еле сводящие там концы с концами, могут умереть. Он хочет предотвратить стремительно надвигающуюся катастрофу, но для этого ему предстоит столкнуться с администрацией города, убедить которую в необходимости вывода людей из здания совсем не просто.

Картина отражает такие актуальные проблемы современной России, как: домашнее насилие, алкоголизм, нищета, ужасные городские условия, коррупция, беззаконие, а самое страшное – абсолютное равнодушие людей к своей жизни и жизням окружающих. Во все это Юрий Быков погружает зрителя буквально с первых минут фильма.

Особое впечатление на меня произвела сцена празднования 50-летнего юбилея мэра города Нины Галагановой в ресторане. Чиновники выпивают, танцуют и веселятся в то время, как жизни большого количества людей находятся на волоске от гибели. Сцена в малом зале ресторана, где на срочное совещание собрались высокопоставленные лица города, также показательна. Мэр и ее подчиненные не сразу верят главному герою, но после осознания того, что падение общежития повлечет за собой масштабную проверку, в результате которой могут вскрыться хищения из бюджета в крупном размере, их страх перерастает в словесную перепалку. Она обличает все их пороки.

Наиболее эмоционально напряженными сценами можно считать встречу Галагановой с застройщиком и прощание главного героя с женой. Первая, можно сказать, одна из ключевых в фильме. Наталья Суркова в роли мэра прекрасно отыгрывает реакцию на тяжелый нравственный выбор, который ставит перед ней заместитель мэра Богачёв, говоря: «Ты подумай хорошенько! Ты с ними или с нами?!». Его роль исполняет Юрий Цурило. Во второй сцене Артем Быстров, играющий сантехника, видит бездействие властей и равнодушие своей супруги. Он вынужденно оставляет свою семью. Жена главного героя, актриса Дарья Мороз, уезжая на машине, без лишних слов передает всю тяжесть этого момента.

Такая эмоциональность была достигнута не только благодаря хорошей актерской игре, но и отличному сценарию. В нем последовательно прописаны стороны конфликта. Диалоги просты, но при этом очень экспрессивны. Сюжет держит тебя в напряжении до самого последнего момента.

Сами съемки картины проходили в Туле и Москве. В качестве разрушающегося здания было найдено реальное общежитие в Туле. Трещины, ползущие по стене, были созданы художниками. Такая декорация достигала восьми метров в ширину и три в высоту, остальная же часть была дорисована компьютером. Семейные сцены в доме Никитина снимались в обычной московской квартире в Кузьминках. На протяжении всего фильма в кадре преобладают темные тона, которые усиливают угнетающую атмосферу города.

Музыкальное сопровождение поддерживает настроение каждой сцены киноленты. В качестве саундтрека были использованы такие известные практически каждому россиянину композиции, как: «Спокойная ночь» группы «Кино», «Я куплю тебе дом» группы «Лесоповал», «С днём рождения» Ирины Аллегровой и «Старое кафе» Михаила Шуфутинского.

На съемку проекта было выделено 1,3 миллиона долларов. В СНГ было представлено всего 17 копий фильма для кинотеатров, поэтому картине не удалось снискать своего зрителя. Кассовые сборы за 3 недели проката на территории стран СНГ составили 23 115 долларов. Кино стало популярно в СНГ только в январе 2015, когда появилась возможность посмотреть его в свободном доступе.

Я считаю, что Юрию Быкову удалось в полной мере раскрыть свой замысел. «Дурак» – это кино, которое заставляет сопереживать и задавать себе вопросы. Оно не вызывает позитивных эмоций, но это и хорошо. Таким образом, режиссер максимально приближает зрителя к суровой реальности. Если вы не боитесь столкнуться, с тем насколько эмоционально тяжела эта работа, то рекомендую его к просмотру.

студент второго курса кафедры журналистики
Данис Ахметзянов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *