Пятница, 26 апреля, 2024
Новости

Большой начальник

Наш герой родился в послевоенное время, в одном из городов-героев Великой Отечественной войны. Его семья не отличалась богатством или известностью и жила в коммунальной квартире, где не было ни ванны, ни горячей воды.

Дом, в котором он провёл свое детство, стоял полуразрушенным после бомбёжек. Соседние дома – в том же состоянии. На оставшихся руинах играли мальчишки со двора. Иерархия среди них была жёсткой, а законы – волчьими: не раз били, не раз унижали. Учитывая, что мальчик рос непоседливым и часто хулиганил, доставалось ему не мало. Но приспособившись к такому порядку, он вырос закаленным к трудностям: и морально, и физически.

Окончив университет и пройдя курсы переподготовки, он устроился на работу в одну из ведущих компаний своего времени. После окончания ещё одного института и получения кандидатской степени, герой значительно продвинулся по карьерной лестнице. Не будем заострять внимание на каждой из должностей. Куда интереснее в его биографии оказалось место помощника руководителя одного из отделов. Именно это поспособствовало сближению с руководством фирмы и в какой-то мере подпустило к «штурвалу власти».

Один из сослуживцев Степан Николаевич отзывался о коллеге так: «К нему относились презрительно и даже дали кличку «моль». Но он всегда был очень сдержан, прост в общении, корректен. У него два хороших свойства: память как у компьютера – то, что заложил, через 10 лет использует. А второе – когда никого нет, бывает откровенным. Что касается управления, у него это сочетается с зарабатыванием денег».

Появления нашего героя в кресле начальника организации никто не ожидал. Не было на то ни компетенций, ни всеобщего признания, ни даже желания его самого. Но так случилось. Человек без имени оказался преемником начальника фирмы Николая Борисовича, который устал от должности руководителя и хотел на пенсию. Он отзывался о своём избраннике как о «человеке честном, чистом, демократическом, имеющем нравственную жилку и стержень».

Были споры, удивления, несогласия. Но Николай Борисович убеждал всех сотрудников, что так будет лучше. Что это для их же блага. Что преемник будет неукоснительно придерживаться заданного курса движения. И большинство поверило. Согласилось.

Сам герой, чтобы получить уважение в коллективе, почти ничего не делал: никого не призывал, не убеждал, не рассказывал о плане своих действий. Зато побывал во всех отделах, познакомился с рядовыми работниками, проявил к ним «человеческое участие». «Я считаю, что нужно доказывать свою состоятельность конкретными делами, а не рекламными средствами», – говорил он.

Газета, которая выходила в фирме, активно работала на образ нового начальника: вот он со своей первой учительницей, а вот он беседует с сотрудниками. В глазах всех, от руководителей до работников, новый начальник казался «сильной рукой», способной улучшить дела фирмы и укрепить её позиции по отношению к другим предприятиям. Сам он говорил: «Главное – чтобы люди верили: то, что мы говорим и делаем – искренне. В этом залог успеха».

Подкупали и его заявления: «Есть, на мой взгляд, только одно средство – быть честным». Он публично брал на себя ответственность за всех вокруг, говоря, что в фирме многое зависит от начальника. А ещё утверждал: «Считать, что однажды взобравшись в какое-то начальственное кресло, оно должно принадлежать тебе пожизненно, абсолютно неприемлемо.”

После вступления в должность начальник первым делом расширил свои полномочия. Были работники и даже руководители, которые выступали против таких нововведений. Тогда отношения в коллективе ещё оставались дружескими, и каждый мог позволить себе высказать своё мнение. Рядовым сотрудникам начальник отвечал: «Я обязан объяснять мотивы своего поведения, но действовать должен так, как считаю нужным». При этом, он объявил, что все правила должны быть в интересах фирмы и будут приниматься вне зависимости от того, вызывает это положительную или отрицательную реакцию. Начальник отказался учитывать мнение подчинённых.

С точки зрения руководства новый начальник был неопытен. Так, когда умер один из уважаемых сотрудников, которого можно назвать самым ответственным и преданным делу, весь коллектив был в трауре. А начальник продолжил отдыхать на даче. Вернувшись из отпуска, он растерялся перед толпой сотрудников, ждавших поддержки своего лидера, и не смог ничего сказать.

Были люди, которые осмеливались говорить о новом начальнике нелестно. Один из таких – руководитель отдела продаж Александр Владимирович. Неожиданно в коллективе прошёл слух о его увольнении. Начальник обвинил его в краже средств и пообещал, что засудит, если когда-нибудь увидит. Позже выяснилось, что Александр Владимирович устроился в другую компанию. Остальные недовольные были понижены в должности или вовсе уволены. Среди сотрудников поселился страх. Его стали называть Большой Начальник.

Герой тоже жил в страхе. Ему постоянно казалось, что вокруг враги. В шепоте подчинённых слышался заговор и обман. Чтобы искоренить критику в свой адрес, Большой Начальник уволил пресс-секретаря и редактора газеты, назначив тех, кому мог доверить даже свой кошелёк. Со временем он сменил всех руководителей отделов, руководствуясь принципом беспрекословного подчинения.

А критика была обоснованной. Сотрудники получали зарплаты с задержками. Периодически не выдавали аванс, объясняя это долгами фирмы. Построить карьеру, стать старшим менеджером или руководителем было почти невозможно. На такие должности Начальник сам назначал неизвестных никому людей. В то время как сотрудники требовали улучшения условий, замены устаревшего оборудования и ремонта ветхих помещений, у руководителей отделов появлялись дорогие часы, костюмы и машины. Рабочим жилось нелегко. Но полосы газеты неустанно твердили: «Делается всё возможное во благо фирмы».

Сам Большой Начальник не был уличён в стремительном обогащении. Скорее, ему просто нравился процесс управления, пусть даже не эффективного. Друг Виктор Сергеевич, который был рядом с самого начала, уволился и перешёл в другую фирму, подытожив: «Ему это жутко понравилось: условия жизни, как всё происходит. И он в этом замкнулся. Он не строит себе дома. Он всё воспринимает очень личностно».

Ещё один друг с университетской скамьи Борис Юрьевич тоже предпочёл написать заявление об увольнении, сказав, что фирму Начальник «разрушает методично, тонко, под бурные аплодисменты подчинённых и договариваться с ним теперь просто невозможно». Удивительно, но многие бывшие друзья Начальника стали злостными неприятелями. Одни были уволены, не смотря на свой профессионализм. Другие скончались. Всё больше укреплялось мнение, что с Большим Начальником лучше не спорить.

О родных Начальник не говорил. У него была жена, которая редко появлялась в офисе. Он прожил с ней 30 лет, но потом неожиданно развёлся. Судя по тому, что Александра говорила о муже в третьем лице, их отношения были не простыми. А потом случился скандал. В коллективе стали судачить, что после развода Александра рассказала о мучительной семейной жизни: «Когда я выходила замуж, была влюблена. Но реальность оказалась иной. Мой муж стал подлым, жестоким человеком, тираном. Он никогда не считался со мной, не замечал моего существования. Я была нужна ему только для справки о составе семьи. Он бил меня, унижал, издевался. Жизнь с ним была пыткой». Сперва о бывшей жене ничего не было известно. Позже любопытные сотрудницы каким-то образом выяснили, что она вышла замуж за другого, совершенно простого человека.

В коллективе судачили о любовницах Большого Начальника. Одной из них была рядовая сотрудница Алина Рустемовна. Начальника не редко находили в её обществе. Кроме того, было сложно объяснить внезапное повышение девушки. Когда в газете намекнули на изменения в личной жизни Начальника, журналист «получил по шапке», а номер был изъят. И больше этот вопрос публично не поднимался. Тем более Алина Рустемовна всячески отнекивалась от родства, хотя шептались, что она родила Большому Начальнику трёх детей.

Вообще вокруг нашего действующего лица было много слухов даже в отношении самых элементарных вещей. Сам он предпочитал уклоняться от вопросов и не посвящать окружающих в свои настоящие мысли и планы. Как говорится «себе на уме». Вот только когда ты управляешь массами, этот номер очень плох. За пеленой загадочности теряется доверие, а значит и уважение, что так важно для руководителя.

Как человек мог настолько измениться? Забыть о своих принципах, словах и обещаниях? Некоторые сотрудники утверждали, что Начальника подменили. Что это совсем другой, похожий на него, двойник. Так тяжело было поверить, что тот, на помощь кого они рассчитывали, последний, на кого надеялись, не оправдал ожиданий.

Некоторые новые правила были по сути не плохими, но не исполнялись. Зарплату повысили, но бухгалтерия стабильно удерживала её часть, часы работы сократили, но отдел кадров урезал отработанное время. В ходе плановой смены оборудования завхоз закупил некачественные аппараты по баснословным расценкам.

Тем временем Начальника поглощала фобия ненавистников. Любые недовольства жёстко пресекались. Доходило до того, что особо болтливых избивали. Большой Начальник был уверен, что «оскалив зубы» и показав силу, можно заставить подчиняться, и часто прибегал к этому механизму.

Подчинённые не имели возможности поговорить с Начальником лично. Когда они фантазировали, что бы ему сказали, выходило следующее. Валерий Алексеевич: «Что бы я ему ни сказал, это ничего в нём не переделает и ни к чему в нём не приведёт». Юрий Олегович: «Он вызывает много положительных эмоций и уважения, но в то же время я ненавижу его за многие вещи». Владимир Сергеевич: «Он неизвестный. То ли он управляет автомобилем, то ли автомобиль летит по наклонной».

В отношениях с представителями других фирм наш герой был куда более компетентен. Однако, дела портила гордость. Он постоянно кичился историей своей фирмы и не был готов к переговорам, компромиссам и уступкам. Некоторым фирмам Большой Начальник финансово помогал, в то время как в его собственной организации рабочие месяцами не получали зарплату. Взамен Начальник ждал послушания и действий по его правилам.

Руководство других компаний говорило о нём, как о влиятельном человеке: «Он везде продолжает получать то, что хочет». В то же время, его называли агрессивным, винили в стремлении монополизировать рынок, нечестной игре и хакерских атаках. Большого Начальника уважали и боялись, его ненавидели и перед ним трепетали.

Прошло несколько десятков лет. Значительных улучшений в работе предприятия не происходило. Хорошие специалисты не могли работать в тяжёлых условиях и быстро увольнялись. Доходы фирмы не росли и были низкими, да и те оседали в карманах руководителей. Возможно, Большой Начальник не раз задумывался о плачевном состоянии своего детища. Не исключено, что хотел уйти на покой. Но страх перед недоброжелателями охватывал всё больше, а доверия даже к самым близким становилось всё меньше.

Что же случилось с фирмой? Большой Начальник говорил: «Будущие поколения определят, что я сделал на самом деле». Молодые рабочие, которых судьба забросила в эту компанию, определили нереализованный потенциал предприятия, которое могло многого достичь за упущенное время.

Наш герой наконец понял, что его годы прошли, и цепляясь за якорь, всё же оказался вне корабля. Кем же он был? Догадайтесь-ка сами.

Мария Амм

Фото: ekaterinburg.flamp.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *