Понедельник, 29 апреля, 2024
Новости

«Старшему отделению – горбушки! Младшим – тоже по справедливости!»

«Республика ШКИД» — советский художественный фильм-комедия, созданный в 1966 году в киностудии «Ленфильм» режиссером Геннадием Полокой. Фильм является одним из наиболее известных произведений советского кинематографа.

Основой сюжета картины послужила повесть Григория Белых и Леонида Пантелеева о жизни беспризорных детей в школе социально-трудового воспитания имени Достоевского (ШКИД), написана в 1926 и издана в 1927 году.

Проблема общества

В постреволюционном городе на улицах обитает множество беспризорных подростков, которые страдают от голода и не имеют постоянного места жительства. Эти обездоленные дети вынуждены бороться за выживание в неблагоприятных условиях, так как никто не может заботиться о них. Если они не найдут еды и укрытия, то им грозит ужасная судьба — голодная смерть.

Честным трудом заработать в таких условиях не получается. Поэтому всё чаще мальчишки вынуждены грабить, — и это причина беспокойства общества. Власти стараются вылавливать таких скитальцев и отправлять их в специализированные детские приюты, где ими занимаются соответствующие воспитательные органы.

Органы уверены, что жизнь в суровых условиях и по строгим правилам должна перевоспитать и показать подрастающему поколению правильный путь. Школа-интернат Имени Достоевского (от сюда и название ШКИД) является одним из многих заведений подобного плана. Заведует школой директор Виктор Николаевич Сорока, которого за глаза прозвали Викниксором.

Несмотря на наметившиеся трудности, мужчина старается выковать из подопечных настоящих, честных граждан своего государства. Малолетние хулиганы категорически отказываются принимать заботу и противятся обучению. Они всячески издеваются над преподавателями и берутся за старое: воруют вещи и еду. Однако Викниксору в итоге удаётся найти общий язык со своими воспитанниками, когда они берутся за соместное сочинение собственного гимна. Вскоре в коллективе появляется новый ребёнок — одноглазый сорванец по кличке Мамочка. И за его воспитание берутся уже сами жители республики.

Урок педагогу

В картине очень хорошо показана социальная составляющая людей. Школа как модель общества. Ярко и грамотно раскрыты конфликты между подопечными ШКИД.

Отдельного внимания заслуживают и второстепенные герои, такие как Слоенов. Этот своего рода воплощение спекулянта. Образ капитализма, концентрированно сосредоточенного в нем, — человек беспринципный, с поведением и взглядом на жизнь ростовщика. Бессовестно эксплуатирующий голод своих товарищей, ограниченных в пропитании. Его отношения с воспитанниками приюта в процессе его спекуляций начинают переростать в взаимоповязанность и подкуп, — снова узнается действительность, и в этом подтверждение постоянно актуальности фильма.

Так же очень наглядно авторам удалось показать и воспитательные моменты, и их сильные и действенные стороны, — некоторые примеры педагогических решений, продемонстрированных в фильме, могут справедливо считаться эталонными.

Стоит отметить, что важным моментом картина иллюстрирует, что очень вредно вешать ярлыки на людей, и в особенности на детей. Предвзятость по отношению к детям, связанная с их статусом, не только обижает их, но и способствует их маргинализации.

Фильм убедительно показал, что и из таких запутавшихся, травмированными несчастной жизнью детей могут получится полноценные, воспитанные и порядочные члены общества.

В заключение можно сказать, что если рассматривать этот фильм в интересах преемственности педагогического опыта, то можно сделать вывод, что педагог – этот тот человек, от которого зависит очень многое в судьбе воспитанника. Внимательный подход к детям, в совокупности с выдержкой, приводит к чудесные выдающиеся результатам. Если относиться к юному человеку без предрассудков, не клеймить его, то он несомненно станет здоровым, прогрессивным членом общества.

Автор: Блинов Юрий, 3 курс “Журналистики” РИИ

Фото: www.eg.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *