Воскресенье, 28 апреля, 2024
АктуальноеБудущему журналистуОбразование

«Мягкие» навыки в деятельности журналиста

Все навыки (skills) делятся на «жёсткие» (hard) и «гибкие» (soft). Жёсткие навыки – это профессиональные умения, а гибкие навыки – универсальные компетенции и личностные качества. «Гибкие» (также называемые «мягкими»), в отличии от «жестких» связаны со всеми профессиями, то есть являются надпрофессиональными. Так как сегодня больше распространена коллективная работа, а представители одной или самых разных сфер всегда общаются друг с другом, любой работник должен уметь коммуницировать с окружающими его людьми, чтобы поддерживать, договариваться, доносить до них информацию. «Мягкие» навыки как раз помогают журналистам работать с информацией, а также уверенно чувствовать себя в профессии.

Зачем нужны «мягкие» навыки

«Мягкие» навыки нужны всем точно также, как и «жесткие». Второй вид навыков журналистам прививают на начальных этапах обучения на журфаке – высокая грамотность, оперативность, умение фильтровать информацию, любопытность, обширный кругозор. А вот первые дополняют «жесткие» и необходимы журналистам, потому что помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми. Коммуникабельность, как известно – одно из важнейших качеств журналиста всегда и везде.

Какие виды «мягких» навыков существуют

Существует огромный перечень soft skills, из которых для удобства можно выделить актуальные и разделить на несколько групп:

Коммуникативные – базовые навыки, помогающие выстраивать отношения с людьми, поддерживать разговоры и эффективно вести себя в любой критической ситуации, уметь производить хорошее впечатление на людей.

Навыки, относящиеся к коммуникативным:

  • умение слушать
  • убеждение и аргументация
  • ведение переговоров
  • проведение презентаций
  • самопрезентация
  • публичные выступления
  • командная работа
  • нацеленность на результат
  • деловое письмо
  • ориентированность на читателя

Самоорганизация (тайм-менеджмент) – эти навыки помогают грамотно организовать своё рабочее пространство и распоряжаться временем.

Навыки, относящиеся к самоорганизации:

  • управление эмоциями, стрессом
  • саморазвитие
  • тайм-менеджмент
  • рефлексия
  • использование обратной связи

Креативность – умение эффективно, нестандартно мыслить и распределять эти самые мысли в голове по «полочкам»

Навыки, относящиеся к креативности:

  • системный и логический подход к мышлению
  • креатив
  • поиск и анализ информации (что можно отнести и к hard skills)
  • выработка и принятие решений

Стрессоустойчивость – один из важнейших навыков в работе журналиста, которая всегда подвержена стрессу. Способность совладать с ним и иметь внутри себя определенный «стержень» особенно важна и помогает хорошо выполнять свою работу.

Как бороться со стрессом:

  • мыслить позитивно
  • изменить отношение к источникам стресса
  • заняться любимым делом
  • побыть в одиночестве, обдумать, проанализировать сложившуюся ситуацию

Управленческие – эти навыки требуются журналистам на этапе, когда они становятся руководителями проектов или целой редакции, издания.

Какие навыки относятся к управленческим:

  • управление исполнением
  • планирование
  • постановка задач сотрудникам
  • мотивация персонала
  • контроль реализации задач
  • наставничество (развитие сотрудников) – коучинг, например
  • умение руководить ситуацией
  • ведение совещаний
  • обратная связь
  • управление проектами
  • управление изменениями
  • делегирование (передача задач или компетенций от руководителя к подчиненному)

Как развить «мягкие» навыки

Развивать «мягкие» навыки журналистам особенно необходимо, и для этого есть несколько способов. Главное – быть активным, иметь терпение и усидчивость, но результат того стоит.

  • развить soft skills можно на специальных курсах и тренингах
  • можно также развить с помощью книг, специальных блогах о «гибких» навыках.
  • можно развивать в процессе общения с коллегами по работе, семьей.

Главное, что нужно усвоить – такие навыки важны не только в профессии журналиста, но и в личных отношениях. Для того, чтобы быть успешным на работе и во взаимодействии с людьми, их обязательно нужно развивать вне зависимости от того, где, как и с кем мы общаемся. При этом, как бы ни мы ни развивали эти навыки, нужно уметь осмыслять и оценивать то, что делаем, а это в свою очередь тоже является своеобразным «мягким» навыком, без которого не обходится сегодня ни один журналист.

Альбина Салимова, студентка 3 курса направления Журналистика

Источник фото: tyrgenev.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *