Суббота, 27 апреля, 2024
АктуальноеКультураНовости

Как рождается «Искренность»?

В ноябре 2020 года я пришел в центр «Пирамидка» работать педагогом актерского мастерства для ребят с особенностями развития, — так я случайно, но прочно попал в инклюзивную деятельность.

Оказаться там, где надо

Год назад я окончил 1 курс журналистики. Но желание приобщиться к культуре театра меня не покидало. И я постоянно думал, как совместить две важных составляющих моей жизни — журналистику и театр.

Летом 2020 я начал проходить стажировку на контент-менеджера в «Театре на Булаке», — уже подготовил все публикации, чтобы представить их начальству и… провалил все дедлайны. У меня тогда сломался ноутбук, на котором находились все материалы. Меня, разумеется, не взяли, несмотря на то, что уже подготовленные афиши взяли к размещению в соцсетях театра. Тогда я думал, что это знак — театр меня не принимает.

Но позже в соцсетях у знакомого актера из театра, в который меня не взяли, я увидел объявление, что в центр «Пирамидка» нужен педагог по актёрскому мастерству для группы детей с особенностями в развитии. Этот аспект меня не смутил, но я понял, что придется много думать и многому учиться — так оно и случилось. Я связался с руководителем центра, прошел собеседование и сразу начал там работать.

В центре уже был театральный кружок для подопечных центра. Основной целью занятий было психологическое, эмоциональное и творческое воспитание детей с ментальными отклонениями: синдром Дауна, аутоспектр (аутизм), органические поражения мозга и др.

Однако руководитель центра, Наталья Авдеева, передавая мне группу, пожелала в перспективе поставить спектакль с детьми, чтобы показывать его на сценических площадках города. Тогда мне стало очевидно, что для достижения этой цели кружок должен перейти в формат студии, — и совместно со вторым педагогом по актерскому мастерству, моей подругой, Анжеликой Ермаковой мы эту студию организовали.

Грамотному взаимодействию с детьми я научился под руководством Натальи, — она меня консультировала и направляла. Я начал осваивать на практике принципы дефектологии, нейропсихологии и педагогики. Так посредством актерского тренинга, который я адаптировал под восприятие детей с ОВЗ за 8 месяцев занятий мы поставили наш пластический спектакль «Искренность», который уже в сентябре 2021 года показали на большой сцене Казанского ТЮЗа, и стали победителями в номинации «Самый лучший инклюзивный спектакль», — этот период изменил сильно всех: детей, родителей и меня.

«Искренность намерений»

Название для студии я выбрал на татарском — «Ихлас», что в переводе с арабского языка означало чистоту и искренность намерений, — это я подчерпнул из своих курсов в РИИ. И это меня впечатлило.

Непринужденность в действиях ребят, бесхитростность и органичность их существования в жизни и на сцене стали для меня очевидной подсказкой в выборе названия для студии. Также «искренность намерений» — это тот принцип, согласно которого необходимо было придерживаться в работе с ребятами с особенностями.

Идея, которая меняет

Обычно многие думают, что реабилитация — это когда мы человека с особенностями тянем в норму (и его восприятие и его тело). Верным же путем было идти от ребенка — внимать его потребностям, его органике. И уже от этих условий нарабатывать материал. И этот подход оказался верным. Ребята сами создали свой спектакль! Моя лишь задача была в том, чтобиы изучив каждого, структурировать им материал и их направить.

В последствии для меня стала очевидна мысль, что мы можем абсолютно без препятствий вести общение на достойном уровне — главное подобрать инструменты, которые помогут нам перевести наши мысли в понятную всем форму. Это может быть органический уровень передачи информации, — другой регистр. Поэтому не всегда обязательно говорить словами: ты должен считывать по телу, по реакции ребёнка, что он сейчас хочет, что он намерен: слушать или нет.

И это позволило нам оказаться в том творческом пространстве, где каждого было слышно, видно; где каждый был значим для общего процесса и результата. Так я для себя открыл новую действительность, — и этот опыт заставил глядеть на мир более вкрадчиво.

Почему мне это интересно

Как журналист и деятель инклюзивных искусств я хочу изжить стигматизацию людей с особенностями, степень которой в нашем обществе несмотря на тенденцию к инклюзии все еще высока.

А если сказать о моей личной мотивации — я просто люблю это дело. Цитируя известного российского режиссера Б. Павловича: «Границы — это место встречи», — это не то, что нас должно разделять. И в этих встречах я получаю многое для себя, — и никакого сердоболия здесь нет, — оно и не нужно людям с инвалидностью. Всем людям вне зависимости от их особенностей необходимо взаимопонимание, участие.

Человек вряд ли будет заниматься деятельностью, от которой он ничего не получает. Очевидно, что сфера инклюзивных искусств на данный момент не выделяется прибыльностью. Однако многие забывают, что настоящее богатство — люди.

Именно поэтому я люблю театр и инклюзивное движение, — потому что их пересечение — это место встречи настоящих, живых и эмпатичных людей. Они интеллигентны, они умеют жить не зря, с пользой для окружающих; умеют быть в моменте. Эти люди, — люди рядом, — и определяют уровень нашей жизни. А ребята с особенностями мне напоминают, для чего на самом деле пришел в этот мир человек.

Юрий Блинов, студент 3 курса “Журналистики”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *