Понедельник, 20 мая, 2024
АктуальноеАналитика

Дружить или не дружить?

21 век. Ребята разных социальных положений учатся вместе. Как бы учитель не пытался усмирить всех детей, обязательно находятся ученик-агрессор. По официальным данным, в России насчитывается порядка 53, 5 тысяч школ! И в каждой школе, и в каждом классе найдется ребенок, провоцирующий детей против другого.  

Наша ситуация произошла в Республике Коми в N-ой школе. Дело, покажется, самым обычным, но неприятным для потерпевшего. Миша -староста 6 класса держит под своей властью одноклассников. Дети неуклонно подчиняются, чувствуя властную руку ребенка-агрессора: Миша задерживает сверстников у порога в класс, требуя яблоки и печенье, полученные учениками после обеда, придумывает прозвища и бросается обзывательствами и подколами в адрес сверстника Андрея. Миша жалуется на одноклассника своей матери, которая работает преподавателем в той же школе. Мать Миши в свое время идет на разбирательства к классному руководителю, защищая своего ребенка и обвиняя Андрея. Родители Андрея тоже идут на разбирательства к классному руководителю 6 класса. На что “МарьяИванна” не замечает никакой агрессии со стороны Миши. Все остается на своих местах. Круговорот продолжается.  Миша активно травит детей против Андрея.

Фото: Viverbem 

Давайте обратимся к источникам интернета, чтобы узнать степень масштабности проблемы.  https://s_ustcam.tog.54edu.ru и https://multiurok.ru сообщает: “Проблема является актуальной. Унижения, вымогательства, оскорбления, угрозы, неприятие одноклассниками происходят за стенами школ по всему миру. Согласно первым крупномасштабным исследованиям, проведенным Даном Ольвеусом, в которых приняли участие около 568000 норвежских учащихся, одна седьмая опрошенных учеников были подвергнуты травле своих одноклассников или сами становились жертвами детских преследований. Из них примерно одна девятая были жертвами, и одна десятая являлись агрессорами и травили своих одноклассников регулярно. 

На территории субъектов РФ также существует локальная и региональная статистика различных психолого-педагогических исследований феномена школьного насилия, проведенных отечественными специалистами. Так, Надежда Хвыля-Олинтер на основе репрезентативного исследования в школах г. Москвы установила, что только три четверти учеников из 1500 детей никогда не унижали и не оскорбляли, но каждого третьего ребенка грубо одергивали или высмеивали перед всем классом.”  

Цифры велики. За каждой цифрой стоит ребенок, личность еще не сформировавшаяся. Школа играет большую роль в становлении и роста человека. 

Фото: Волжская Коммуна 

Теперь следует посмотреть на проблему со стороны психолога Анастасии Бельтюковой: “Нам известно, что Миша – единственный ребенок в семье, растет без отца. Ему не хватает мужского воспитания, возможно, ему не хватает любви, так как его мать – учительница, она занята работой круглосуточно, ей не удается проводить время с ребенком. Встречается, что дети учителей педагогически запущены, такое тоже бывает. Мальчик пытается привлечь к себе внимание, к тому же Миша чувствует силу, ведь его мама работает в школе, а сам он староста, пытается утвердиться. Мальчик выбрал именно Антона в качестве жертвы, или считая его слабым, или завидуя ему чем-то. Когда у человека есть агрессия, ее нужно направить на верное русло. Он должен заниматься чем-нибудь. Например, пойти на тренировку, выплеснуть эмоции во время физической нагрузки, заняться какой-нибудь общественной деятельностью, так как он активный и староста, он, скорее всего, ответственный человек, пусть начнет организовывать различные классные мероприятия. 

Фото: Medical Note 

Как должны реагировать родители Андрея на агрессора? Проводить беседы и коррекционные работы с сыном. Агрессоры пытаются вывести нас на эмоции, это им приносит удовольствие, а также доказательство того, что у них есть преимущество. А если это подростки, то они это делают на показуху перед другими людьми, так они завоевывают авторитет. К таким людям нужно относиться нейтрально, показывая свою внутреннюю силу. Например, каждый раз равнодушно, но твердо поблагодарив за обзывательство в свой адрес. Враждующий поймет, что вы – неприступная стена. https://youtu.be/fkcARKWnirg – ссылка на видео “Буллинг. Как остановить детскую травлю”. 

Учитель не прав, он не компетентен. Если педагог не справляется, то он должен обратиться к психологу за помощью и для себя, и для ребенка! Учитель может проводить классные часы, звать на уроки психолога проводить различные тренинги на релакс, поведения во время бу́ллинга (англ. bullying). Это очень актуально в классах. 

Чаще всего проблема травли встречается из-за нехватки любви и внимания, или из-за избытка и дозволенности делать всё, что им заблагорассудиться.” 

Психолог дал четкий полезный и развернутый ответ, который окажется полезен и учителям, и родителям, и детям. 

“Человек обладает способностью любить, и, если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется, как бегством от собственной душевной боли…”, – считает Эрих Фромм, немецкий социолог и философ. Мы можем полагать, что ребенок-агрессор, как и обычный взрослый человек не нашел своего настоящего лучшего друга и чувствует себя одиноким. Эта рана становится шире, и человек начинает враждовать по отношению к тем, кто имеет достаточно друзей.  Это называется завистью. “Все люди лопаются от зависти. Только одни про это говорят, а другие врут, что они не завистливые.”, – писал Владимир Железников в своей книге “Чучело”. 

Прав ли учитель? Карается ли его равнодушие к проблеме законом? Перейдем к мнению юриста и прокурора Ришата Байкузина:  

Фото: “Норма права” 

“Нет, поведение классного руководителя не карается Законом. Уголовной и административной ответственности за это нет. Но он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее выполнение трудовых обязанностей.”  

Закон не предусматривает наказания, значит, человек, а именно учитель сам должен желать добра, гармонии и справедливости в классе. 

Моя знакомая, молодая 24-летняя девушка Мария Королёва только закончила ВУЗ и начала преподавать уроки русского языка и литературы в одной из школ Российской Федерации. Я решила взять и у нее комментарий, как у учителя-новичка и просто человека с добрым сердцем и трудолюбивой душой: Я сталкивалась, что один ученик унижает, оскорбляет и провоцирует другого учащегося. Сталкивалась как в школьные годы, так и во время работы учителя русского языка и литературы и классного руководителя. В классе 5-6-ых такое встречается редко. А вот в классах 7-8, когда дети уже подростки, это более выраженно.  

Фото: Izhevsk.sm-news.ru 

Как стоит вести себя учителю в таком случае? Не игнорировать! А если вы являетесь классным руководителем, то стоит обратить внимание ребят: “Мы один класс, мы – все вместе. Нам нельзя драться друг с другом, мы должны жить в любви, уважении и понимании друг друга”.  Учитель должен проводить классные часы. Если у родителя агрессивный ребенок, мамы и папы должны поговорить с ребенком, узнать причину его поведения, того, что ему не хватает, что он этим пытается доказать, попробовать провести такую беседу: пусть ученик поставит себя на место обидчика.” Хотелось бы верить, что столь хрупкая девушка, но сильная духом справиться и будет бороться за справедливость, даст знания и воспитает собственным примером учеников! 

 

Выпускница школы Анна Бушмелева откликнулась на мою просьбу и ответила на вопрос: “Встречалась ли с травлей во время обучения в школе?” Вот ее интересный ответ: “Дружить или не дружить — вот в чем вопрос! Думаю, что каждый из нас был очевидцем детского насилия в школе. Я возвращаюсь на 6 лет назад в школу. Передо мною высокий тучный и косолапый мальчик. Одноклассники и старшеклассники каждый битый час напоминали ему о том, что он – белая ворона.  Сейчас мы уже совершеннолетние. Но я вижу, что человек, которого ей-богу, каждый раз принижали, стал стеснительным, сдержаны и замкнутым в себе человеком. Вспоминаю еще один пример. Перед моими глазами стоит большой крупный и полный мальчик. Мощный “бой”. Гроза всех мальчиков в школе. Он утвердился зачёт своей полноты, на переменах ходил по классам, бил ребят каждого до единого. Почему все молчали? Не знаю. Было страшно”  

Помочь ребятам быть сострадательными, мягкосердечными и милосердными остаются в силах учителя, родители и авторитет. Можно всем вместе устраивать уроки любви и доброты, показывать добрые фильмы о дружбе как “Гарри Поттер”, “Маленький принц”, “Школьный вальс”, “Хатико” “Приключения Гекльберри Финна”, “Тимур и его команда”, и фильмы о жестокости подростков: “Чучело”, “Класс”, “Класс коррекции”, “Повелитель мух”, “Куколка”. Нужно проводить и посвящать мероприятия на проблему насилия в школах.  

Кадр из фильма ”Чучело” (1983) 

Кадр из фильма “Повелитель мух” (1990) 

Проблема школьной травли является актуальной в любом образовательном учреждении. Инциденты школьного насилия влияют на общую атмосферу в классе, на успеваемость учеников, самочувствие обучающихся. Вследствие подростковых проблем в нашей стране дети кончают жизнь самоубийством. Россия входит в 20 стран с самым высоким показателем самоубийств. ЮНИСЕФ констатирует, что на 2011 год из каждых 100 тысяч детей в возрасте 10—14 лет 2,5 кончают с собой, а из подростков 15—19 лет — 16,3. Среднемировая величина почти в три раза ниже. В 2015 году коэффициент смертности детей от 0 до 14 лет по данным Росстата составлял уже всего 0,6 на 100 тысяч детей, что значительно ниже среднемирового уровня! Цена бездействия слишком высока! Никакое насилие не может быть оправдано, любое проявление насилия можно предотвратить. 

Если каждый взрослый, ответственный за ребенка человек возьмет ситуацию в контроль, будет воспитывать духовное в ребенке, риск самоубийства, тем более травли в школе, заметно уменьшиться. Страна нуждается в духовном развитии и просвещении. Если власть, учителя, родители будут смотреть на проблему сквозь пальцы – ситуация в стране будет только ухудшаться. Естественный прирост населения уходит в минус. 

Лейла Бузанакова, журналистика 2 курс 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *