Пир во время чумы
Режиссер Алексей Красовский снял фильм под названием «Праздник»
(Россия, 2019)
В описании — Блокадный Ленинград. Хотя в фильме имя города и не звучит, но любой русский человек сразу узнает время и место событий. Мне импонирует, что фильм снят в стиле телеспектакля, потому что театр я люблю. Фильм назван “комедией”, но те, кто собирались “от души поржать”, разочаруются, «Праздник» не заставляет смеяться в голос, он чуть сатиричен и спокоен. После всех громких заявлений о «блокадной комедии» вдруг выясняется, что как о Блокаде, так и о комедии авторы «Праздника» благополучно забыли. Вместо этого перед нами разыгрывается пересказ истории семьи Штрумов из гроссмановской «Жизни и судьбы» в духе позднего Алексея Германа — все персонажи отвратительны и где-то на чердаке жаждет вырваться на экран фекальная тема. Как и у Гроссмана, здесь есть ушедший в себя советский учёный среднего возраста, работающий над советским оружием массового поражения (в этот раз, над биологическим), его жена неопределённого рода деятельности, дерзкая дочь и сын. Также этот фильм по жанру напомнил мне “Вишнёвый сад ” А. П. Чехова. Эта пьеса тоже была названа комедией, но потом расстроились те, которые хотели от души посмеяться.
![](https://shakird.ru/wp-content/uploads/2019/05/84564-1024x645.png)
Военное время даёт раскрыть темы куда более острые. Но начать стоит хотя бы с такого. Если бы это был просто фильм про «сытых» и «голодных», то можно было бы сделать это смешно. Но вот так грубо, как у Красовского, понимая, что это Ленинград зимы блокадных лет — нет.
![](https://shakird.ru/wp-content/uploads/2019/05/vyshel-trejler-komedii-prazdnik-novosti-kino-igromaniya-1024x679.jpg)
Семейство Вознесенских, глава которого (Ян Цапник) разрабатывает биологическое оружие, а значит, сильно ценится партией. В блокадном Ленинграде, где люди умирают с голода, Вознесенские живут хорошо, имеют спецпаек и кухарку. На празднование Нового года к ним неожиданно приходят «гости»: старшая дочь (Анфиса Черных) приводит жениха (Тимофей Трибунцев),младший сын (Павел Табаков) – девушку Машу, с которой познакомился в бомбоубежище (Анастасия Чистякова). Главной задачей Вознесенских становится необходимость скрыть достаток, притворяясь обычными людьми.
Задумка интересная, некоторые даже видят в ней комментарий к нашей жизни, мол, столько людей живут за чертой бедности, во всем себе отказывают, а чиновники жируют, сами себе повышают зарплаты, имеют огромные банковские счета, их дети учатся за границей и т.д. Победить социальную несправедливость можно только собственным «проникновением» в ряды столь ненавидимой прослойки чиновников.
Мои симпатии были на стороне Маргариты Воскресенской (Алена Бабенко) и ее супруга. Это, действительно, интеллигентные люди, которые в чем-то даже стесняются своего положения, искренне считая, что отказываться от него глупо (и тут я согласна). Чтобы перекос был в другую сторону, и мы справедливо возмутились происходящему, режиссер должен был показать нам все ужасы блокады, но в рамках заданного повествования это невозможно.
И в «Празднике» для меня были важны раскрытие характеров персонажей, их реплики, диалоги, какие-то нюансы и полутона, какие-то парадоксы, вытекающие из слов персонажей. По-моему, абсолютно гениальная находка Красовского — бабушка семейства, которая своим стуком мешает семейству «праздновать». Это одновременно и стук совести и стук от каблуков. И заглушить его не получится.
![](https://shakird.ru/wp-content/uploads/2019/05/1531409692_0_76_1419_874_1036x0_80_0_0_c8c9dadef70dc96da92dce6a8dcd7769-1024x576.jpg)
Здесь нет превратного изображения подлинных исторических лиц, обходится без прямых противоречий дневниковым записям своего времени. Вместо грубого отрицания нашей истории, «Праздник» даёт скромную попытку отвергнуть пафос восхваления красного тоталитаризма, и предложить вместо неё нечто иное.
Предложенный минимализм — образец того, как надо уметь снимать кино, не выбрасывая на ветер миллионы и миллиарды, пряча бездарность за эффектами. Настоящему фильму нужен не бюджет, а авторская идея и талант исполнения. Это пример показа “как было”, а не “как нужно”.
Но я думаю, что фильм этот не про блокаду, он в первую очередь для тех, кто внимательно смотрит и думает про современную жизнь.
Мне фильм запомнится замечательной игрой Алены Бабенко, Яна Цапника и Тимофея Трибунцева (последний, на мой взгляд, своим участием украшает любую картину). Молодой актерский состав переигрывал. Актёры выглядели посредственно на фоне своих старших коллег. Да и Маша не выглядит очень уж изможденной — этой актрисе я не поверила. Зато костюмеры и гримёры постарались — в целом всё в рамках 40-х годов ХХ века.
![](https://shakird.ru/wp-content/uploads/2019/05/7628764ef83b1dd93_0-1024x576.jpg)
Если говорить о художественных качествах фильма, то, безусловно, на «Оскара» он не тянет. Мне понравилась игра Алены Бабенко и Яна Цапника, который отошел от своего привычного амплуа. Неплохие интерьерные съемки, жаль только, что нет натуры — так хотелось увидеть, сколько же там, во дворе, снега намело? И ещё забавно было бы взглянуть на их бабушку — мне думается, она не менее харизматичный персонаж, чем герой Тимофея Трибунцева.
![](https://shakird.ru/wp-content/uploads/2019/05/imgonline-com-ua-Black-White-3vtzvjxa5JiRJ-1024x576-1024x576.jpg)
Когда «сверху» появляется такой вот запрет на прокат, который все равно ничего не решает, это вызывает интерес современного поколения. Всё запретное – нам интересно. Я считаю, фильм стоит посмотреть, хотя бы потому что, он – не оскорбительная пропаганда, а сюжетно сносное, художественно удачное, умело сыгранное и вызывающее сочувствие произведение.
Автор: Диана Сиразова