Среда, 21 февраля, 2024
АналитикаКультура

«Шал»: картина о противоборстве человека и природы

«Шал» (по-казахски означает «Старик») — кинофильм, снятый казахским режиссером Ермеком Турсуновым в 2012 году. И это не просто очередная картина со статусом блокбастера: даже при минимальном бюджете режиссеру удалось снять достаточно сильное в эмоциональном плане кино, оставляющее неизгладимый след в душе у каждого, кто решится хоть раз его посмотреть. Кинолента о силе человеческого духа разворачивается в суровой казахской степи, обретшей для ее жителей почти культовый, мистический статус, однако она лишь является декорацией для предстоящей битвы между человеком и зверем, ставкой в которой будет являться сама жизнь.

Главный герой этой эпической истории — смешной старичок по имени Касым, аксакал, ярый болельщик футбола, всю жизнь пасший в степи баранов, которых, подобно родной степи, знает, как свои пять пальцев. Весь мирок Касыма сводится к любви к футболу и своему внуку Ералы, которого он ласкового называет Шайтанбеком (Чертенком). Ради внука дед готов продать всех своих милых сердцу баранов — и все только ради того, чтобы мальчик смог получить самое лучшее образование, которое не было дано когда-то Касыму. Только на первый взгляд главный герой кажется обычным, ничем непримечательным дедулей — он хоть и стар, но достаточно проворен для того, чтобы дать фору молодому поколению. Для проверки стойкости духа деда, бывшим в молодости конокрадом, словно выбирает сама Судьба: из-за приезда гостей, всего на один день сосед просит перегнать свою отару овец, поэтому Касым соглашается, даже не подозревая, какое опасное приключение ему стоит пережить в суровых условиях степи, в которой он умудряется заблудиться.

Рецензия на фильм "Шал"

Скитания старика Касыма возведены в абсолют — в этой притче о человеческом отношении к природе, в которой главный герой балансирует между любовью к ней, несчастно эксплуатируемой, и людьми, которые родную для него природу сами же уничтожают. В этой истории победителем выступает сам Всевышний, который и показывает персонажам, что и он способен забирать жизни людей также, как забирают жизнь у его любимых существ. Вспомним, например, троих охотников, убивших маленьких волчат (двое из них погибают в степи): для них охота — это всего лишь развлечение, а для высших сил — это огромная, великая потеря, требующая незамедлительного возмездия. Дальнейшая судьба этих людей, въезжающих в аул к Касыму на шикарном большом внедорожнике, как бы показывает зрителям, что человек даже при наличии разума — это не исключение среди живых существ, но нечто совершенно иное, наверняка то, что должно оберегать окружающий мир, а не покушаться на него и гневить этим Господа.

Борьба между человеком и животным отождествляется с борьбой между верой и разумом старика, который во что бы то ни стало старается сохранить жизнь ради любимого внука. Невидимая параллель проводится между рвением Касыма-конокрада доживать свои последние дни ради одной только родной крови и желанием матери-волчицы отомстить за убитых детенышей. Бродящему кругами по завьюженной степи главному герою дает стимул жить именно мечта «внука на ноги поставить», а волчицей движет лишь одно — отмщение всему человечеству за кучку бестолковых охотников, отнявших жизнь у волчат. В этом и проводится сравнение между животным и человеческим миром — смысл жизни каждого божьего создания заключается в продолжении рода и любви к нему. Бог сохраняет жизнь неверующему, но остепенившемуся Касыму, потому что для того его благородные цели, ради которых он и был создан, даже на старости лет остаются путеводной звездой. Мать-волчица в свою очередь, возможно, олицетворяет самого Всевышнего, ведь после многочисленных преследований, в конце-концов, она проявляет несвойственную для диких животных мудрость, оставляя раненного главного героя в живых без «права» на финальную битву, словно сама понимает, что миссия главного героя еще не завершена.

Рецензия на фильм "Шал"

Ерболат Тогузаков, не имея актерского образования и опыта за плечами, вживается в роль казахского аксакала Касыма, продемонстрировав блестящую актерскую игру и показав в одном только его морщинистом лице весь спектр человеческих эмоций — от счастья до глубокого разочарования. Тогузаковым был показан персонаж, финальная схватка которого происходит если не с волчицей, то с самой Смертью, зазывающей Касыма в роли его матери. Оживление показанного наивным и милым в самом начале фильма старичка, его пробуждение после многочисленных издевательств степью — это достойный выход из испытания Всевышним, в котором победителем вышел именно сам аксакал. Очень хорошо для четырнадцатилетнего юного актера сыграл роль внука Ералы и Орынбек Молдахан. Двое неопытных актеров — мальчишка и человек уже достаточно преклонного возраста — гармонично дополняют друг друга, во всей красе демонстрируя проблему недопонимания между двумя поколениями.

Основной мотив, тянущийся золотой нитью на протяжении всего фильма — это нерушимая связь между дедом и внуком, которую в наше время крайне редко можно встретить: даже не разбираясь в понятиях о современной жизни, дед прекрасно понимает, чему хочется шкодливому внуку, а внук осознает, какую опасность представляет путешествие по туманной ночной степи для чрезмерно опекающего его деда. Кульминацией их отношений становится связь уже на интуитивном уровне: когда, казалось бы, все было кончено и для измученного деда, и для отряда поисковиков, маленький Ералы бесстрашно отправляется на поиски Касыма, который произносит его имя. Нахождение полуживого деда говорит о победе настоящей любви, любви отцов и детей, между которой не существует никаких видимых и невидимых преград, поэтому во время просмотра начинает казаться, будто все происходит на самом деле, а два этих актера словно действительно являются внуком и дедом. Также можно отметить игру и актеров, достоверно сыгравших охотников с их наплевательским отношением к животным, и сосед, для которого Касым в глазах виднеется прежним энергичным конокрадом, хотя это изначально и служит предлогом для того, чтобы не отправляться на его поиски в туманную, полную волков степь.

Операторская работа заслуживает отдельного внимания: каждая из сцен выживания в жестокой степи оставляет неизгладимый отпечаток в сердце. Создается эпическое полотно, в котором природа выступает божественным началом: в ней рождается новая жизнь в виде ягненка, а победителем выходит даже не животное, которое изначально приспособлено к ее суровым условиям, но именно человек, привыкший жить в тепличных условиях. Мастерски выполненную съемку дополняет и пронзительное звучание струнных инструментов, заставляющее зрителя прочувствовать всю боль от скитания кругами по заснеженной степи — той самой безысходности, от которой хочется выть, подобно преследующим героя волкам.

Этот фильм снят режиссером Ермеком Турсыновым, предыдущая работа которого — «Келин» («Невестка») — как и его последующий кинофильм «Шал», вызвал бурю эмоций и обсуждений на патриархальной родине. Его новая картина, выдвинутая Министерством культуры и правительством Казахстана на церемонию вручения «Оскар» в качестве «Лучшего фильма на иностранном языке» (который, к сожалению, «Шал» не смог завоевать) — однозначно тот сюжет, которым казахский народ вправе гордиться. Турсынов при ограниченном бюджете в 800 тыс. долларов смог достичь статуса культовой картины, до чего не могут порою добраться и нашпигованные спецэффектами картины с бюджетом, намного превышающем тот же самый «Шал». Кровожадность диких животных и ветра в заснеженной бескрайней степи — вот, что дает фору компьютерным технологиям.

Этот фильма-притча однозначно рекомендуется к просмотру любителям созерцать о великом и вечном, любителям эпических противостояний, благодаря которым главные герои — Касым и Ералы, достигают катарсиса, помогающим им найти себя и свое место в жизни, а волки и великая казахская степь — это те декорации, в которых дед воссоединяется с непоседливым внуком, пожертвовав ради него своими любимыми баранами, и в очередной раз доказав, что у человека вкус к жизни появляется именно тогда, когда есть, ради чего стоит жить. Жить и бороться, в конечном итоге побеждая даже саму Смерть.

 

Студент 2 курса направления Журналистики, Салимова Альбина

Источники фото:

brod.kz

filmpro.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *