Четверг, 30 мая, 2024
Аналитика

“Запрет хиджаба в школе”

Уже несколько лет подряд ведется борьба между верующими школьниками и образовательными учреждениями. Этот вопрос затрагивает почти весь мир. Данная проблема состоит в том, что мусульманкам запрещают носить хиджабы в школе

Бурное обсуждение этой проблемы началось еще в 2012 году в Ставропольском крае.  А спустя год, министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов заявил, что в нашей стране школы носят светский характер, а значит все школьники должны соблюдать правила, предписанные образовательными учреждениями. Но по сей день эта проблема остается актуальной, ведь мусульман становится все больше, а значит число верующих школьников увеличивается. Если опираться на Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. №125- ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», в котором говорится о свободном выборе вероисповедания, то все- таки запрет на религиозную форму говорит о том, что права мусульман ущемляют? С чем это связано? И почему это происходит? Правительство объясняет это тем, что из-за ношения платка, то есть открытой демонстрации религиозной этики, может начаться рознь между социальными слоями. Но родители все-таки намерены отстаивать права своих детей, даже если придется прибегнуть к судебным разбирательствам.  Возникает вопрос: как должен вести себя ребенок в данной ситуации? Бороться за то, что предусмотрено законом или же оставить религию, ради получения образования?

Взглянуть на эту проблему со стороны шариата нам помогли имам-хатыйб мечети «Гаиля» Рустам Хазрат Хайруллин и его помощник Ильмир Хабибуллин: «В школах, действительно, есть определенные требования к форме. Ношение платка их не нарушает, а вот свобода вероисповедания в таких случаях нарушается. Мы живет в государстве, в котором права и свобода граждан определены Конституцией, и если они нарушаются, то их нужно отстаивать в судебном порядке, независимо от вероисповедания. Ведь шариат четко определяет нормы покрытия аурата и поведение человека. Мусульманин должен защищать свое право на ношение мусульманской атрибутики и соблюдение религиозных требований. Но если рассмотреть в целом, без частностей, то в Татарстане все общеобразовательные учреждения являются светскими, поэтому нужно искать выход, обсуждать или договариваться».

Да, в Татарстане школы носят светский характер, но есть и исключения. Например, Гимназия №2 города Чистополь. В этой школе нет запрета на религиозную форму. «В нашей гимназии с давних времен обучались дети мусульманских семей, так как в ней были и есть параллельно татарские классы, где в основном обучаются дети таких семей. А значит и форма у нас соответствующая. Мусульманкам предъявлялись такие требования, чтобы у девушек платок был белого цвета, а низ черного, так же можно носить сарафан с брюками или юбки, но только не до пола. Такая форма устраивала и детей, и родителей. Особых нареканий и непониманий ни у кого этот вопрос не вызывал» – об этом нам поведала преподаватель Гимназии №2 Закирова Рушания Вахитовна.

Как оказалось, таких учреждений, к сожалению, очень мало и не все верующие могут позволить себе проходить в них обучение. Сама проблема кроется в том, что мусульмане не могут спокойно учиться именно в светских учебных заведениях. Может быть, это из-за негативного отношения преподавателей? Или все-таки дело в другом? На все интересующие нас вопросы, ответила директор одной из школ Чистопольского района Чернышева Анна Юрьевна: «Наше учреждение является светским, и оно контролируется государством. Какой бы закон не был принят, он должен быть исполнен, и мнение руководства школы не учитывается. Отношение педагогического коллектива к платку так же можно объяснить. Учитывая, что преподавательский состав уже не молодой, и в основном это люди, воспитанные в советское время, когда любая религия была полностью отделена от государства, то положительной реакции на ношение хиджаба вряд ли бы последовало. Такая реакция была бы и на платок, и длинную юбку представителей христианства. Единая школьная форма стирает социальные и религиозные границы между детьми в школе, что в свою очередь позволяет больше сосредоточиться на учебе».

Действительно, многие учебные заведения лишь подчиняются государству. Они должны выполнять те законы, которые были изданы. Но благодаря тому, что население нашей республики в основном татары, исповедующие Ислам, с некоторыми преподавателями можно договориться. Но, а как же все это происходит за пределами Татарстана? Своей историей с нами поделилась Нуруддинова Лейла, проживающая в Санкт- Петербурге: «В седьмом классе, на первое сентября я надела хиджаб. Тогда платок не был так распространен, и первое впечатление со стороны школьников и преподавателей было не очень одобрительным. Проходив так несколько дней, отношение учителей стало настолько недоброжелательным, что меня не пускали на занятия со словами: «Снимешь платок, войдешь». Преподаватели, которые никогда не рассказывали нам про религию, вдруг начали поднимать эти вопросы на уроках. Они жаловались на то, что в Европе платки запретили, а у нас нет. Меня водили к психологу, который открытым текстом мне сказал о том, чтобы я уехала на Восток и носила там все что захочу, а не «выпендривалась» здесь. Каждый день я слышала в свой адрес упреки и оскорбления, но в итоге мое терпение лопнуло и мне пришлось рассказать об этом родителям. После этого в школу приехала проверка, были жуткие разбирательства. Позже мне принесли извинения и разрешили одеваться так, как велит мне моя вера».

Звучит печально, ведь преподаватели, которые должны помогать своим ученикам, ведут себя иначе. Угнетение ребенка ведет к плохим результатам. Как такие ситуации влияют на дальнейшее формирование мировоззрения детей? Как меняется их психология? На эти вопросы нам ответила психолог Ирина Тарасевич: «Подобные ситуации, безусловно, не проходят для детей бесследно, особенно у младших школьников. Позиционная борьба между взрослыми, родителями и школой, наносит травму психике ребенка, которая, скорее всего, скажется и на его жизни в дальнейшем. В данных ситуациях редко интересуются мнением ребенка. Кроме непосредственного стресса от ситуации,  формируется заниженная самооценка, и в дальнейшем ему трудно будет принимать самостоятельные решения, он будет зависим от более значимой личности. И в этом случае, конечно же в первую очередь родителям, так как ребенок является для них аманатом от Всевышнего, нужно на первое место ставить здоровье ребенка, как физическое так и психологическое, и принимать решения исходя из того».

Исходя из всего этого, можно сказать, что данная проблема не решится до тех пор, пока обе стороны не пойдут друг ругу навстречу. Если, начиная с 2012 года, мусульмане отстаивают свои права путем судебных разбирательств, то так и будет продолжаться и дальше.  Эти конфликты будут разрушать психологию детей, а значит и будущее.

Для того чтобы жить в мире и согласии нужно принять некоторые меры, например, если Правительство РФ предоставит мусульманам больше учебных заведений с соответствующими нормами, относительно школьной формы, то разногласия могут уйти. И если родители будут идти на определенный компромисс, то в суд обращаться будет бессмысленно. Нужно уважать выбор каждого человека и не препятствовать этому. Не будем забывать, что дети это наше будущее.

 

Диана Саубанова

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *