Пятница, 14 июня, 2024
Авторская колонкаКультураОбщество

Журналисты глазами кинематографа

Заметили, что кино часто формирует представления людей о профессии? Если это спортсмен, то по сюжету он посвящает все свое время тренировкам и становится успешным, потому что у него был тренер. Если врач, то обязательно самый честный и положительный персонаж, лучше всех выполняющий свою работу. Что касается полицейских, то в России чаще всего показывают взяточников и лентяев, на фоне которых обязательно появляется честный детектив и раскрывает все дела. У журналистов в кино тоже есть устоявшиеся образы “журналюги” и честного журналиста.  Чаще встречается первый вариант. 

“Журналюга” гонится за громкими заголовками, всегда думает только о собственной выгоде, готов жонглировать фактами так, как ему удобно. Он провокатор, который готов на все, ради хорошего материала. В российском кинематографе особенно любят этот образ, чаще всего это второстепенный персонаж, всегда создающий интригу и пытающийся всеми способами достучаться до истины.

Например, в сериале Евгения Стычкина и Сергея Трофимова “Нулевой пациент” журналист Игорь Карахан  может использовать не самые честные методы, так как уверен: ради высшей цели иной раз можно поступиться этическими принципами. 

Он всегда ищет сенсации, но старается, чтобы они были правдивыми. Полностью сам собирает свои истории: он и журналист, и фотокорреспондент. Напористый, самоуверенный, пробивной. Сначала вызывает отрицательные впечатления, но с развитием сюжета становится ясно, что за образом “журналюги” скрывается профессионал.

Такой же образ у Макса Кольцова в сериале “Топи”, сценаристом которого является  Дмитрий Глуховский. Любопытный, безответственный, инфантильный, циничный и эгоистичный человек, готовый на все ради яркого материала. В советское время сотрудник СМИ воспринимался как выразитель народных интересов,борец за правду,  интеллигентный, эрудированный человек, способный анализировать факторы,влияющие на развитие ситуации, и вникать в суть проблемы. Представителями такой журналистики являются, например, Борис Полевой (работал в газетах «Тверская правда», «Пролетарская правда». «Смена») и Вячеслав Шишков (циклы очерков «К угоднику», «С котомкойї» и др.).

Каждый из них руководствовался принципом комплексного рассмотрения вопроса, умело использовал художественно-выразительные средства. Именно такие журналисты формировали у общества представление о профессии. Тогда было распространено мнение, что в журналистике нет случайных людей. Сотрудник СМИ воспринимался как человек, ставящий интересы общества выше личных (на формирование такого образа влияла и государственная идеология того времени).

Для примера образа журналиста в советском кино возьмем фильм “Журналист” 1967 г. режиссера Сергея Герасимова. “Эта картина, – говорил режиссер, – не только, точнее, не столько о самой репортерской профессии (хотя о ней, конечно, тоже), сколько о совестливости человека, об умении разбираться в людях, чувствовать свою ответственность за все, что происходит вокруг, о своем долге перед обществом, перед самим собой”. В этой картине абсолютно не считывается образ алчного журналиста, а наоборот, образ человека, который старается честно выполнять свою работу, ведь он чувствует ответственность перед обществом. 

Как выяснилось, образы, транслируемые в кино, имеют сильное влияние на восприятие зрителями той или иной сферы деятельности. Чтобы это доказать, мы провели опрос среди студентов вузов Казани. Всего в нем приняли участие 67 респондентов. Предлагалось ответить на вопрос “Как вы считаете, образы циничных журналистов в современном кинематографе влияют на ваше восприятие профессии?”. 

Большинство опрошенных (56%) признались, что образ журналиста в кино влияет на их восприятие профессии. 31% не согласны с этим утверждением. Около 12% отметили частичное влияние кино на их восприятие профессии журналиста. А что на этот счет думают сами журналисты?

 Оксана БИРЮКОВА, журналист, член Союза журналистов РТ и РФ, старший преподаватель кафедры журналистики РИИ:

– Я в региональной журналистике с 1996 года, окончила КГУ, на моих глазах она трансформировалась в непростые 90-е годы, на примере татарстанских СМИ я видела, как менялись взгляды, устои, сами журналисты. Надо понимать, что подходы к работе у представителей нашей профессии формируются неразрывно с тем, как развивается общество, как оно себя чувствует, что в нем происходит. Я не считаю, что профессия журналиста стала менее авторитетной. Наоборот, в век блогерства именно информация от представителей СМИ становится для аудитории возможностью обрести более-менее объективный взгляд на ситуацию, есть потребность на проверенные данные из достоверных источников. Возможно, сенсаций сейчас не так много, зато есть крен в познание человека, ситуации, осмысление происходящего.

Недавно прочла историю о том, как была сделана фотография победительницей конкурса «Вся Россия – 2023» в номинации «Лучшая работа фотографа». Нужно было сделать фото матери погибшего бойца. Фотограф описала, как она пришла в дом женщины и, конечно, сначала получила отказ, что естественно. Но она прониклась ее чувствами, внимательно, искренне и проникновенно слушала ее рассказ о единственном сыне, прочувствовала всю горечь утраты. Тот самый кадр ей удалось сделать, но уже по-человечески, с пониманием всей глубины внутреннего состояния матери, внутренне пережившей психологическую смерть, потеряв сына. Будь девушка фоторепортером-журналюгой, разве стала бы действовать так по-человечески, ради одного фото в газету?

Конечно, как и в любой профессии, есть представители с разным подходом к делу. Но это уже вопрос к личным качествам самого человека, его этическим принципам. Даже делая сенсацию, можно оставаться журналистом, а не журналюгой. Что касается фильмов, то, на мой взгляд, соотношение тех, где показывается образ журналиста-борца за правду и журналюги, примерно одинаковое. И в этом кинематограф тоже можно считать отражением существующей действительности. Единственное, что меня тревожит, – влияние на работу СМИ экономических факторов, но это явление тоже лишь отражение рыночной ситуации. В наших руках снова сделать журналистку более уважаемой и ценной, чтобы образ журналиста-героя воспринимался правдивее, чем образ “журналюги”.

 

Студентка 4 курса направления “Журналистика”

РИИ Гельсем Зябирова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *