Среда, 21 февраля, 2024
Аналитика

Рецензия на фильм «Секретное досье»

«Секретное досье» – очень разговорный и очень скучный для обычного зрителя фильм. Подобные произведения надо искренне любить, чтобы получать от них удовольствие. Однако тема, поднятая в фильме, вызывает интерес и является актуальным даже в эпоху свободной информации, ведь именно свобода информации и печати — базовая потребность нормального общества.

Режиссерское кресло занимает не безызвестный Стивен Спилберг, обладатель трех премий «Оскар», в чьей фильмографии, кроме кассовых блокбастеров, такие культовые полубиографические картины как «Список Шиндлера», «Империя солнца» и «Шпионский мост».

В основу сюжета фильма легли три книги мемуаров, написанных Кэтрин Грэм, Беном Брэдли и Даниелем Эллсбергом. За сценарий отвечал Джош Сингер, также написавший сценарий схожей по духу картины «Пятая власть», про создателей сайта WikiLeaks, поднимающая один из важнейших вопросов современности: какова цена тайны в свободном обществе и какова цена ее разглашения?

Стоит упомянуть, что композитором ленты выступил Джон Уильямс, написавший музыку к безумному количеству популярных фильмов, так или иначе повлиявших на массовую культуру.

 В главных ролях, не нуждающиеся в представлени Мэрил Стрип в роли Кэтрин Грэм и Том Хэнкс – Бен Брэдли. К слову, Том Хэнкс лично знал Бена Брэдли (1921-2014), образ которого ему удалось примерить на себя.

 

Фильм завлекает приятной картинкой с имитацией зернистости кинопленки и теплыми тонами кадра, что превосходно создаёт атмосферу начала 70-ых. Особенно занятно, что записи голоса президента Никсона из архива Белого дома были использованы в оригинале.

В первую половину картина очень медленно раскачивается, представляя всех игроков и расставляя фигуры на шахматной доске: фильм будет трудно усвоить тем, кто не знаком с изображаемыми событиями. И только после долгого вступления начинается самое интересное.. В марте 1971 года репортёр из «The New York Times» Нил Шихан получил в свои руки доступ к секретному досье на 7000 страниц, материалы которого были подготовлены для министра обороны США Роберта МакНамары в 1967 году и был озаглавлен как: «Американо-вьетнамские отношения, 1945-1967: Исследование». «The New York Times» публикует статью на шесть страниц, которая моментально вызывает бурную реакцию в обществе, ведь из статьи люди узнали о коридорных разговорах президентов США, командования Пентагона и аналитиков ЦРУ. Материалы, которые в последствии стали называть «Документами Пентагона», вскрыли неприятную правду — факты кровавой бойни во Вьетнаме, тщательно скрывавшиеся правительствами четырёх президентов — Трумана, Эйзенхауэра, Кеннеди и Джонсона. «Документы Пентагона» подтвердили, что президенты изначально знали о поражении своей страны, поэтому они не говорили своему народу всей правды о той ужасной войне во Вьетнаме, утаивая расширение военных действий лишь для того, чтобы не стать в истории своей страны именно тем президентом, при котором была проиграна война.

После того, как газета «The New York Times» опубликовала выпуск со статьёй о секретном досье, верховный суд США, по приказу из Белого Дома, начинает судебное дело против издания, запрещая его дальнейшие публикации, связанные с «Документами Пентагона», обвиняя в нарушении закона. После этого случая ни одна газета больше не написала ни строчки про досье, боясь, что их постигнет участь их коллег. Побоялись все, кроме журналистов из «The Washington Post», маленькой семейной газеты, в руки которой попали копии тех самых документов. Несмотря на риск и угрозу репутации, они отдают в печать выпуск своей газеты, в котором была статья о «Документах Пентагона». В тот же день суд наложил арест на типографию и выдвинул обвинения против «The Washington Post». Искры, привнесённой «The Times» и «The Post» хватило, чтобы разгорелось пламя. Выяснилось, что копии секретных документов получили все крупные газеты Нью-Йорка, но побоявшись последствий, решили не публиковать их, однако, узнав о храбрости своих коллег, другие издания не смогли стоять в стороне и присоединились к борьбе за правду.

Данные события предшествовали Уотергейтскому скандалу 1972—1974 годов, закончившемуся отставкой президента страны Ричарда Никсона. Это единственный за историю США случай, когда президент прижизненно досрочно прекратил исполнение обязанностей.

Весь фильм — призыв журналистов к солидарности, к совместной работе, к защите демократии. «Ты либо рискнёшь всем ради публикации узнанной информации, рискнёшь потерей работы и репутации, либо рисковать не станешь,” – именно так создатели ставят вопрос ребром. Фильм напоминает о том, что истинно важно в работе прессы, для чего она существует; что работа журналиста иногда требует героизма, силы воли, готовности идти на риск потерять все. Именно на этом строится моральный авторитет прессы, ее право быть. Как сказал герой Хэмфри Богарта в другом известном фильме («Криминальная полоса в прессе США», 1952), поднеся трубку к печатающей машине, чтобы был слышен ее шум: «Это печать, малыш. Печать. И вы ничего не можете с этим поделать. Ничего».

Динара Фазлиева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *