Пятница, 26 апреля, 2024
АктуальноеОбществоРецензия

Наследие Ремарка

Что говорят нам такие фильмы как: Пианист, Список Шиндлера, Мальчик в полосатой пижаме? – Война это плохо. Данная идея нашла свое отражение в  сюжете еще одной успешной экранизации о войне, автора Эриха Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен» 2022 года, за режиссерством Эдварда Бергера. 

Начало картины переносит нас в Германскую империю. На дворе 1917 год, позади три страшных года войны и миллионы жертв. За событиями тех страшных дней зритель наблюдает глазами немецких новобранцев, вдохновленных речами старших поколений, играющих на чувстве долга, горячей крови, еще не окрепших умах молодых юношей.

Главную роль доверили дебютанту Феликсу Каммереру. Именно его глазами зритель видит большую часть событий фильма. Благодаря живой органике, харизме и отсутствию намеков на переигрывания Каммерер держит зрительское внимание, «тащит» своего героя на путь трансформации. От подростка с промытыми пропагандой мозгами Пауль Боймер движется к образу представителя «потерянного поколения».

Сюжет вращается вокруг немецкого подростка Пауля Боймера, который в 1917 году с энтузиазмом записывается в армию Германской империи. Вместе с ним на фронт, к вечной славе и гордости немецкого народа уходят одноклассники и хорошие друзья. Но улыбка с их лиц стирается очень быстро, стоило им только добраться до первого окопа, где прошло их боевое крещение. Кровь, кишки, слёзы, грязь, страх, трусость. Война забрала все: чувство долга, мальчишеский максимализм. Прошла солдатским сапогом по лицу,  разбив розовые очки уже мужчин, и это только первый день на Западном фронте.

В экранизации «На Западном фронте без перемен» перед нами предстает хорошо знакомый пейзаж Первой мировой войны: грязные окопы, беспрерывные дожди и несчастные лица солдат, ожидающих прилета вражеского снаряда. Режиссер Эдвард Бергер не применяет новых технических или визуальных средств для построения сцен сражения на экране. Для него гораздо важнее показать контраст этой бессмысленной бойни, психологические изменения героев.

Упрекнуть в плохой режиссуре Бергера тоже нельзя. Батальные сцены поставлены профессионально, заставляют оставаться в напряжении. Дух времени отлично передается в костюмах и декорациях, и с натурализмом в изображении насилия автор не перебарщивает. Хоть Бергер и показывает Ремарка достаточно вольно, очевидно, что для режиссера важно передать дух и сюжет первоисточника. Картина прекрасно иллюстрирует безумства войны войны: убитых немецких солдат буднично сменяют новые молодые мобилизованные, снаряды орудий бьют непрерывно, в блиндажах солдаты чтобы не сойти сума стараются держаться в месте, играть в карты.

Режиссер отождествляет рядового солдата с вещью — с тела погибшего снимают форму, а затем ее перешивают и передают новенькому, лишь содрав протертую нашивку с именем бывшего хозяина. Точно так же человек превращается в медный жетон с именем и датой рождения, который, если повезет, найдут товарищи, живущие в окопах или на полях сражений. Добродушный солдат Качиньский в какой-то момент называет себя просто «сапоги с оружием». Война, как процесс искупления и разрушения, показана в фильме с впечатляющей убедительностью. И главный герой, Пауль, этот веселый немецкий мальчик, в финале превращается в равнодушную машину для убийств с бледным лицом и пустыми глазами.

Компьютерная графика дозирована и подана аккуратно, реальность показанная на экране не вызывает сомнений. Одежда, предметы, толпы людей, техника и взрывы – практически все было снято на самом деле. Эдвард Бергер дебютировал в жанре массового полнометражного кино с блеском. Также  отдельной похвалы заслуживают продюсеры, костюмеры и гримеры. Оператор Джеймс Френд выполнил колоссальную полнометражную работу, ведь из многих кадров можно было бы сделать фотовыставку. Военные сцены сняты потрясающе: отличный монтажный ритм, внимание к деталям, что показывает внятность и прозрачность даже в длинных сценах сражений.

Звук в фильме играет важную роль. В звуковой дорожке есть все что нужно, ничего лишнего. Никакой пафосной музыки без конца и края. Музыкальное сопровождение появляется лишь в паре моментов.

Я рекомендую данный фильм к просмотру, ведь это актуальное и важное в наше время произведение, написанное участниками тех страшных событий без обмана и прикрас. Фильм напоминает нам  о том, что за красивыми лозунгами о победе в войне всегда скрывались тьма и ужас. Бергер, следуя Ремарку, не раскрывает новых фактов, не переосмысливает события Первой мировой войны, но ясно показывает хаос и абсурдность резни, ее ужасное воздействие на людей. Война – это не место для человека. Насилие заразно, это чума, поражающая всех с ужасающей скоростью. Хотелось бы, чтобы наследие Ремарка осталось в прошлом, но тот факт, что сегодняшняя экранизация вызывает такие острые чувства, означает, что к нему нужно возвращаться чаще. Фильм вышел чудесным. Вот только чуда не вышло. И так всегда: «Ожидаешь чудес, а потом все сводится к буханке хлеба».

Студент 2 курса, направления Журналистика РИИ Марат Гильфанов

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *