Понедельник, 4 марта, 2024
АктуальноеНовостиСтуденческая жизнь

От газет до современной полиграфии

Самое ожидаемое и обещанное событие семестра. 20 апреля 2021 года студенты первого и второго курсов кафедры журналистики РИИ отправились в издательско-полиграфический комплекс «Идел-Пресс». Благодаря Дидару Мурадовичу – преподавателю по дисциплине «Техника и технология СМИ» удалось организовать экскурсию по цехам полиграфии. Несмотря на то, что показали лишь 1/20 часть производства, этого было достаточно для студентов, чтобы окунуться в процесс самого крупного полиграфического предприятия Поволжья.

Группу собрали у двери печатного цеха комплекса «Идел-Пресс».  В воздухе повис запах красок, новой бумаги, как раз характерный для типографии. Начальник службы качества и технологических процессов – Кинтас Светлана Вячеславовна объяснила, что любая книга начинается с задумки писателя, а ее изготовление в типографии – с приема заказа. Всё работает по простому принципу. Клиент высылает документ в формате PDF, а менеджер типографии сопровождает размещенный заказ в течение всего цикла, следит за соблюдением сроков и отгрузкой. Он же составляет техническую карту на печать.

Полиграфия работает с 1971 года, целых пол века. Оборудование старое, немецкого производства. Только благодаря бережному уходу и правильному использованию оно до сих пор безотказно служит «Идел-Пресс». Глаза студентов разбегались, экскурсовод остался где-то на втором плане, её голос заглушали старинные газетные ролевые машины. Журналисты окунулись в процесс производства. На полу стояли огромные рулоны бумаги с весом не меньше тонны. Их вешали в машину, а бумагу протягивали во внутрь машины и сразу печатали с ролика, на выходе автоматически выполнялся срез. В виду того, что машине необходимо разогнаться, первые 300 листов считают производственным браком и отправляют на макулатуру. Такое оборудование, как правило, предназначено для ч/б продукции.

Экскурсовод рассказала о принципе работы линии для изготовления книг в твердом переплете.  Показала длинный конвейер, где блоки закрываются переплетной обложкой. За стеклом оборудования можно было увидеть этап скрепления. С начала блок соединяется с переплетной крышкой с помощью форзаца (бумажного листа, который наклеивается на внутреннюю сторону переплетной крышки и на внутреннюю кромку книжного блока). Это вам не офисный степлер, а серьезное оборудование. Затем корешок книжного блока проклеивается тканью или специальным материалом, служит дополнительным укрепляющим элементом между блоком и переплетной крышкой. Верхняя и нижняя часть корешка книжного блока оформляется с помощью капталов.

Запах следующего цеха напоминал метиловый спирт со школьных лабораторных времен, пары тяжелых металлов и кетонов. Воздействие ароматов на человека изучается очень давно и доказано, что некоторые запахи способны не только воздать общее настроение и атмосферу, но и даже побудить человека к некоторым действиям, которые он совершит под влиянием эмоций.   Неудивительно, что использование аромаполиграфии получило широкое распространение. Вряд ли «Идел-Пресс» использует подобные услуги, так как это дорогостояще, но возможно в условиях огромной конкуренции именно этот способ поможет привлечь больше клиентов. Студенты были крайне осторожны, старались не задевать оборудование, а тем более мешать производству. Глаза первокурсников загорелись, как в первый учебный день. Чувствовался командный дух будущих журналистов.

– В зависимости от способа печати различают печатные краски различной консистенции – от очень жидкотекучих (на водной основе), включая пастообразные, и до сухих (твердых, например, порошков). Время идет, совершенствуются машины, материалы, всё автоматизируется, но суть не меняется: изображение, то есть будущие страницы книги, располагается на алюминиевых листах (формах). Используют голубой, пурпурный и жёлтый цвета в роли основных, а также чёрный цвет. Смешивая эти цвета, можно получить любой другой цвет, – рассказывает Светлана Вячеславовна.

Рабочие цеха рассказали принцип нанесения краски на продукцию. Машина, эдакий своеобразный принтер, готовит алюминиевые формы со специальным фоточувствительным слоем для будущей печати. Для каждой краски пластина своя, важно, чтобы они были правильно и четко совмещены. Весь процесс очень похож на то, как раньше печатали фотографии. После того как машина нанесла контуры будущего изображения, форма отправляется в проявочную машину. Для каждого цвета в машине свой узел — печатная секция, валик, емкость с краской. Первые листы из печатной машины выходят пробные – печатники подстраиваются под макет, сравнивают цвета, налаживают машины. Процесс очень долгий и увлекательный. На мой взгляд, без знаний и труда этих людей не было бы печатных СМИ.

Экскурсия завершилась. На лицах студентов были улыбки, в коридоре звучало множество тем для глубоко рассуждения. Теперь каждый студент сможет объяснить, каким образом создаются книги в твердом переплете, брошюры, газеты и открытки. Выражаем огромную благодарность руководству РИИ за предоставленную возможно окунуться в мир полиграфии.

Своими впечатлениями поделилась студентка 1 курса Шаура Хасанова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *